44OS0000-01-2019-000498-03
дело № 3а-71/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2020 г. г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Дерябиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Погуралова Олега Вадимовича к администрации Костромской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Погуралов О.В., действуя через представителя Соловьеву И.Л., обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является собственником нежилого помещения (часть здания) с кадастровым номером №, площадью 719,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>», кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 17 735 211,23 руб.
Данное помещение располагается на арендуемом Погураловым О.В. земельном участке площадью 739 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предпринимательство, расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 12 января 2018 г. в размере 1 451 669,43 руб.
Между тем, согласно отчету №, составленному оценщиком ФИО5 (индивидуальный предприниматель), рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 01 марта 2016 года составляет 4 078 000 руб. Согласно отчету №, составленному оценщиком ФИО5 (индивидуальный предприниматель), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 12 января 2018 года составляет 786 000 руб.
Таким образом, размер кадастровой стоимости объектов недвижимости завышен по сравнению с их реальной рыночной стоимостью, что влечет за собой увеличение размера налоговых платежей и арендной платы, свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Судом изменен процессуальный статус Управления Росреестра по Костромской области с заинтересованного лица на административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного истца Погуралова О.В. – Соловьева И.Л. административные исковые требования поддержала.
Административный истец Погуралов О.В. в судебное заседание не явился.
Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, представители заинтересованных лиц Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, администрации городского округа город Мантурово Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не представили возражений по заявленным требованиям.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Погуралов Олег Вадимович с 02 апреля 2010 года является собственником нежилого помещения (часть здания) с кадастровым номером №, площадью 719,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> /том 1 л.д. 13-17, 21-22/.
Земельный участок площадью 739 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предпринимательство, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, на основании договора аренды № 1363 от 23 сентября 2010 года Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городской округ город Мантурово Костромской области передал в пользование Погуралову Олегу Вадимовичу /том 1 л.д. 24-36/. По условиям договора аренды (пункт 3.5.) размер арендной платы устанавливается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость нежилого помещения по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 17 735 211,23 руб., кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 12 января 2018 года утверждена в размере 1 451 669,43 руб. /том 1 л.д. 23, 37/.
В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости влияют на объём налоговых и арендных обязательств Погуралова О.В., а, следовательно, затрагивают его права.
В силу статьи 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В представленных административным истцом отчетах об оценке рыночной стоимости № и №, составленных оценщиком ФИО5 (индивидуальный предприниматель), рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 4 078 000 руб., рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 12 января 2018 года определена в размере 786 000 руб. /том 1 л.д. 51-170, 171-285/.
Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков. Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость и свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы административного дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований.
Датой подачи заявления следует считать дату обращения с этим заявлением в суд – 30 декабря 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения (часть здания) с кадастровым номером №, площадью 719,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 4 078 000 (четыре миллиона семьдесят восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 739 кв.м, с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предпринимательство, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 января 2018 года в размере 786 000 (семьсот восемьдесят шесть тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 30 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов