Дело № 2-1569(2014)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2014г. Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Вязовской М. Е.
при секретаре Шаляпиной Л.,
с участием истца Марамыгина А.И., представителя ответчика по доверенности Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марамыгина А. И. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по Мотовилихинскому району г. Перми о признании решения комиссии незаконным, включении периодов работы в спецстаж, назначении пенсии
у с т а н о в и л:
Марамыгин А.И. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по Мотовилихинскому району г. Перми о признании решения комиссии незаконным, включении периодов работы в спецстаж, назначении пенсии, указывая в заявлении, что он обратился в УПФ РФ в Мотовилихинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии согласно пп.16 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, рассмотрев его заявление, о досрочном назначении трудовой пенсии решали на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. отказать. В ходе рассмотрения представленных документов в стаж не зачтем период работ с 30.03.1998 по 31.12. 1998 (9 месяцев 2 дня) как спасателю, спасателю 2 класса в Пермской городской службе спасения Главного управления по делам ГО и ЧС Пермской области (позднее МУ «Пермская городская служба спасания», МКУ «Пермская городская служба спасения», а также с 01.01.1990 по 30.09.2013 (14 лет 8 мес. 30 дней) - как командиру группы оперативного реагирования 14 разряда, спасателю 1 класса - командиру группы 14 разряда, начальнику группы оперативного реагирования, спасателю, спасателю 1 класса в Муниципальном учреждении «Пермская городская служба спасения». Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказала мотивировав свой отказ тем, что согласно пп. 16 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № –ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессионально-аварийно спасательных формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России, утверждаемую соответствующим приказом МЧС России. Работники других аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в Республиках, областях, городах и районах, которые не входят в организационную структуру МЧС России правом на досрочное назначение пенсии в соответствие пп. 16 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не пользуются. Считает, что комиссия по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми незаконно отказала ему в назначении досрочной трудовой пенсии. Незаконность принятого комиссией решения следует из того, что: 1. Муниципальное учреждение «Пермская городская служба спасения» была создана на базе Главного управления по делам ГО и ЧС Пермской области в целях выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждений и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с Федеральным законом «о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением правительства РФ от 5.11.1995г. №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 2. Исходя из анализа Постановления Правительства Пермского края от 20 октября 2006 г. N 52-п "Об утверждении Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края" и постановления Администрации г. Перми от 24.11.2006 N 2314 "Об утверждении Положения о городском звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края", Устава МКУ «ПГСС» муниципальное учреждение «Пермская городская служба спасения» также как и МЧС России входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 3. В соответствии с п.п. 16 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. 4. Как следует из пункта 7 статьи 25 Федерального от 22 августа 1995 г. № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. 5. В Постановлении Правительства РФ от 01 октября 2001г. № 702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» имеется должность спасателя, установленная в соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. 6. Он является аттестованным спасателем, сотрудником профессиональной аварийно-спасательной службы в соответствии ФЗ №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Выполняет все функции спасателя, участвует в аварийно-спасательных и других неотложных работах, т.е. выполняет точно такую же работу, что и спасатели МЧС (что подтверждено записями в книжке спасателя). 7. Нарушение его прав и законных интересов со стороны УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми заключается в отказе зачесть в стаж период работы с 30.03.1998 по 31.12. 1998 (9 месяцев 2 дня), а также с 01.01.1990 по 30.09.2013 (14 лет 8 мес. 30 дней).
Просит признать недействительным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми об отказе зачесть в стаж период работы с 30.03.1998 по 31.12. 1998 (9 месяцев 2 дня) как спасателю, спасателю 2 класса в Пермской городской службе спасения Главного управления по делам ГО и ЧС Пермской области, а также с 01.01.1990 по 30.09.2013 (14 лет 8 мес. 30 дней) как командиру группы
оперативного реагирования 14 разряда, спасателю 1 класса - командиру группы 14 разряда, начальнику группы оперативного реагирования, спасателю, спасателю 1 класса в Муниципальном учреждении «Пермская городская служба спасения», назначить досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп. 16 п.1 ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской федерации №173-Ф3 от 17.12.2001 г. включив в стаж период работы с 30.03.1998 по 31.12. 1998 (9 месяцев 2 дня), а также с 01.01. 1990 по 30.09.2013 (14 лет 8 мес. 30 дней), назначить пенсию со дня подачи заявления в УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец требования поддержал, дал пояснения аналогичные исковым требованиям.
Представитель УПФ в судебном заседании с требованиями не согласилась, поддержала письменные возражения, из которых следует, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) Мотовилихинском районе г. Перми с исковыми требованиями Марамыгина А. И. о признании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении пенсии, не согласно по следующим основаниям. Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии с 1 января 2002 года установлен Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 указанного Закона пользуются лица, которые проработали не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Документом, подтверждающим участие спасателей в работе по ликвидации чрезвычайны ситуаций, является книжка спасателя, которая предназначена для учета участия спасателя этих работах. При наличии указанных условий трудовая пенсия работникам, занятым в должности «Спасатель», назначается досрочно по достижении 40 лет либо независимо от возраста. Марамыгин А.И. обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Комиссии Управления по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю, в соответствии с действующим законодательством отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием не менее 15 лет специального стажа работы. Не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды:
с 30.03.1998 по 31.12.1998 (9 мес. 2 дня) - спасатель, спасатель 2 класса в Пермской городской службе спасения Главного управления по делам ГО и ЧС Пермской области (позднее Муниципальное учреждение «Пермская городская служба спасения», Муниципальное казенное учреждение «Пермская городская служба спасения») – работа в аварийно-спасательной службе, которая не входит в организационную структуру поисково-спасательных служб МЧС России. Согласно Уставу учредителем является администрация г.Перми. Муниципальное казенное учреждение «Пермская городская служба спасения» является функциональным элементом Пермского городского звена областной подсистемы Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
с 01.01.1999 по 30.09.2013 (14 лет 8 мес. 30 дней) - командир группы оперативного реагирования 14 разряда, спасатель 1 класса - командир группы 14 разряда, начальник группы оперативного реагирования, спасатель, спасатель 1 класса в Муниципальном учреждении «Пермская городская служба спасения» (с 28.12.2011 Муниципальное казенное учреждение «Пермская городская служба спасения») - работа в аварийно-спасательной службе, которая не входит в организационную структуру поисково-спасательных служб МЧС России. Согласно Уставу учредителем является администрация г.Перми. Муниципальное казенное учреждение «Пермская городская служба спасения» является функциональным элементом Пермского городского звена областной подсистемы Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ИТОГО: 15 лет 06 месяцев 02 дня. К работникам, пользующимся правом на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии с вышеуказанной статьей Закона относятся спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру поисково-спасательной службы МЧС России, утверждаемую соответствующим приказом МЧС России. Необходимо обратить внимание на то, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются только профессиональные спасатели - специалисты, имеющие соответствующее образование, прошедшие специальную аттестацию. Должностные обязанности спасателя утверждены Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993г. №84. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004г. № 11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация должна осуществляться на основе закрепленного статьей 19 (части 1 и 2) Конституции РФ принципа равенства и с соблюдением других вытекающих из нее требований, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Согласно Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшему до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", спасатели, постоянно трудившиеся в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, имели право на пенсию за выслугу лет, которая предоставлялась ранее достижения общего пенсионного возраста независимо от ведомственной подчиненности этих служб и формирований (п. «л» части первой ст. 12 и ст. 78.2). Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 15 лет спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшими в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям, осуществлявшим профессиональную аварийно-спасательную деятельность в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран. Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1). В развитие указанных конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2), а статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года №151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусматривает создание в субъектах Российской Федерации собственных аварийно-спасательных служб. При этом согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью. Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации. Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая его пенсионные права, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций. Просят в удовлетворении исковых требований Марамыгину А. И. отказать.
Выслушав истца, представителя пенсионного фонда, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что Марамыгин А.И. с ДД.ММ.ГГГГ. принят спасателем в Пермскую городскую службу спасения. ДД.ММ.ГГГГ. присвоен 2 класс спасателя. С ДД.ММ.ГГГГ уволен по переводу в Муниципальное учреждение «Пермская городская служба спасения». ДД.ММ.ГГГГ. принят в порядке перевода в поисково-спасательный отряд на должность командира группы оперативного реагирования 14 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ. назначен на должность спасателя 1 класса - командир группы 14 разряда, ДД.ММ.ГГГГ. переведен на должность начальника группы оперативного реагирования, с ДД.ММ.ГГГГ. переведен на должность спасателя, ДД.ММ.ГГГГ. присвоена квалификация спасатель 1 класса, ДД.ММ.ГГГГ. Муниципальное учреждение «Пермская городская служба спасения» переименовано в Муниципальное казенное учреждение «Пермская городская служба спасения», где истец работал до дня оценки пенсионных прав - ДД.ММ.ГГГГ.
Работа истца подтверждается копией трудовой книжки, книжкой спасателя и учетом участия спасателя в АС и ДНР в межаттестационный период (л.д.8-32), а также должностной инструкцией (л.д.40,41).
Согласно Устава МУ «Пермская городская служба спасения» (новая редакция от 14.08.2007г.) МУ «Пермская городская служба спасения» является функциональным элементом Пермского городского звена областной подсистемы единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Учредителем МУ является Департамент общественной безопасности администрации <адрес>.
Согласно Устава МКУ «Пермская городская служба спасения» создано путем изменения типа существующего МУ «Пермская городская служба спасения» на основании распоряжения администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. Учреждение создается в целях реализации полномочий администрации г.Перми по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создании, содержании и организации деятельности аварийно-спасательных служб и обеспечения безопасности людей на водных объектах. Учреждение является органом повседневного управления Пермского городского звена Пермской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацией (л.д.44-64).
Марамыгин А.И. обратился в УПФ РФ в Мотовилихинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Комиссии Управления по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № Марамыгину А.И. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием не менее 15 лет специального стажа работы.
Комиссия не включила в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды:
с 30.03.1998 по 31.12.1998 (9 мес. 2 дня) - спасатель, спасатель 2 класса в Пермской городской службе спасения Главного управления по делам ГО и ЧС Пермской области (позднее Муниципальное учреждение «Пермская городская служба спасения», Муниципальное казенное учреждение «Пермская городская служба спасения») – работа в аварийно-спасательной службе, которая не входит в организационную структуру поисково-спасательных служб МЧС России. Согласно Уставу учредителем является администрация г.Перми. Муниципальное казенное учреждение «Пермская городская служба спасения» является функциональным элементом Пермского городского звена областной подсистемы Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
с 01.01.1999 по 30.09.2013 (14 лет 8 мес. 30 дней) - командир группы оперативного реагирования 14 разряда, спасатель 1 класса - командир группы 14 разряда, начальник группы оперативного реагирования, спасатель, спасатель 1 класса в Муниципальном учреждении «Пермская городская служба спасения» (с 28.12.2011 Муниципальное казенное учреждение «Пермская городская служба спасения») - работа в аварийно-спасательной службе, которая не входит в организационную структуру поисково-спасательных служб МЧС России. Согласно Уставу учредителем является администрация г.Перми. Муниципальное казенное учреждение «Пермская городская служба спасения» является функциональным элементом Пермского городского звена областной подсистемы Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ИТОГО: 15 лет 06 месяцев 02 дня.
Суд считает, что решение комиссии по реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Мотовилихинском районе г.Перми является обоснованным в силу следующего:
До 01 января 2002 года право на пенсию в связи с особыми условиями труда для мужчин и женщин в возрасте 40 лет, постоянно проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, было предусмотрено п. "л" ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 года N 702, в соответствии с которыми, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Из анализа вышеприведенных норм законодательства, регулирующего спорное правоотношение, следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по нормам пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пользуются не все лица, осуществляющие трудовую деятельность в качестве спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, а только те, работа, которых осуществляется в названных службах, входящих в организационную структуру МЧС России.
Право указанных лиц на льготное пенсионное обеспечение основано на специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокими по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований загруженностью, повышенной степени сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации и локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта РФ, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами исполнительной власти субъекта РФ, ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
Указанное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 года N 551-О-П, согласно которой, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации. Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может, вопреки утверждению заявителей, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 статьи 27 и п.п. 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Доводы истца о том, что он являясь спасателем выполняет все функции спасателя, участвует в аварийно-спасательных и других неотложных работах, т.е. выполняет такую же работу, что и спасатели МЧС, суд не может принять во внимание. Суд исходит из того, что МУ и МКУ «Пермская городская служба спасения» не относятся к формированиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а является службой, созданной органами исполнительной власти муниципального образования. Следовательно, отсутствуют доказательства тождественности рассматриваемых должностей спасателя в профессиональной аварийно-спасательной службе <адрес> и спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС РФ, ввиду различий по своим функциям должностных обязанностей.
Таким образом, поскольку Спасатели аварийно-спасательных служб субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, и в частности МУ и МКУ «Пермская городская служба спасения», поэтому истец Марамыгин А.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не имеет. В связи с чем истцу в иске следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Марамыгину А. И. в удовлетворении исковых требований к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Мотовилихинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ. недействительным, о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов работы с 30.03.1998г. по 31.12.1998г. (9 мес. 2 дн.), с 1.01.1999г. по 30.09.2013г. (14 лет 8 мес. 30 дн.) и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись
Копия верна. Судья: