Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-12634/2018 от 13.03.2018

Судья Гавловский В.А. Дело № 33-12634/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июля 2018 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Комбаровой И.В.,

судей Губаревой С.А., Заливадней Е.К.,

при секретаре Зибиревой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калиниченко Владислава Сергеевича к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании гражданином, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию,

по апелляционной жалобе Калиниченко В.С. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 7 ноября 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., выслушав объяснения Калиниченко В.С., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Калиниченко B.C. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании гражданином, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 1949 по 1991 годы проживал в зоне повышенного радиационного риска вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получил дозу облучения 35 с3в. Его право на получение мер социальной поддержки вследствие полученного радиационного воздействия признано Республикой Казахстан, в связи с чем ему было выдано соответствующее удостоверение. С 2017 года он является гражданином Российской Федерации. При обращении в орган социальной политики по месту жительства, для получения мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", ему было отказано в их предоставлении, поскольку населенный пункт, где он проживал, не входит в утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне, в которых он мог бы получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом последующих изменений и уточнений, истец просил суд признать за ним право на льготы и предоставление мер социальной поддержки и компенсаций на основании Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направить в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представление о выдаче удостоверения с приложением документов, необходимых для получения удостоверения единого образца для вышеуказанных лиц.

Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 7 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований Калиниченко В.С. отказано.

Указанное решение обжаловано Калиниченко В.С. на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности. В качестве оснований для отмены решения указано на неправильное применение норм материального права. В апелляционной жалобе Калиниченко В.С. содержится просьба о принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.

В суде апелляционной инстанции Калиниченко В.С. поддержал доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Калиниченко B.C., 29.07.1937 года рождения, родился в с. Ольдой Рухловского района Зейской области и с 1949 по 1991 годы проживал в г. Семипалатинске Казахской ССР.

В 2017 году Калиниченко B.C. получил гражданство Российской Федерации и с 29.01.2017 зарегистрирован и проживает в Туапсинском районе Краснодарского края.

В 2017 году истец обратился в Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Туапсинском районе с заявлением о включении его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направлении в МЧС Российской Федерации представления об оформлении и выдаче ему удостоверения единого образца.

Письмом от 03.03.2017 № 1330\052 истцу было отказано в удовлетворении его заявления, поскольку г. Семипалатинск не входит в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также представленные документы не соответствуют требованиям пункта 2 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Разрешая возникший спор и отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд первой инстанции исходил из того, что надлежащих и достаточных доказательств, позволяющих прийти к выводу о получении истцом в период его проживания в г. Семипалатинске суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, превышающей 5сЗв, не представлено.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 2-ФЗ) гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 года N 634 (далее - Правила), отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о получении суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, приведен в распоряжении Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р. В указанном Перечне населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.

Организация, осуществляющая расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 3 Правил).

Согласно письму МЧС России на основании государственного контракта от 18 июня 2012 года N 27/3.5.1.3-1008600, заключенного МЧС России в рамках реализации Федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 523, функции определения суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи соответствующих заключений возложены на Краевое государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" г. Барнаула.

Таким образом, в силу вышеназванных норм права, обязательными условиями для признания за гражданином права на получение удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и в связи с этим предоставление мер социальной поддержки являются: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), подтвержденной заключением Краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" г. Барнаула.

Поскольку, суд первой инстанции при рассмотрении дела не поставил на обсуждение вопрос о назначении по делу судебной экспертизы для определения суммарной (накопленной) эффективной дозы, которую мог получить Калиниченко В.С., проживая в г. Семипалатинске в период с 1949 по 1991 годы, судом апелляционной инстанции, в целях реализации принципа состязательности, была назначена соответствующая экспертиза.

Согласно экспертному заключению КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» от 06.06.2018 № 40/2018, Калиниченко В.С., проживая в г. Семипалатинск Семипалатинской области бывшей Казахской ССР с 01.01.1949 по 31.12.1990, мог получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв.-0.14 сЗв, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Город Семипалатинск, в котором Калиниченко В.С. проживал в период с 1949 г. по 1991 г., не входит в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований истца.

Изложенные в апелляционной жалобе Калиниченко В.С. доводы о том, что факт получения им суммарной (накопленной) эффективной дозы, необходимой для признания права на получение удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и в связи с этим предоставление мер социальной поддержки, подтверждается справкой № 36610 от 26.09.2011, выданной Министерством здравоохранения Республики Казахстан, и удостоверением серии ВК № 02- 184, выданным специальной комиссией по экологии Республики Казахстан и утвержденным Кабинетом министров Республики Казахстан от 26.05.1993 № 431, не могут быть приняты во внимание.

Названные документы, не подтверждают наличие у него права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Указанные документы не являются основанием для получения мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне", и являются документами, подтверждающими право на льготы и компенсации только в Республике Казахстан, тогда как предоставление в Российской Федерации на основании указанных документов мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которых между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, не имеется.

Несостоятельной является ссылка истца на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002 (Кишиневская конвенция). В настоящее время данная Конвенция применению не подлежит, поскольку вступает в силу для подписавшего ее государства после ратификации им данной Конвенции (ст. 120 Конвенции), однако Российская Федерация эту Конвенцию не ратифицировала, в связи с чем в силу положений пп. 3, 4 ст. 120 Кишиневской конвенции в отношениях между Российской Федерацией и другими участниками этой Конвенции продолжает применяться Минская конвенция от 22 января 1993 года.

Статья 13 Конвенции Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (Минская конвенция) обеспечивает лишь признание подлинности документов, исходящих от органов, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения. Данная конвенция не дает права гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных иным государством- участником Конвенции.

Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание, по сути, повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что не может являться основанием для отмены либо изменения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 7 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калиниченко В.С. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-12634/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Калиниченко В.С.
Ответчики
Минтруда и социального развития КК
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Губарева Светлана Алексеевна_0
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
16.03.2018Передача дела судье
17.04.2018Судебное заседание
10.05.2018Судебное заседание
05.06.2018Судебное заседание
10.07.2018Судебное заседание
01.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее