Судья Щенникова Е.В. Дело № 21-48/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Белова Н.Е.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев 25 января 2017 жалобу представителя ООО «Северо-Западный лесной терминал» .... на решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 6 декабря 2016 года, которым постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 12 сентября 2016 года <Номер обезличен>, постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 12 сентября 2016 года <Номер обезличен>, которыми ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 8.32 и ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях – изменено и назначено ООО «Северо-Западный лесной терминал» административное наказание по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 и ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере ... рублей.
В остальной части состоявшиеся постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми оставить без изменения.
установил:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 12.09.2016 <Номер обезличен> ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено назначение в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 12.09.2016 <Номер обезличен> ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено назначение в виде административного штрафа в размере ... рублей.Не согласившись с указанными постановлениями, ООО «Северо-Западный лесной терминал» обратилось в суд с жалобами, в которых просит указанные постановления отменить и прекратить производство по делу.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17.11.2016 дела по жалобе ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 12 сентября 2016 года <Номер обезличен> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, и жалобе ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 12 сентября 2016 года <Номер обезличен> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, объединены в одно производство.
Судьей Сыктывдинского районного суда вынесено вышеизложенное решение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, представителем ООО «Северо-Западный лесной терминал» Кирушевым Н.В., поставлен вопрос об отмене принятых по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и прекращении производства по делу в связи с истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ОООО «Северо-Западный терминал» ...., прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения, в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением является Нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ образуют действия (бездействия) по использовании лесов с нарушением правил пожарной безопасности в лесах в пожароопасный период.
Статья 52 Лесного кодекса РФ предусматривает, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Пожарная безопасность в лесах в соответствии со ст. 53 Лесного кодекса РФ включает в себя, в том числе выполнение мер пожарной безопасности, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Специальные правила и соответствующие обязанности физических и юридических лиц применительно к видам использования лесов определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно п. 21 Правил складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 417 от 30 июня 2007 года, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 19 указанных Правил установлено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Согласно части 9 статьи 29 ЛК РФ правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее - Правила). Указанные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.В соответствии с ч.3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 63 Правил заготовки древесины после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения названных Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов предусмотрено производство осмотра и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором аренды лесного участка от 22.04.2008 <Номер обезличен>, заключенным между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «...», арендатору передан в аренду лесной участок, площадью ... га, расположенный на территории ГУ «...», ... лесничество в кварталах ...
Договором от 01.06.2016 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 <Номер обезличен> ООО «...» передало свои права и обязанности новому арендатору - ООО «Северо-Западный лесной терминал».
В соответствии с пунктом 4.4.1 Договора аренды Арендатор обязан использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и нормативно-правовыми актами, договором аренды лесного участка.
Срок действия лесной декларации установлен с 07.05.2015 по 06.05.2016.
Лесничим-руководителем Пажгинского участкового лесничества 28.07.2016 проведен плановый осмотр, обследование лесных участков в Пажгинском участковом лесничестве.
В результате осмотра выявлено оставление заготовленной древесины на период пожароопасного сезона не собранной в штабеля либо поленницы ...) не отделенной противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
По факту выявленных правонарушений были составлены акты осмотра мест рубок в указанных кварталах, на основании которых составлены протоколы: <Номер обезличен> от 26.08.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях; <Номер обезличен> от 26.08.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального лесного хозяйства <Номер обезличен> от 01.08.2011, требования, устанавливаемые правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми <Номер обезличен> от 08.04.2016 «О начале в 2016 году пожароопасного сезона на территории Республики Коми» на территории Республики Коми с 29.04.2016 установлено начало пожароопасного сезона.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми №213 от 25.04.2016 «Об особом противопожарном на территории Республики Коми» на территории МО MP «Сыктывдинский» с 30.04.2016 введен особый противопожарный режим.
Установив по делу, что ООО «Северо-Запаный лесной терминал» в условиях противопожарного режима, оставило не собранной в штабеля либо поленницы (... не отделенной противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра Пажгинского участкового лесничества должностное лицо и судья городского суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Северо-Запаный терминал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ ч.1 ст.8.25 КоАП РФ и вина ООО «Северо-Запаный лесной терминал» в совершении данных административных правонарушений подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: актами осмотра мест рубок от 28.07.2016, договором аренды лесного участка <Номер обезличен> от 22.04.2008, договором аренды от 01.06.2015, по которому ООО «...»» передало права и обязанности ООО «Северо-Западный лесной терминал», технологическими картами на проведение рубок лесных насаждений
Вывод должностного лица и судьи о наличии в действиях ООО «Северо-Запаный терминал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, ч.1 ст.8.25 КоАП РФ является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, который по мнению заявителя, подлежит исчислению с момента окончания работ по заготовке древесины и подачи лесной декларации от 25.03.2014, а не с момента обнаружения оставленной древесины, являются ошибочными.
В силу ч.1 ст. 4.5 коАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет 1 год.
При этом учитывая, что административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, является длящимся, сроки, предусмотренные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Материалами дела установлено, что 28.07.2016 ГУ «...» при осмотре, обследовании лесных участков на территории ... лесничества был установлен факт нарушения ООО «Северо-Западный лесной терминал» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Поскольку из материалов дела следует, что нарушение ООО «Северо-Западный лесной терминал» требований п.19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 417 от 30 июня 2007 года, были выявлены 28.07.2016, следовательно, годичный срок давности, подлежащий исчислению с указанной даты, не истек.
Иные доводы жалобы были предметом исследования и оценки предыдущей судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в оспариваемом судебном акте, не согласиться с которой оснований не имеется.
Существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, ч.1 ст.8.25 КоАП РФ с учетом положений ч.3.2 ст.4.1,ч.2 ст.4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 6 декабря 2016 года оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Северный - Западный лесной терминал» Кирушева Н.В. - без удовлетворения.
Судья - Н.Е.Белов
Копия верна: судья Н.Е.Белов