УИД 10RS0013-01-2021-001218-48 Дело №2а-728/2021
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
09 ноября 2021 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Антипиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия к Кривицкому Н.В. о взыскании недоимки по налоговым обязательствам, пени, с ходатайством о восстановлении срока на его подачу,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №10 по РК (далее - Инспекция) обратилась в суд с названным исковым требованием, мотивируя тем, что Кривицкий Н.В. состоит на учете в качестве налогоплательщика, обязан уплачивать законно установленные налоги. В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки ответчиком налог не был уплачен, на сумму недоимки начислены пени. Налоговым органом в отношении Кривицкого Н.В. выставлено требование от хх.хх.хх г. № об уплате налога, в котором налогоплательщику сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на недоимку пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Мировым судьей судебного участка Прионежского района РК в принятии заявления Инспекции о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по обязательным платежам и санкциям отказано по причине того, что требование не является бесспорным, о чем хх.хх.хх г. вынесено соответствующее определение.
Ссылаясь на положения Кодекса административного судопроизводства РФ, Налогового кодекса РФ, Инспекция просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок, предусмотренный для обращения с заявлением о взыскании задолженности по налоговым обязательствам, взыскать с Кривицкого Н.В. недоимку по налоговым обязательствам в сумме 212,50 рублей (налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за хх.хх.хх г. в размере 33 рублей; земельный налог за хх.хх.хх г. в размере 177 рублей, пени - 2,50 рублей).
Представитель административного истца, административный ответчик в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Информация о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно была размещена на интернет-сайте Прионежского районного суда РК в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Суд, изучив материалы административного дела, находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пп.1, 4, 6 ст.69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 1 ст.70 Налогового кодекса РФ регламентировано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Статьей 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п.6).
Таким образом, требование об уплате пеней, начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, должно быть направлено одновременно с требованием об уплате налога в срок, установленный п.1 ст.70 Налогового кодекса РФ.
Направление требования является первой стадией процедуры принудительного взыскания налога и пеней, которое должно быть осуществлено в пределах совокупности сроков, установленных Налоговым кодексом.
В силу статей 387, 388 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п.1 ст.390, п.4 ст.397 Налогового кодекса РФ).
Статьи 399, 400 Кодекса прямо указывают на то, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов административного дела, Кривицкому Н.В. Инспекцией направлялось налоговое уведомление № от хх.хх.хх г., из которого следует, что за хх.хх.хх г. необходимо уплатить земельный налог в размере ... рубля за участок, кадастровый номер №, адрес: ...; налог на имущество физических лиц в размере ... рублей за жилой дом, кадастровый номер №, адрес: .... В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по уплате налога за хх.хх.хх г. Кривицкому Н.В. Инспекцией направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на хх.хх.хх г., срок погашения задолженности установлен до хх.хх.хх г., сумма задолженности и пени - ... рубль и ... рублей соответственно.
В связи с неисполнением административным ответчиком вышеуказанного требования Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка Прионежского района РК с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кривицкого Н.В. недоимки по налоговым обязательствам. Определением мирового судьи судебного участка Прионежского района РК от хх.хх.хх г. Инспекции отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Кривицкого Н.В. недоимки по налогам, в связи с пропуском срока на предъявление заявления о вынесении судебного приказа.
При неисполнении налогоплательщиком требования об уплате недоимки по налогу, в силу п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч 2. ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законом платежей.
Предусмотренный налоговым законодательством срок привлечения ответчика к уплате налогов, указанный в вышеназванном требовании, заявителем не соблюден.
Материалами дела подтверждается, что Инспекция на момент обращения в суд с заявлением о взыскании пропустила шестимесячный срок, установленный п.3 ст.46 Налогового кодекса РФ для обращения взыскания недоимки.
Определение мирового судьи судебного участка Прионежского района РК об отказе в принятии заявления Инспекции о вынесении судебного приказа о взыскании с Кривицкого Н.В. недоимки по налогам датировано хх.хх.хх г., т.е. также за пределами, установленного законом срока.
Административным истцом не приведены обстоятельства, свидетельствующие о невозможности своевременного надлежащего обращения административного истца за взысканием в судебном порядке имевшейся у ответчика задолженности, Инспекция, осуществляя контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, имела возможность установить сумму задолженности и своевременно обратиться в суд.
Таким образом, ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пп.4 п.1, п.2 ст.59 Налогового кодекса РФ принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам является основанием для принятия налоговым органом решения о признании такой задолженности безнадежной к взысканию и ее списании.
Поскольку налоговым органом пропущен срок для обращения в суд о взыскании задолженности, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 174, 175, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия к Кривицкому Н.В. о взыскании недоимки по налоговым обязательствам, пени, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 19 ноября 2021 года.