Решение по делу № 2-17/2021 (2-883/2020;) ~ М-739/2020 от 27.07.2020

Дело № 2-17/2021

Уникальный идентификатор дела

44RS0026-01-2020-001134-06

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2021 года г. Кострома

Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Драничниковой И.Н., при секретаре Ковалевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования городской округ г. Костромы в лице Администрации г. Костромы к ООО «Санаторий Костромской», Костромскому областному союзу «Федерация организаций профсоюзов Костромской области», Общероссийскому союзу «Федерация независимых профсоюзов России» о возложении обязанности принять меры по предотвращению доступа граждан к объектам недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование городской округ г. Костромы в лице Администрации г. Костромы обратилось в суд с иском к ООО «Санаторий Костромской», Костромскому областному союзу «Федерация организаций профсоюзов Костромской области», Общероссийскому союзу «Федерация независимых профсоюзов России». Требования мотивированы тем, что согласно сведениям ЕГРН, на территории поселка Санаторий «Костромской» в г. Костроме на земельном участке, который относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположен ряд объектов недвижимости, находящихся в собственности ответчиков. Данные объекты недвижимости на протяжении длительного времени находится в ненадлежащем, запущенном (бесхозяйном) состоянии. В них имеется свободный доступ для неопределенного круга лиц, что представляет собой потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан (в том числе несовершеннолетний).

На этом основании истец просил возложить на ООО «Санаторий Костромской» обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, принять меры, направленные на предотвращение несанкционированного доступа граждан к следующим объектам недвижимости: спальный корпус площадью 3018,5 кв.м., кадастровый ; склад площадью 130,6 кв.м., кадастровый ; котельная площадью 400,2 кв.м., кадастровый ; водолечебница площадью 885,5 кв.м., кадастровый ; столовая площадью 1283,5 кв.м., кадастровый ; склад, сварочная площадью 463,6 кв.м., кадастровый ; клуб площадью 1335 кв.м., кадастровый , путем установления ограждения по периметру данных объектов, а так же обязать провести очистку прилегающей территории от строительных, бытовых и иных отходов. На Костромской областной союз «Федерация организаций профсоюзов Костромской области» и Общероссийский союз «Федерация независимых профсоюзов России» истец просил возложить обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, принять меры, направленные на предотвращение несанкционированного доступа граждан к следующим объектам недвижимости: жилой дом площадью 198,9 кв.м., кадастровый ; контора санатория площадью 135,5 кв.м., кадастровый ; лечебный корпус площадью 598,6 кв.м., кадастровый ; лечебный корпус площадью 483,9 кв.м., кадастровый ; административное здание площадью 214,8 кв.м., кадастровый , путем установления ограждения по периметру данных объектов, а так же обязать провести очистку прилегающей территории от строительных, бытовых и иных отходов.

В процессе рассмотрения дела исковые требования были уточнены. Истец указал на обязанность органов местного самоуправления принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности, по предотвращению причинения вреда гражданам, мер, направленных на предупреждение безнадзорности и антиобщественных действий несовершеннолетних. На этом основании истец просил обязать ООО «Санаторий Костромской» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на предотвращение несанкционированного доступа граждан к объектам недвижимости, расположенным по адресу <адрес>, а именно: к спальному корпусу площадью 3018,56 кв.м., кадастровый ; к складу площадью 130,6 кв.м., кадастровый ; к водолечебнице площадью 885,5 кв.м., кадастровый ; к столовой площадью 1283,5 кв.м., кадастровый ; к складу, сварочной площадью 463,6 кв.м., кадастровый ; к клубу площадью 1335 кв.м., кадастровый , путем установления ограждения по периметру данных объектов, а также обязать провести очистку прилегающей     территории от строительных, бытовых и иных отходов. На Костромской областной союз «Федерация организаций профсоюзов Костромской области», Общероссийский союз «Федерация независимых профсоюзов России» истец просил возложить обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, принять меры, направленные на предотвращение несанкционированного доступа граждан к объектам недвижимости, расположенным по адресу <адрес>, а именно: к лечебному корпусу площадью 598,6 кв.м., кадастровый ; к лечебному корпусу площадью 483,9 кв.м., кадастровый , путем установления ограждения по периметру данных объектов, а также обязать провести очистку прилегающей территории от строительных, бытовых и иных отходов.

Представитель истца Рубцов И.М. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Санаторий Костромской» Парфененкова О.В. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала.

Ответчики Костромской областной союз «Федерация организаций профсоюзов Костромской области», Общероссийский союз «Федерация независимых профсоюзов России», будучи извещенными надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области, Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, Лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий для лечения родителей с детьми «Костромской», МУП г. Костромы «Городские сети», Лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий «Колос», ГБУ КО «Спортивная школа олимпийского резерва имени олимпийского чемпиона А.В. Голубева», будучи извещенными надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Выслушав участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Как указано в ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Из положений ст. 3, ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" следует, что противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Решением Думы города Костромы от 25.04.2013 N 60 утверждены Правила благоустройства территории города Костромы. Как указано в ст. 22, ограждения, установленные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и (или) на земельных участках, государственная собственность на которые на территории города Костромы не разграничена, без согласования Схемы ограждения земельного участка, подлежат сносу в порядке, устанавливаемом Администрацией города Костромы. Объектами благоустройства на территориях рекреационного назначения являются объекты рекреации - части территорий зон особо охраняемых природных территорий, зоны отдыха, парки, сады, бульвары, скверы (ст. 29).

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ст. 94 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).

Согласно сведениям, содержащимся ЕГРН, собственником нежилых помещений по адресу <адрес> а именно: спальный корпус площадью 3018,56 кв.м., с кадастровым номером ; склад площадью 130,6 кв.м., с кадастровым номером ; водолечебница площадью 885,5 кв.м., с кадастровым номером ; столовая площадью 1283,5 кв.м., с кадастровым номером ; склад, сварочная, мастерские площадью 463,6 кв.м., с кадастровым номером ; клуб площадью 1335 кв.м., с кадастровым номером , является ООО «Санаторий Костромской». Собственником лечебного корпуса площадью 598,6 кв.м., с кадастровым номером ; лечебного корпуса площадью 483,9 кв.м., с кадастровым номером , является Костромской областной союз «Федерация организаций профсоюзов Костромской области». Право собственности на 17/20 долей в праве зарегистрировано в 2002 году, на 3/20 доли – в 2012 году. В материалах дела имеется копия договора пожертвования от 09.12.2011, согласно которому Общероссийский союз «Федерация независимых профсоюзов России» безвозмездно передал в собственность Костромского областного союза «Федерация организаций профсоюзов Костромской области» 3/20 доли в праве на указанные выше объекты.

03.11.2020 между Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы (арендодатель) и ООО «Санаторий Костромской» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора, по которому для обслуживания данных нежилых зданий предоставлен земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 41 261 кв.м., с кадастровым номером . Земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской». Арендатор обязан соблюдать санитарные, противопожарные нормы и требования, действующие правила благоустройства территории г. Костромы, соблюдать особые условия использования земельного участка и режим хозяйственной деятельности, в связи с его нахождением в зоне особо охраняемой природной территории регионального значения.

В процессе рассмотрения дела было установлено, что часть зданий, указанных в первоначальном исковом заявлении, используются, сдаются в аренду и субаренду, чем было вызвано привлечение к участию в деле третьих лиц, последующее уточнение истцом состава объектов недвижимого имущества.

Как указано в письме Администрации г. Костромы от 07.08.2020, в связи с длительным неиспользованием собственником объектов недвижимого имущества и прилегающих к ним территорий, отсутствует возможность осуществления комплексных мероприятий по благоустройству и развитию особо охраняемой территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской». В целях реализации плана развития данной территории, Костромскому областному союзу «Федерация организации профсоюзов Костромской области» предложено безвозмездно передать в муниципальную собственность г. Костромы находящиеся в разрушенном состоянии нежилые помещения с кадастровыми номерами .

Определением Арбитражного суда Костромской области от 01.02.2021 принято к производству исковое заявление Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы к Костромскому областному союзу «Федерация организации профсоюзов Костромской области» о прекращении права собственности на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами , погашении записей в ЕГРН о праве, снятии с кадастрового учета. Требования мотивированы отсутствием зданий, в связи с их разрушением.

Возможность производства экспертизы судом разъяснялась, однако участники процесса соответствующего ходатайства не заявили. Судом был осуществлен осмотр объектов, указанных в уточненном исковом заявлении. В результате осмотра установлено, что здание лечебного корпуса с кадастровым номером отсутствует, здание лечебного корпуса с кадастровым номером разрушено. Визуально не установлено возможности доступа в здания спального корпуса с кадастровым номером ; склада с кадастровым номером водолечебницы с кадастровым номером . Помещения столовой с кадастровым номером , и клуба с кадастровым номером , примыкают друг к другу. В результате осмотра установлено наличие возможности попасть в здание, не смотря на принятие мер к закрытию подавляющего большинства оконных и дверных проемов. В здание склада, сварочной, мастерских с кадастровым номером , имеется свободный доступ.

Учитывая наличие в материалах дела фотоснимков зданий, сделанных в летний период времени, к настоящему времени ООО «Санаторий Костромской» предприняты меры по предотвращению доступа посторонних лиц в здания. Помимо закрытия оконных и дверных проемов, в месте расположения зданий имеется освещение, установлены видеокамеры, представителем ответчика приведен довод об осуществлении охраны сторожем. Все окна и балконные двери здания спального корпуса остеклены, двери закрыты, внутри здания ведутся ремонтные работы.

Вместе с тем, в результате осмотра подтвердились и доводы истца о том, что на указанном земельном участке имеются объекты, находящиеся в аварийном состоянии, объекты, которые длительное время не используются, в которые имеется доступ посторонних лиц, в том числе граждан, не достигших возраста 18 лет. Данные объекты представляют угрозу для безопасности неопределенного круга лиц.

Суд полагает, что исковые требования о возложении на собственников обязанности принять меры по предотвращению несанкционированного доступа граждан в объекты недвижимости, которые фактически имеются, и куда данный доступ возможен, обоснованы и подлежат удовлетворению. Поскольку судебное решение должно быть исполнимым и вести к восстановлению нарушенных прав, а не носить формального характера, не подлежит удовлетворению иск в части объекта, которого в наличии не имеется, а так же в части объектов, доступ в которые закрыт.

Согласно "СНиП 12-01-2004. Организация строительства", огорожена должна быть строительная площадка и опасные зоны работ за ее пределами. В ходе осмотра не установлено ведение каких-либо наружных строительных работ, так же, как и ведение работ по сносу зданий. Доказательств возможности и целесообразности ограничения доступа посторонних лиц именно путем установления ограждения, истец в материалы дела не представил. Не смотря на неконкретность исковых требований в данной части, уточнены они в процессе рассмотрения дела не были. В судебном заседании представитель истца не смог пояснить, каким образом и где должны быть установлены ограждения, у каждого здания и на каком расстоянии от них, или следует огородить весь земельный участок, занятый данными зданиями.

В этом свете суд полагает заслуживающими внимания доводы стороны ответчика о том, что спорные здания расположены на территории парковой зоны особо охраняемой природной территории, где установка ограждений не допускается. В случае огораживания нескольких объектов, будет перекрыта часть парка, в том числе его часть, предназначенная для прохода и проезда. Установление ограждений вокруг каждого здания приведет к существенному уменьшению ширины дороги, расположенной около них и между ними, а кроме того, значительно затруднит обзор и физическую охрану.

Учитывая состояние объектов, отсутствие доказательств невозможности и нецелесообразности предотвращения доступа иным способом, суд не находит оснований для возложения на ООО «Санаторий Костромской» обязанности выполнить указанные истцом действия именно путем установки ограждений. Вместе с тем, учитывая состояние объекта, находящегося в собственности Костромского областного союза «Федерация организаций профсоюзов Костромской области», тот факт, что объект представляет груду ветхих строительных конструкций после их обрушения, суд соглашается с позицией истца о том, что предотвращение доступа возможно исключительно путем установления ограждения.

Стороной ответчика отрицалось наличие на территории, прилегающей к спорным зданиям, строительных, бытовых и иных отходов. Доказательств обратного в материалах дела не имеется. Представленные истцом документы о нахождении на земельном участке бытовых отходов, в частности, информация Управления муниципальных инспекций, Отдела по работе с обращениями граждан Администрации Костромской области, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, имеет отношение к событиям годичной давности, с указанием на территорию Парка Санатория «Костромской» в целом. Указанными выше учреждениями приняты меры к понуждению землепользователей содержать земельный участок в надлежащем состоянии. Из представленных суду доказательств не следует вывод о наличии снований полагать, что в настоящее время имеется необходимость возложения на ответчиков обязанности провести очистку от мусора территории, прилегающей к объектам, перечисленным в уточненном исковом заявлении.

Оценивая в совокупности все приведенные суду доводы и представленные доказательства, суд находит уточненные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению. В силу положений ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчиков в равных долях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования Администрации г. Костромы удовлетворить частично.

Возложить на ООО «Санаторий Костромской» обязанность в течение месяца с момента вступления решения в законную силу принять меры по предотвращению несанкционированного доступа граждан в расположенные по адресу <адрес> объекты недвижимости: здание столовой кадастровый ; здание клуба кадастровый ; здание склада, сварочной, мастерских кадастровый .

Возложить на Костромской областной союз «Федерация организаций профсоюзов Костромской области» обязанность в течение месяца с момента вступления решения в законную силу принять меры по предотвращению несанкционированного доступа граждан к расположенному по адресу г. Кострома п. Санаторий Костромской объекту недвижимости с кадастровым номером , путем установления ограждения по периметру данного объекта.

Взыскать с ООО «Санаторий Костромской», Костромского областного союза «Федерация организаций профсоюзов Костромской области» в равных долях в доход бюджета городского округа г. Костромы госпошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья - И.Н. Драничникова

2-17/2021 (2-883/2020;) ~ М-739/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Муниципальное образование городской округ город Кострома Администрация города Костромы
Ответчики
Общественный союз "Федерация независимых профсоюзов России "
Костромской областной союз "Федерация организаций профсоюзов Костромской области"
ООО "Санаторий Костромской"
Другие
МУП г. Костромы "Городские сети"
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромв
Лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий "Колос"
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
Лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий для лечения родителей с детьми "Костромской"
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
ГБУ КО "Спортивная школа олимпийского резерва имени олимпийского чемпиона А.В. Голубева"
Суд
Димитровский районный суд г. Костромы
Судья
Драничникова Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
dimitrovsky--kst.sudrf.ru
27.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2020Передача материалов судье
29.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
21.10.2020Судебное заседание
20.11.2020Судебное заседание
17.12.2020Судебное заседание
14.01.2021Судебное заседание
08.02.2021Судебное заседание
09.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2021Дело оформлено
17.08.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее