Дело № 2-907/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2017 года г.Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Завертяевой Л.В.
при секретаре Шильненковой О.С.,
с участием представителя истца пом. прокурора Нытвенского района Трушкова П.В., представителя ответчика Плешковой Н.Н., действующей на основании приказа и Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Нытвенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц
к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждения средняя общеобразовательная школа г. Нытва, Муниципальному образованию «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района
о возложении обязанности совершить определенные действия
установил:
В Нытвенский районный суд обратился прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ средняя общеобразовательная школа г.Нытва и Муниципальному образованию «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района с иском о возложении на МБОУ средняя общеобразовательная школа г.Нытва обязанность:
- оборудовать здание по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории образовательного учреждения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- оборудовать здание по адресу: <адрес> автономной системой оповещения в срок до 31.12.2010г.,
и о возложении на муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района обязанности в случае недостаточности собственных средств выделить МБОУ средняя общеобразовательная школа г.Нытва денежные средства на оборудование здания по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории образовательного учреждения, а также автономной системой оповещения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Нытвенского района по информации ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю» проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест с массовым пребыванием людей, а именно МБОУ средняя общеобразовательная школа г.Нытва» (далее – СОШ г.Нытва)
В ходе проверки установлено, что СОШ г.Нытва является образовательным учреждением для несовершеннолетних, включенным в перечень объектов с массовым пребыванием людей. В нарушение норм действующего законодательства здание СОШ г.Нытва, расположенное по адресу: <адрес>, не в полной мере обеспечено инженерно-техническими средствами и режимными мерами антитеррористической защищенности.
Согласно главе 1 Устава СОШ г.Нытва является общеобразовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район», а главным распорядителем бюджетных средств в отношении учреждения - Управление образования администрации Нытвенского муниципального района. СОШ г.Нытва осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Распоряжением администрации Нытвенского муниципального района от 17.02.2016 № 76-р утвержден перечень объектов с массовым пребыванием людей, в который также включена СОШ г.Нытва.
Здание образовательного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории данного образовательного учреждения, а также системой оповещения и управления эвакуацией. Неисполнение указанных требований связано, в частности с отсутствием достаточных финансовых средств у образовательного учреждения.
Необеспечение антитеррористической защищенности здания СОШ г.Нытва влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения и воспитания.
В судебном заседании представитель истца Трушков П.В. на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика – директор МБОУ СОШ г.Нытва Плешкова Н.Н. с исковыми требованиями согласна, пояснила, что в 2013 году установлено четыре видеокамеры внутреннего наблюдения, что недостаточно для охвата всей территории первого этажа. 07.03.2017г. в адрес Управления образования направлено письмо с просьбой о выделении 177184 рублей для проведения работ по оснащению школы системой внешнего видеонаблюдения и проведения мероприятий в области противодействия терроризму.
Ответчик Управление образования администрации Нытвенского муниципального района направили ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, с требованиями прокурора не согласны, представили письменный отзыв, из которого следует, что помещения школы оборудованы системой видеонаблюдения, автономной системы оповещения нет, денежные средства на обеспечение здания автономной системой оповещения не заложены в бюджет района и не предусмотрены программой, не обоснованы требования прокурора в части возложения обязанности устранения нарушений в требуемые им сроки.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31 -06-2009», утвержденные приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В приложении «В» к своду Правил указано, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закона) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. п. 2 ч. 3 ст.28 Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Пунктом 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» далее ФЗ определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно п. 23, 24 и 26 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а также системой освещения. В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
В соответствии с п. п. 30, 31, 32 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
В качестве доказательств суду представлены:
- информация администрации Нытвенского муниципального района об оснащенности подведомственных образовательных организаций Нытвенского муниципального района инженерно-техническими и режимными мерами антитеррористической защищенности (л.д.5-8),
- обращение Краснокамского МОВО – филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Пермскому краю от декабря 2016 года об организации рабочей встречи по вопросу организации комплексной безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций и дошкольных учреждений Нытвенского района (л.д.9),
- список и перечень объектов с отсутствующим каналом передачи тревожных сообщений в ОВД (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» (л.д.9-10),
- перечень мест с массовым пребыванием людей в Нытвенском муниципальном районе, в который включено СОШ г.Нытва (л.д.11-12),
- информация МБОУ СОШ г.Нытва от 21.03.2017 г., согласно которой имеется система внутреннего видеонаблюдения на 4 камеры, расположенных на 1 этаже здания школы, которых недостаточно для охвата всей территории первого этажа, наружного видеонаблюдения нет, в качестве автономной системы оповещения установлены датчики движения в трех кабинетах 1 этажа с выводом сигнала на внутренний пост охраны, существует необходимость в установке датчиков по всему внутреннему периметру первого этажа. Для полного оснащения требуется 227184 руб. (л.д.13).
- лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ. на осуществление образовательной деятельности МБОУ СОШ г.Нытва (л.д.14),
- Устав МБОУ ООШ №1 (л.д. 15-23).
В обоснование возражений ответчиками представлены: письмо в адрес Управления образования от 07.03.2017г. о выделении денежных средств МБОУ СОШ г.Нытва, копия товарной накладной от 10.01.2014г. на поставку материалов для установки системы видеонаблюдения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Нытвенского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест с массовым пребыванием людей. По результатам проверки установлено, что здание образовательного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией. До настоящего времени образовательным учреждением выявленные нарушения не устранены.
На основании вышеизложенного, суд считает, что отсутствие системы видеонаблюдения, автономной системы оповещения способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, воспитанников и работников, в том числе права на охрану жизни и здоровья.
Согласно п.п. 2 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию пo денежным обязательствам учреждений предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Главным распорядителем средств бюджета муниципального образования «Нытвенский муниципальный район» является Управление образования администрации Нытвенского муниципального района, которое не только обеспечивает содержание общеобразовательных учреждений Нытвенского района, но и осуществляет функции по обеспечению данных учреждений финансовыми средствами для исполнения ими своих функций и обязанностей.
Отсутствие достаточного бюджетного финансирования само по себе не является основанием для несоблюдения установленных правил в области безопасности, невыполнение требований по обеспечению безопасности может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Следовательно, обязанность по обеспечению МБОУ СОШ г.Нытва финансированием и выделением денежных для проведения необходимых мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической деятельности следует возложить на Управление образования администрации Нытвенского муниципального образования в силу ст.210 ГК РФ как собственника имущества и распорядителя бюджетных средств, в виду недостаточности у МБОУ СОШ г.Нытва денежных средств.
На основании изложенного требования прокурора Нытвенского района Пермского края суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с характером соответствующих требований суд устанавливает срок исполнения решения суда - до 01.07.2019г. - по оборудованию системой видеонаблюдения, до ДД.ММ.ГГГГ - по оборудованию автономной системой оповещения.
Вопрос о продлении сроков исполнения решения суда в случае их недостаточности при возникновении исключительных обстоятельств, не связанных с недобросовестными действиями ответчиков в процессе принятия мер, направленных на оборудование здания МБОУ СОШ г.Нытва системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения может быть разрешен на стадии исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г.Нытва оборудовать здание по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории образовательного учреждения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Нытва оборудовать здание по адресу: <адрес> автономной системой оповещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа г. Нытва денежные средства на оборудование здания по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории данного образовательного учреждения и автономной системой оповещения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме – с 25 сентября 2017 года.
Судья Л.В.Завертяева