Дело № 2-2/341/2018
Мотивированное решение изготовлено 14.09.2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Снежногорск 10 сентября 2018 года
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Приваловой М.А.,
при секретаре Фроловой Д.А.,
с участием:
представителей истца Копликова И.А., Петровой Е.М., действующих на основании доверенностей,
представителя ответчиков администрации ЗАТО Александровск и МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» Лагутиной Д.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышевой С. Н. к администрации закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области, муниципальному казенному учреждению «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» о признании незаконными действий по невключению в список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году, об обязании включить в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году с одновременной передачей (...) доли квартиры в собственность администрации муниципального образования ЗАТО Александровск,
УСТАНОВИЛ:
Чернышева С.Н. обратилась в Полярный районный суд с иском к администрации ЗАТО Александровск Мурманской области и Муниципальному казенному учреждению «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» (далее – МКУ «СМИ ЗАТО Александровск») о признании незаконными действий по невключению в список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году, об обязании включить в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году.
В обоснование иска указав, что с 28.12.1999 состоит на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за пределами ЗАТО Александровск. Постановлением администрации ЗАТО Александровск от 26.02.2018 № 350 утвержден список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году, в который истец Чернышева С.Н. включена не была, поскольку она имеет в собственности 1/2 жилого помещения и не имеет возможности произвести отчуждение этой доли в муниципальную собственность при получении социальной выплаты.
Просит признать действия ответчиков по невключению Чернышевой С.Н. в список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов незаконными, обязать ответчиков включить ее в список граждан – получателей жилищных сертификатов в 2018 году.
В ходе судебного разбирательства истец Чернышева С.Н. исковые требования уточнила, просила признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата в 2018 году с одновременной передачей 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в собственность администрации муниципального образования ЗАТО Александровск.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд представителей.
В судебном заседании представители истца на заявленных требованиях настояли в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков администрации ЗАТО Александровск и МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» Лагутина Д.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что действующим законодательством не предусмотрена возможность отчуждения в муниципальную собственность доли жилого помещения, в связи с чем Чернышева С.Н. не включена в список получателей государственного жилищного сертификата в 2018 году законно и обоснованно.
Третье лицо Морозова (Белякова) С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, заказная корреспонденция возвращена в суд за истечением срока хранения.
Представитель третьего лица Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором пояснил, что истец Чернышева С.Н. в едином списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, по Мурманской области не состоит, подлежит переселению из Мурманской области в рамках Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», в связи с чем Минстрой МО не является участником спорных правоотношений, просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы учетного дела в отношении Чернышевой С.Н., надзорное производство №, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании, и особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании определен Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (далее – Закон «О ЗАТО»).
Часть 2 статьи 7 названного Закона №3297-1 (в ред. от 02.04.1999 года с изм. от 23.12.2003 года, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о переселении) предусматривает, что если согласно условиям особого режима закрытого административно - территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам», решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года №454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан», вступившим в законную силу с 01 января 2015 года, часть 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» изложена в новой редакции.
Пункт 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее Закон РФ «О ЗАТО») предусматривает, что на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее - социальная выплата).
Согласно пункту 2.1 статьи 7 Закона РФ «О ЗАТО» право на получение социальной выплаты имеют граждане, прекратившие трудовые или служебные отношения с расположенными на территории закрытого административно-территориального образования организациями, указанными в пункте 1 статьи 1 Закона РФ, государственными, муниципальными организациями или организациями, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в уставном капитале которых составляет не менее 50 процентов, по основаниям, не связанным с виновными действиями работника или служащего, или в связи с назначением пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктом 2.6 статьи 7 указанного Закона социальная выплата предоставляется гражданам в порядке очередности исходя из времени принятия решения о постановке их на соответствующий учет.
Гражданам, имеющим право на получение социальной выплаты в первоочередном порядке, социальная выплата предоставляется ранее, чем другим лицам, принятым на учет в том же году.
В первоочередном порядке социальная выплата предоставляется, в том числе следующим категориям граждан, состоящих на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи: гражданам, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право гражданина на получение социальной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом, являющимся именным документом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предоставление государственного жилищного сертификата осуществляется при условии подписания гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет социальной выплаты (п. 2.7 Закона РФ «О ЗАТО»).
Порядок обращения с заявлением об участии в подпрограмме и перечень прилагаемых к нему документов предусмотрены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
В соответствии с п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении граждан - участников основного мероприятия, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил, - органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования), с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным подпунктами "е" - "к" пункта 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списка граждан, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил).
В соответствии с пунктом "ж" пункта 44 указанных Правил, для получения сертификата гражданин - участник основного мероприятия представляет, в том числе, обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в абзаце четвертом пункта 16(2), пунктах 16(3) и 16(4) настоящих Правил, в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, обязательства о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, а также в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи решения об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего данному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
Исходя из положений пунктов 44, 44(1), 16.1 Правил государственный жилищный сертификат не выдается в случае непредставления или неполного представления документов, в том числе обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах либо имеющим в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений.
По смыслу п. 2.7 Закона РФ «О ЗАТО» и указанных выше норм условия выдачи государственного жилищного сертификата относительно обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность распространяются на граждан, проживающих в жилом помещении по договору социального найма жилого помещения, по договору специализированного жилого помещения либо в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.
При этом, представление обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения гражданином, претендующим на получение жилищного сертификата, в силу Закона РФ «О ЗАТО» и пункта 44 Правил является обязательным.
Законом РФ и Правилами, указанными выше, не предусмотрен механизм предоставления социальной выплаты без осуществления сдачи жилого помещения, то есть законодатель, не предусмотрев иного механизма реализации права, исключил возможность получения гражданами жилищной субсидии без выполнения установленных условий.
Согласно уставу МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» (далее – Устав) целями создания учреждения является организация эффективного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности ЗАТО Александровск, в том числе земельными ресурсами, расположенными на территории муниципального образования ЗАТО Александровск, в том числе: ведение учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
В силу п. 2.4.3 Устава, МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» осуществляет прием, учет граждан, имеющих право и претендующих на получение социальной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»; осуществляет оформление государственных жилищных сертификатов и ведения реестра выданных государственных жилищных сертификатов в соответствии с нормативными правовыми актами администрации ЗАТО Александровск; осуществляет подготовку проектов постановления (распоряжений) администрации ЗАТО Александровск о предоставлении социальной выплаты гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», а также подготовку предложений, направленных на решение текущих и перспективных задач в сфере реализации прав граждан на получение социальной выплаты.
Судом установлено, что Чернышева С.Н. поставлена на учет граждан, имеющих право на обеспечение жильем за пределами ЗАТО, на основании личного заявления от 28.12.1999.
25.02.2009 в адрес истца направлено предложение о приобретении жилья в Кировской области в строящемся доме, от которого истец Чернышева С.Н. отказалась.
С 10.11.2015 Чернышева С.Н. и Белякова (Морозова) С.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по (...) на каждого (л.д. 89).
23.05.2017 в адрес МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» поступило заявление Чернышевой С.Н. с просьбой включить ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, при этом с условиями участия в указанной подпрограмме истец была ознакомлена и обязалась их выполнять.
29.05.2017 МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» направило истцу ответ о том, что ее заявление принято в работу.
07.03.2018 Чернышевой С.Н. направлено уведомление об отказе во включение в список граждан – получателей ГЖС в 2018 году, поскольку она не является собственником или нанимателем отдельного жилого помещения в ЗАТО Александровск, а отчуждение в муниципальную собственность доли жилого помещения при получении социальной выплаты действующим Законодательством не предусмотрено.
29.05.2018 истцу направлено сообщение о том, что после устранения Чернышевой С.Н. оснований для отказа, ей будет предоставлено право на получение ГЖС в порядке очередности, установленной исходя их времени принятия решения о постановке их на соответствующий учет. Кроме того, указано, что постановлением администрации ЗАТО Александровск от 26 февраля 2018 года № 350 утвержден список получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году.
18.06.2018 в администрацию ЗАТО Александровск поступило разъяснение ФКУ «Объединенной дирекции» Минстроя России № АБ/01-01-1037, согласно которому в компетенцию Минстроя входят вопросы обеспечения граждан социальными выплатами на приобретение жилья с использованием государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия. Порядок отселения граждан из ЗАТО определен положениями ст. 7 Закона «О ЗАТО», и возможность сдачи доли в жилом помещении условиями основного мероприятия не предусмотрена (л.д. 28).
Согласно сообщению Министерства строительства и территориального развития Мурманской области по состоянию на 01.01.2018 в едином списке граждан, имеющих право на получение выплат в рамках Закона № 125-ФЗ по Мурманской области, Чернышева С.Н. не состоит, и подлежит переселению из Мурманской области в рамках Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (л.д. 46).
Истец Чернышева С.Н. обратилась к прокурору Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах с просьбой провести проверку на предмет законности доводов МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» о невозможности передачи в собственность муниципального образования доли жилого помещения для получения государственного жилищного сертификата.
По результатам проведенной проверки, Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, не нашел оснований для применения мер прокурорского реагирования по ее обращению.
Обсуждая доводы представителей истца, о том, что жилым помещением признается часть квартиры, и которая может быть сдана истицей при получении сертификата, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1,2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
К жилым помещениям относится, в том числе квартира, часть квартиры (подп.2 п.1 ст. 16 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что истице принадлежит ? доли (...) квартиры по адресу <адрес>., не обладающей признаками жилого помещения как объекта жилищных прав.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что между собственниками жилого помещения Чернышевой С.Н. и Беляковой (Морозовой) С.А. достигнуто соглашение об отчуждении принадлежащего им на праве долевой собственности жилого помещения, истцом не выполнены все условия, предусмотренные действующим законодательством, для включения ее в список граждан – получателей государственного жилищного сертификата в 2018 году, в связи с чем действия ответчиком по невключению Чернышевой С.Н. в список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году законны и обоснованны.
При указанных обстоятельствах, заявленные истцом Чернышевой С.Н. требования о признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата в 2018 году с одновременной передачей 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в собственность администрации муниципального образования ЗАТО Александровск, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Чернышевой С. Н. к администрации закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области, муниципальному казенному учреждению «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» о признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата в 2018 году с одновременной передачей (...) доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в собственность администрации муниципального образования ЗАТО Александровск., отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Привалова