Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2021 года
город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области
в составе: председательствующего судьи Артемьевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Догадкиной Ю.Г.,
с участием сторон: истца - ст.помощника прокурора Антоновой В.М. и Широковой В.В., адвоката Нянькина Д.А. /ордер от <дата>/, представителей ответчика Администрации г.о. Сызрань - Калининой Е.А., третьих лиц - КЖКХ Администрации г.о. Сызрань - Пигалкиной В.Я., жилищного отдела КЖКХ Администрации г.о. Сызрань - Дремовой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-70/2021 по иску прокурора г. Сызрани в интересах Широковой В. В. к Администрации г.о. Сызрань об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Сызрани Самарской области обратился в суд с исковыми требованиями об обязании Администрации г.о. Сызрань предоставить Широковой В.В., <дата> года рождения вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Заявленные требования истец обосновал тем, что в прокуратуру г. Сызрани Самарской области поступило обращение по факту необеспечения Широковой ВВ благоустроенным жилым помещением на территории г.о. Сызрань.
В ходе проверки установлено, что <дата> произошел пожар, в результате которого сгорел жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Широковой В.В.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Широкова В.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, взята на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с составом семьи 1 человек.
Согласно справке серии № *** от <дата> Широкова В.В. является инвалидом второй группы бессрочно.
Согласно информации Администрации г.о. Сызрань от <дата>, представленной в прокуратуру города, до настоящего времени Широкова В.В. жилым помещением по договору социального найма органами местного самоуправления г.о. Сызрань не обеспечена, в связи с отсутствием жилого помещения, подходящего по норме предоставления на состав семьи и соответствующего санитарно-техническим нормам.
Вместе с тем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от очередности и наличия необходимой жилой площади.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающиеся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Частью 1 ст. 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от <дата> № ***н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
<дата> по фактам выявленных нарушений прокуратурой г. Сызрани в адрес Администрации г.о. Сызрань вынесено представление, которое в настоящее время рассмотрено.
По результатам рассмотрения указанного представления в адрес прокуратуры поступил ответ Администрации г.о. Сызрань от <дата>, из которого следует, что действующим законодательством не предусмотрено присвоение порядкового номера среди вне очередников, однако, в связи со сложившейся ситуацией, отсутствием муниципального жилищного фонда, образовалась очередность среди вне очередников.
Предоставление жилых помещений также осуществляется с соблюдением принципа очередности (с даты постановки на учет).
Предоставление жилых помещений в основном осуществляется за счет жилых помещений из освободившегося муниципального жилищного фонда, строительство жилых помещений муниципалитетам не осуществляется.
До настоящего времени Широкова В.В. жилым помещением по договору социального найма органами местного самоуправления г.о. Сызрань во внеочередном порядке не обеспечена.
В судебном заседании истец - представитель прокуратуры г. Сызрани в лице Антоновой В.М. и истец Широкова В.В. исковые требования поддержали, привели доводы, изложенные выше.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации г.о. Сызрань в лице Калининой Е.А. (доверенность от <дата>) иск не признала, пояснила, что на основании решения Сызранского городского суда Самарской области от <дата> по гражданскому делу по иску Широковой В.В. о взыскании материального ущерба, причиненного в результате пожара, компенсации морального вреда, Администрацией г.о. Сызрань истцу была выплачена сумма 1 087 114,93 руб. Указанная сумма позволяла Широковой В.В. отремонтировать или приобрести другое жилое помещение. Однако, с <дата> г. этого сделано ею не было. Дополнила, что на основании Постановления Администрации г.о. Сызрань истцу предоставлено жилое помещение из маневренного фонда. На основании постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Широкова В.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 52 ЖК РФ и поставлена на учет внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Данное постановление в настоящее время не отменено.
В судебном заседании представитель третьего лица - Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань в лице Пигалкиной В.Я. (доверенность от <дата>) против исковых требований возражала, пояснила, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку Администрацией г.о. Сызрань была произведена Широковой В.В. денежная выплата на основании решения Сызранского городского суда Самарской области от <дата> На указанные денежные средства истец могла приобрести себе другое жилое помещение. В настоящее время Широковой В.В. выделено жилое помещение из маневренного фонда.
В судебном заседании представитель третьего лица - жилищного отдела КЖКХ Администрации г.о. Сызрань в лице Дремовой Э.В. (доверенность от <дата>) возражала против исковых требований, поддержала позицию представителей Администрации г.о. Сызрань и КЖКХ Администрации г.о. Сызрань.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации декларировано право каждого на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (статья 40 Конституции РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления - часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 38 Постановления Правительства РФ от <дата> № *** "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, чрезвычайных ситуаций, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <дата> № ***, из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что Широкова В.В. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом <адрес> Илюхиной И.Ю. от <дата>, являлась собственником жилого дома, общей площадью 43,00 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 1 600 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № *** от <дата> и выпиской из ЕГРН от <дата>.
Установлено также, что <дата> в вышеуказанном доме произошел пожар.
Согласно заключению Межведомственной комиссии при Администрации г.о. Сызрань Самарской области № *** от <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие пожара.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания.
<дата> на основании Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** Широкова В.В. принята на учет в качестве нуждающихся в предоставлении специализированного (маневренного) жилого помещения в соответствии с Положением «О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда г.о. Сызрань», утвержденного Решением Думы г.о. Сызрань от <дата> № ***, за № *** с составом семьи 1 человек.
Кроме того, по договору найма специализированного жилого помещения, предоставлено помещение маневренного фонда № ***, жилой площадью 15,60 кв.м. по <адрес> на срок проведения ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>, на состав семьи 1 человек.
<дата> Широкова В.В. обратилась в жилищный отдел КЖКХ Администрации г.о. Сызрань с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Широкова В.В. на основании ст. 52 ЖК РФ принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях за № ***, с составом семьи 1 человек и взята на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от <дата>, вступившего в законную силу <дата>, по гражданскому делу № *** по иску Широковой В.В. к Финансовому управлению Администрации г.о. Сызрань, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании материального ущерба, причиненного в результате пожара, и компенсации морального вреда, исковые требования Широковой В.В. удовлетворены частично, с Финансового управления Администрации г.о. Сызрань в пользу Широковой В.В. взыскано 936 906 руб. в счет возмещения ущерба жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>; 150 208,93 руб. в счет возмещения ущерба движимому имуществу, а всего взыскано на общую сумму 1 087 114,93 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Широковой В.В. отказано.
<дата> Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** с целью исполнения вышеназванного судебного акта от <дата> по гражданскому делу № *** установлено расходное обязательство г.о. Сызрань в пользу Широковой В.В. на общую сумму 1 087 114,93 руб., из которых: 936 906 руб. в счет возмещения ущерба жилому дому, 150 208,93 руб. в счет возмещения ущерба движимому имуществу.
Установлено также, что Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** на основании Распоряжения Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***-р утверждена вневедомственная целевая программа г.о. Сызрань «Обеспечение жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и имеющих право на внеочередное предоставление жилья» на 2020-2025 годы».
Согласно Паспорту вышеназванной вневедомственной целевой Программы на сегодняшний день на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма при Администрации г.о. Сызрань состоят более 2248 семей, из них 41 семья имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
При этом количество приобретенных жилых помещений за период с <дата>-<дата> г.г. составит - 14.
Между тем, довод представителя КЖКХ Администрации г.о. Сызрань о том, что обращение истца в суд с требованием об обязании Администрации г.о. Сызрань предоставить Широковой В.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение является преждевременным, ввиду того, что в рамках вневедомственной целевой программы г.о. Сызрань «Обеспечение жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и имеющих право на внеочередное предоставление жилья» на <дата>-<дата> годы» Широкова В.В. будет обеспечена жилым помещением, при этом срок, указанный в целевой Программе, на дату обращения в суд не истек, суд признает несостоятельным, по следующим основаниям.
Из содержания вышеизложенных норм права следует, что жилищное законодательство предусматривает для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с п. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Принимая во внимание, что жилое помещение истца в 2015 г. было признано непригодным для проживания, доказательств проведения ремонтных работ и иного улучшения состояния дома ответчиком суду не представлено, как не представлено доказательств возможности восстановления и реконструкции жилого помещения истца, при этом спорное жилое помещение представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, в связи с чем, предоставление истцу иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от очередности и наличия необходимой жилой площади.
Другого жилого помещения, пригодного для проживания, Широкова В.В. не имеет, учитывая вышеизложенное, относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, возлагается на орган местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у ответчика Администрации г.о. Сызрань в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку вне очередников) и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо причин.
При таких обстоятельствах, суд полагает иск прокурора о понуждении Администрации г.о. Сызрань предоставить Широковой В.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, подлежит удовлетворению.
Кроме того, довод представителя ответчика о том, что Администрацией г.о. Сызрань право истца на благоустроенное жилое помещение было реализовано путем выплаты Широковой В.В. компенсации в размере 1 087 114,93 руб. на основании решения Сызранского городского суда Самарской области от <дата> по гражданскому делу № *** и Широкова В.В. могла приобрести себе жилое помещение, судом не может быть принят во внимание, поскольку является ошибочным, так как решением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> с Администрации г.о. Сызрань в пользу Широковой В.В. взыскан материальный ущерб, понесенный в результате порчи имущества, принадлежащего истцу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от <дата> № *** и от <дата> № ***, часть 1 ст. 89 Жилищного Кодекса РФ, гарантирующая обеспечение другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений, следует, что предоставление иного благоустроенного помещения по договору социального найма при признании дома непригодным для проживания носит компенсационный характер и предоставляется истцу не в целях улучшения его жилищных условий, а в связи с невозможностью проживания в принадлежащем ему жилом помещении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора г. Сызрани Самарской области в интересах Широковой В. В. к Администрации г.о. Сызрань об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань предоставить Широковой В. В., <дата> г.р. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья: Артемьева Л.В.