Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2867/2017 ~ М-2662/2017 от 05.12.2017

Дело № 2-2867/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2017 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е. В.,

при секретаре Лушниковой А.С.,

с участием представителя ответчика, Воробьевой Н.С., действующей на основании доверенности от 20.10.2017 года (со сроком действия до 31.12.2017 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шукшиной Ольги Васильевны к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Шукшина О.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав. Заявленные требования обосновывает тем, что 21.07.2017 года она обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как педагогическому работнику. Решением ответчика от 01.08.2017 года ей отказано в назначении пенсии. Отказ мотивирован тем, что на дату обращения в Управление, стаж работы составил 24 года 03 месяца 26 дней. Период работы с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года не включен, так как не выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. Просит признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) от 01.08.2017 года в части исключения спорного периода; обязать ответчика включить в льготный стаж периоды работы с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года; назначить и выплачивать пенсию с момента обращения – 21.07.2017 года; обязать ответчика возместить 300 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Истец Шукшина О.В. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствии. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебное заседание рассмотрено в отсутствии не явившегося истца.

Представитель ответчика, Воробьева Н.С., исковые требования не признала, считает решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

21.07.2017 года Шукшина О.В. обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости. Решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) за от 01.08.2017 года Шукшиной О.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. На дату обращения, 21.07.2017 года, стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, составляет 24 года 03 месяца 26 дней, вместо требуемых 25 лет. В педагогический стаж не был включен период с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года, так как не выработана норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Считая указанное решение незаконным, Шукшина О.В. обратилась в суд за защитой нарушенных прав.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам его работы, на включение которых в льготный стаж он настаивает.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (далее ФЗ «О страховых пенсиях») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.1 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденного соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 21.07.2017 года.

Суд считает, что спорный период подлежит зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по следующим основаниям.

На день обращения истца за досрочной страховой пенсией по старости и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истца составляла более 25 лет, то есть право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло у нее со дня обращения за назначением пенсии, а именно с 21.07.2017 года.

Согласно сведениям трудовой книжки истца, Шукшина О.В. с 07.04.2003 года по настоящее время работает воспитателем в МБДОУ детский сад комбинированного вида .

Представленной архивной справкой от 22.09.2017 года подтверждается, что в документах архивного фонда Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад и его предшественников в приказах заведующего детским садом имеются следующие сведения: приказ § 1 от 07 апреля 2003 года: «Ин. по физк. Шукшину О. В. (так в документе) перевести воспитателем гр. НО с нагрузкой 0,5 ст., 0,5 ст. воспитателя с 07 апреля».

В период времени с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года Шукшина О.В. работала воспитателем в обычной группе на 0,5 ставки и воспитателем в специализированной группе на 0,5 ставки.

Период работы истца в должности воспитателя на 0,5 ставки и воспитателя в специализированной группе на 0,5 ставки в детском саду комбинированного вида с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года подлежал включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Возражения ответчика о не включении в педагогический стаж спорного периода по причине того, что истицей не выработана норма педагогической нагрузки, установленная на ставку в размере 36 часов в неделю, суд считает необоснованными.

Все должности, по которым истец имела педагогическую нагрузку в вышеуказанный период: воспитатель, воспитатель специализированной группы предусмотрены списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 года . Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года , периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Статья 333 Трудового кодекса РФ устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.

В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 года «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (с изменениями от 31.01.2000 года и 31.03 2000 года), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.

Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 года ).

Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов, что подтверждается представленными истцом тарификационными списками, лицевыми счетами.

Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 года принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Удмуртской Республики статьей 54 Конституции Удмуртской Республики, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6 и 333 ТК РФ.

Исходя из требований ст. 55 п. 3 Конституции РФ следует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 года подлежит применению на территории УР.

Учитывая изложенное, оспариваемый истцом период работы с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года подлежит включению Шукшиной О.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При включении в специальный педагогический стаж Шукшиной О.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляющий на 21.07.2017 года по подсчету ответчика, 24 года 03 месяца 26 дней, периода работы воспитателем детского сада комбинированного вида с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года он превысит необходимые по закону 25 лет педагогической деятельности, что позволяло принять решение о досрочном назначении страховой пенсии по старости Шукшиной О.В. со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 21.07.2017 года.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) от 01.08.2017 года об отказе Шукшиной О.В. в установлении пенсии является незаконным, необоснованным, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости.

Из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (часть 1), закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.

В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов. Согласно части первой статьи 98 и статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, включая расходы на оплату услуг представителя.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Расходы истца по уплате 300 рублей государственной пошлины подтверждены чеком-ордером от 05.12.2017 года. Следовательно, с ответчика подлежат взысканию 300 рублей в возмещение понесенных судебных расходов истца.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Шукшиной Ольги Васильевны к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) от 01.08.2017 года об отказе Шукшиной Ольге Васильевне в установлении пенсии незаконным и отменить.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонное) включить Шукшиной Ольге Васильевне период с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года в льготный стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонное) назначить досрочно Шукшиной Ольге Васильевне страховую пенсию по старости с 21.07.2017 года на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) в пользу Шукшиной Ольги Васильевны 300 рублей в возмещение понесенных судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения через Сарапульский городской суд УР.

Решение в окончательной форме принято судом 27 декабря 2017 года.

Судья Е. В. Шадрина

2-2867/2017 ~ М-2662/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шукшина Ольга Васильевна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сарапуле УР
Суд
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Судья
Шадрина Елена Викторовна
Дело на странице суда
sarapulskiygor--udm.sudrf.ru
05.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2017Передача материалов судье
07.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2017Судебное заседание
27.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2018Дело оформлено
09.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее