Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-176/2017 ~ М-358/2017 от 27.06.2017

Дело № 2-176/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия      14 августа 2017 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Рыбаковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Яцкевич Дины Леонтьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия, Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, администрации Лахденпохского городского поселения о признании права собственности на земельный участок и понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

Яцкевич Д.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – Управление Росреестра по РК), Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия (далее – Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК), администрации Лахденпохского городского поселения (далее - АЛГП) о признании права собственности на земельный участок и понуждении к совершению определенных действий.

Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением местной администрации г. Лахденпохья от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен во временное пользование под картофельные огороды земельный участок, площадью <данные изъяты>, расположенный по <адрес> в <адрес>. Срок предоставления земельного участка в постановлении не определен. Постановлением главы МСУ Лахденпохского района от ДД.ММ.ГГГГ право временного пользования истца указанным земельным участком с ДД.ММ.ГГГГ прекращено. Постановлением администрации Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено. В соответствии с указанным постановлением, истец должна была произвести межевание и постановку земельного участка на кадастровый учет. После постановки земельного участка на кадастровый учет, участку был присвоен кадастровый . Границы земельного участка до настоящего времени не определены. Сведения о данном земельном участке были внесены в ГКН в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» на основании заявления истца о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из списка, архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, указанного постановления и схемы. Правообладателем спорного участка является истец. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правообладателе земельного участка были изменены с «ФИО1» на «отсутствуют», поскольку в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок был предоставлен истцу во временное пользование. По данному же основанию АЛГП отказала истцу в утверждении схему расположения земельного участка с КН . Вместе с тем, истец более <данные изъяты> лет пользуется указанным земельным участком по назначению, ежегодно платила налоги, право пользования земельным участком не прекращено и никем не оспорено.

На основании изложенного, и, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 59 Земельного кодекса, ст. 269 Гражданского кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ, ст.ст. 6, 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, истец просила, установить факт владения и пользования земельным участком с КН на праве постоянного (бессрочного владения); обязать АЛГП утвердить схему расположения земельного участка с КН ; признать за ней (истцом) право собственности на земельный участок с КН ; обязать Управление Росреестра по РК зарегистрировать право собственности истца на земельный участок с КН 10:12:0000000:5168; обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК внести изменения в сведения о земельном участке с КН , указав в сведениях о правообладателе – ФИО1, в сведениях о вещных правах - собственность.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрация Лахденпохского муниципального района.

В судебное заседание истец Яцкевич Д.Л., извещенная надлежащим образом, не явилась, об отложении дела не ходатайствовала.

Представитель ответчика Управления Росреестра по РК, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направив письменный отзыв, в котором указали, что сведения ЕГРН не содержат информации о государственной регистрации права собственности на земельный участок с КН . Истец с заявлением о государственной регистрации права не обращался. Также в своем отзыве полагают, что являются ненадлежащими ответчиками по делу, так как не являются собственниками спорного земельного участка. Кроме того, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, указали, что действующим законодательством не предусмотрена возможность проведения государственной регистрации без соответствующего заявления. Кроме того, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество взимается государственная пошлина.

Представитель ответчика Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В представленном отзыве на иск полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В настоящее время сведения ГКН содержат информацию о земельном участке с КН , местоположение определено как: <адрес>, разрешенное использование – под огород, площадь – 600 кв.м. сведения о категории земель, к которой отнесен указанный земельный участок в ЕГРН отсутствуют, границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством не определены. Сведения о земельном участке в ГКН были внесены ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ и п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42, на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , выписки из списка граждан <адрес>, которым предоставлены земельные участки под огород (Приложение к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ ), архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной МКУ «Лахденпохский архив», постановления местной администрации <адрес> «О предоставлении земельных участков под огороды по <адрес>) гражданам <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , постановления администрации Лахденпохского муниципального района «Об отмене постановления главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ » от ДД.ММ.ГГГГ , схемы расположения земельного участка. Филиалом ДД.ММ.ГГГГ была выявлена техническая ошибка в сведениях ГКН об объекте недвижимости – земельном участке с КН , а именно, в сведениях о вещных правах содержалось «Правообладатель – ФИО1». Основанием для исправления технической ошибки являлось постановление местной администрации <адрес> «О предоставлении земельных участков под огороды по <адрес>) гражданам <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ . Ссылаясь на положения ст. 28 Закона о кадастре, отметили, что ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об исправлении технической ошибки. В сведения ГКН было внесено правильное значение характеристики: сведения о вещных правах отсутствуют. В настоящее время в сведениях ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах (обременениях) на земельный участок с КН . Также указали, что сведения о спорном земельном участке были внесены на основании представленных документов в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства. При внесении сведений о данном объекте недвижимости, Филиал не нарушал права и законные интересы истца, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того указали, что на основании Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК и Положения о Государственном комитете РК по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного постановлением Правительства РК от 25.11.2010 № 274-П, полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относятся к компетенции Государственного комитета РК по управлению государственным имуществом и организации закупок. Также, ссылаясь на положения п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, указали, что в случае удовлетворения заявленных требований в части признания права собственности на земельный участок, орган регистрации прав в соответствии с требованиями действующего законодательства исполнит вступившее в законную силу решение суда.

Представитель ответчика Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Ссылаясь на п. 9.1 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ, указали, что приведенная норма не содержит указаний на возможность регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный во временное пользование. Законодатель дифференцировал правовую природу двух приведенных форм пользования. Истцу предоставлен спорный земельный участок во временное пользование и в силу требований закона, как действующего на момент выделения истцу земельного участка, так и действующего в настоящее время, данный титул не мог трансформироваться в право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения автоматически, несмотря на длительность пользования земельным участком. Также Комитет указал, что каких-либо допустимых доказательств отведения испрашиваемого земельного участка до введения в действие Земельного кодекса РФ в установленном законом порядке истцу на правах, позволяющих безусловно сделать вывод о принадлежности данного земельного участка. Далее ссылаясь на ст. 71 Закона РФ от 06.07.1991 № 1500-1, ст. 8 Гражданского кодекса РФ, Указ Президента РФ от 19.03.1992, указали, что в данном случае ни местная администрация г. Лахденпохья, ни в последующем администрация ЛМР либо администрация ЛГП решений о предоставлении спорного земельного участка в собственность не принимала. Поскольку предоставление земли во временное пользование не могло трансформироваться в право постоянного (бессрочного) пользования, оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Кроме того указали, что по смыслу ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, идентификационными признаками земельного участка являются его кадастровый номер, категория земель и разрешенное использование. Сведения о категории земель, к которым отнесен спорный земельный участок, не содержатся в ЕГРН, равно как и не уточнены его границы. Таким образом, земельный участок не может быть предметом гражданско-правовых отношений до исключения указанных препятствий. Кроме того, истец обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с КН в собственность под огород 08.12.2016. В ходе рассмотрения заявления была проведена аналитическо-правовая экспертиза представленных документов, в результате которой истцу был подготовлен отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка. С учетом отсутствия оснований, предусмотренных в п. 9.1 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ, Комитет рассмотрел заявление с применением норм общего порядка предоставления земельного участка под заявленные цели, содержащихся в главе V.I Земельного кодекса РФ. Также указали, что не являются надлежащими ответчиками по делу, так как истец с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка не обращалась. Решение об отказе в предоставлении в собственность спорного земельного участка истцом не обжаловано, в связи с чем, законных прав и интересов истца не нарушали.

Третье лицо – представитель администрации Лахденпохского муниципального района, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено следующее.

Постановлением местной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жителям <адрес> предоставлены земельные участки под картофельные огороды во временное пользование площадью до 0,06 га по <адрес>), согласно списку, в том числе истцу ФИО1 ( в списке) (л.д. 6, 7).

Постановлением главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления ФИО1 прекращено ее право временного пользования земельным участком под огород по <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты> га, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Постановлением администрации ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Также согласно данному постановлению, истец должна была произвести межевание и постановку земельного участка на кадастровый учет (л.д. 9).

Постановлением администрации ЛГП от ДД.ММ.ГГГГ , в отношении спорного земельного участка с КН установлена категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под огород в соответствии с целью использования, для которой он предоставлялся (л.д. 14).

Также в ходе рассмотрения дела было установлено, что в настоящее время сведения ЕГРН содержат информацию о земельном участке с КН , местоположение определено как: <адрес>, разрешенное использование – под огород, площадь – 600 кв.м. Сведения о категории земель, к которой отнесен указанный земельный участок, в ЕГРН отсутствуют, границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством не определены.

Сведения о земельном участке с КН в ГКН были внесены ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , выписки из списка граждан <адрес>, которым предоставлены земельные участки под огород (Приложение к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ ), архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной МКУ «Лахденпохский архив», постановления местной администрации <адрес> «О предоставлении земельных участков под огороды по <адрес>) гражданам <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , постановления администрации Лахденпохского муниципального района «Об отмене постановления главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ » от ДД.ММ.ГГГГ , схемы расположения земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК была выявлена техническая ошибка в сведениях ГКН об объекте недвижимости – земельном участке с КН 10:12:0000000:5168, а именно, в сведениях о вещных правах содержалось «Правообладатель – ФИО1». ДД.ММ.ГГГГ принято решение «Об исправлении технической ошибки». В сведения ГКН внесено значение характеристики: «сведения о вещных правах отсутствуют».

В настоящее время в сведениях ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах (обременениях) на земельный участок с КН .

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании ст.1 Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» с 01 января 2016 органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, городских, сельских поселений в Республике Карелия (далее - поселение) в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; муниципальных районов в Республике Карелия (далее - муниципальный район) в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, входящих в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

В силу ст. 3 Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в ст. 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

Пунктом 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

Как следует из пп. 35 п. 9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия, указанный Комитет осуществляет, среди прочих, полномочия по принятию решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, а также по их предоставлению без торгов.

Таким образом, к компетенции Комитета относится принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков.

Статьей 15 Земельного кодекса РФ определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Как видно из материалов дела, постановлением местной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 во временное пользование предоставлен земельный участок под огород.

Согласно пункту 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

По мнению суда, предоставление истцу земельного участка во временное пользование не является основанием для безвозмездной передачи земельного участка в собственность истца.

Из приведенной выше правовой нормы следует, что земельные участки могут быть переоформлены на праве собственности только в случае их предоставления до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

Аналогичная по существу норма содержалась в ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда № 10, Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" - при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

При этом, вопреки утверждениям истца, длительность пользования земельным участком для разрешения дела по существу не имеет правового значения, поскольку при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, действовавшей на момент предоставления земельного участка истцу, земля предоставляется в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока. Временное пользование землей может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования. Продление сроков временного пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти земли.

Поскольку земельный участок предоставлялся истцу во временное, а не постоянное (бессрочное) пользование, то предусмотренных п. 9.1 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ, при этом сроки временного пользования в силу закона давно истекли, оснований для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок не имеется, Вопреки утверждениям истца, в связи с длительностью использования земельного участка право собственности у истца на спорный земельный участок не возникло. К тому же, земельное законодательство не предусматривает возможность бесплатной передачи в собственность гражданам земельных участков, находящихся у них во временном пользовании.

По мнению суда, постановление главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении у Яцкевич Д.Л. права временного пользования на спорный земельный участок, правового значения для рассмотрения дела не имеет, так как на момент вынесения указанного постановления срок временного пользования земельным участком у Яцкевич Д.Л. истек в силу закона.

Также, не может быть принято судом во внимание наличие в материалах дела постановления АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ об отмене указанного выше постановления, как не влекущее никаких правовых последствий, поскольку указанное постановление издано в период действия Земельного кодекса Российской Федерации, который не предусматривает такой вид пользования земельным участком как «временное пользование». Продление сроков временного пользования земельными участками Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено. При этом материалы дела свидетельствуют, что решение о продлении сроков временного пользования земельным участком до введения в действие ЗК РФ компетентным органом не принималось.

Необходимо отметить, что сведения ЕГРН не содержат информации о категории земель, на которых расположен спорный земельный участок, его границы не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, следовательно, участок не обладает всеми характеристиками индивидуализированной вещи и не может быть предметом гражданско-правовых отношений, соответственно не может быть предоставлен на каком-либо праве.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд приходит к выводу, что истцом не предоставлено доказательств предоставления органом местного самоуправления ей спорного земельного участка в собственность, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют.

При таких обстоятельствах, заявленные требования в части признания права собственности, возложении на ответчика обязанности по регистрации такого права и внесении в ГРН соответствующих изменений, удовлетворению не подлежат, поскольку постановлением местной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жителям <адрес> были предоставлены земельные участки под картофельные огороды, во временное пользование, площадью до <данные изъяты> га по <адрес>), согласно списку, в том числе истцу Яцкевич Д.Л. ( в списке).

Кроме того, истцом заявлено требование о возложении на ответчика обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка с кадастровым номером по следующим основаниям.

Как указано выше полномочия по принятию решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность, на которые не разграничена, относятся к компетенции Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

Из объяснений истца в ходе предварительного судебного заседания следует, что указанные требования адресованы к Госкомитету.

Из положений статей 39.17 - 39.19 Земельного кодекса РФ следует, что порядок предоставления гражданам земельных участков находящихся в муниципальной собственности, за плату или бесплатно предполагает заявительный порядок, с обязательным предоставлением документов предусмотренных Законом.

Из отзыва Госкомитета на иск следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Госкомитет с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность. В предоставлении земельного участка в собственность бесплатно истцу было отказано, в связи с тем, что предоставление земельных участков для целей огородничества осуществляется на торгах. При этом, в судебном заседании установлено, что истец указанный отказ в предоставлении земельного участка не обжаловала.

Из того же отзыва следует, что истец не обращалась в Госкомитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Указанное обстоятельство подтверждено истцом в ходе предварительного судебного заседания.

В силу ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2).

Частью 12 той же статьи определено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 13 той же нормы схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Частью 16 изложенной нормы предусмотрены следующие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Учитывая, что истец не обращалась в Госкомитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, следовательно, ответчик не отказывал в утверждении схемы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для судебной защиты, таким образом, в указанной части требования также не могут быть удовлетворены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:                     И.В.Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 21.08.2017.

2-176/2017 ~ М-358/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яцкевич Дина Леонтьевна
Ответчики
УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РК
администрация Лахденпохского городского поселения
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК
ГК РК по управлению государственным имуществом и орагнизации закупок
Другие
АЛМР
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
27.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2017Передача материалов судье
30.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.07.2017Предварительное судебное заседание
11.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2017Судебное заседание
14.08.2017Судебное заседание
21.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2017Дело оформлено
22.09.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее