РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 29 октября 2018 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,
при секретаре Цыбуля А.А.,
с участием представителя истца Бердиловой Е.Ю.,
ответчика Шевцова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2192/2018 по иску Государственного казенного учреждения Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество» к Шевцову А. П. об освобождении самовольно занятого лесного участка,
установил:
25.09.2018 в суд поступило гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество» к Шевцову А.П. об освобождении самовольно занятого лесного участка
В обоснование иска истец указал, что 03.07.2017 в ходе проведенной проверки сотрудниками истца был осуществлен выезд в район СНТ «Мечта» и обследован лесной участок в выделе 29 квартале 96 Уральского участка Уральского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское» лесничество».
В ходе осмотра было выявлено самовольное использование лесного участка в целях ведения сельского хозяйства на площади 0,0716 га, самовольное использование лесного участка под пчеловодство на площади 0,0255га (20 пчелосемей).
В адрес председателя садового товарищества «Мечта» направлено претензионное письмо об освобождении самовольно используемых лесных участков в срок до 01.09.2017, о недопустимости проезда транспортных средств вне существующих лесных дорог и порчи существующих лесных дорог. Также направлено претензионное письмо об оплате причиненного имущественного ущерба в размере 3 586 руб. 00 коп., который был оплачен.
При осмотре 21.05.2018 было выявлено, что собственник садового участка № 39 Шевцов А.П. самовольно использовал лесной участок за пределами границ СНТ под выращивание сельскохозяйственных культур. На момент осмотра участка сельскохозяйственные культуры убраны, но на данной площади оставлены железные основания под гряды, а также компостная куча в каркасе из железа, площадь которых составляет 0,00126 га.
Истец просит возложить на ответчика обязанность освободить самовольно занимаемый лесной участок в выделе 29 квартале 96 Уральского участка, Уральского участкового лесничества, ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» на площади 0,00126 га (географические координаты N57°59’28,86 Е59°50’48,83).
В судебном заседании представитель истца Бердилова Е.Ю. заявленные требования поддержала частично, указав, что при обследовании участка лесного фонда 23.10.2018 было установлено, что участок гослесфонда частично приведен в надлежащее состояние и Шевцов Е.А. убрал железные основания под гряды, площадь которых составляла 0,00126 га., но на площади менее 0,0003 га оставлены основания под гряды из шифера, которые необходимо убрать, возложив соответствующую обязанность на ответчика.
Ответчик Шевцов Е.А. в судебном заседании полностью признал уточненные исковые требования, пояснив, что действительно за пределами своего садового участка он огородил гряды и привез землю, чтобы избежать подмывания своего садового участка водами разливающейся весной реки Баранча. В настоящее время его садовый участок защищен от воды забором, поставленным на фундамент, но поскольку воды реки по-прежнему разливаются, им с целью недопущения уноса привезенного им грунта были сформированы гряды. В настоящее время ограждения гряд демонтировано, а оставшееся ограждение в виде досок он готов демонтировать в ближайшие выходные.
Заслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земель лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами, установленными статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Как указано в статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу подпункта 2 пункта 1 и подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (пункт 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).Действующее земельное законодательство не предусматривает случаев предоставления земельных участков без оформления земельных отношений.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции (ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, в ходе состоявшихся в 2017-2018 г.г. обследований лесного участка в выделе 29 квартале 96 Уральского участка Уральского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское» лесничество» в районе СНТ «Мечта» было выявлено самовольное использование лесного участка в целях ведения сельского хозяйства на площади 0,0716 га, самовольное использование лесного участка под пчеловодство на площади 0,0255га (20 пчелосемей).
Самовольное использование лесного участка за пределами границ СНТ под выращивание сельскохозяйственных культур было допущено в том числе и собственником садового участка № 39 Шевцовым А.П. на площади 0,00126 га., которое в настоящее время частично прекращено, но на оставшейся площади менее 0,0003 га, такое пользование продолжается, поскольку оставлены основания под гряды из шифера, либо дерева, как утверждает ответчик.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются строго для определенных целей.
Сведения о предоставлении этого земельного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование Шевцову А.П., либо иным заинтересованным лицам, отсутствуют, и то есть его фактическое использование, в том числе путем размещения на нем гряд, является самовольным.
При этом ответчик не оспаривает факт занятия и использования спорного земельного участка, размещения на нем гряд и их ограждения, а также отсутствие у него правоустанавливающих (правоподтверждающих) документов на него.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом сделанного ответчиком заявления о признании иска и о том, что он готов освободить участок лесного фонда от остатков ограждения гряд в течение нескольких дней, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при обращении с иском в суд освобожден от оплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество» к Шевцову А. П. об освобождении самовольно занятого лесного участка удовлетворить.
Возложить на Шевцова А. П. обязанность в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу освободить самовольно занимаемый лесной участок на площади 0,0003 га (географические координаты N 57°59’28,86 Е 59°50’48,83) в выделе 29 квартале 96 Уральского участка Уральского участкового лесничества ГКУ СО «Нижне-Тагильское» лесничество» от оснований под гряды.
Взыскать с Шевцова А. П. государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
Решение в окончательной форме принято 29 октября 2018 года.
Судья подпись Луценко В.В.
Копия верна
Судья Луценко В.В.