Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03.11.2016г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Логуновой И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Оганесян Т.В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным бездействия, возложении обязанности рассмотреть обращение по существу,
У С Т А Н О В И Л:
Оганесян Т.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании бездействия незаконным, указав, что распоряжением от 03.06.2008г. был утвержден проект границ земельного участка по адресу: <адрес>. В 2010г. участок был поставлен на кадастровый учет, но приказ Министерство имущественных отношений не подготовило. 28.03.2011г. она приобрела жилой дом, расположенный на земельном участке по указанному выше адресу и продолжила оформлять земельный участок за выкуп. 01.03.2013г. ею вновь было направлено заявление о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, однако документы были ей возвращены по причине отображения в кадастровом паспорте не верных документов на строение, не верной даты регистрации. В последующем 30.04.2013г., 20.05.2014г., 5.06.2014г. она обращалась в Министерство за предоставлением ей земельного участка за выкуп, однако ей отказывали по разным надуманным причинам. 12.11.2015г. она обратилась в Департамент управления имуществом, которому были переданы полномочия по предоставлению земельным участком с аналогичным заявлением, однако до настоящего времени решение о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп не принято. Считает, что не рассмотрение ее заявления в установленный срок существенно нарушает ее права. Кроме того, на дату ее первичного обращения в Министерство условия были иными, кадастровая стоимость участка была ниже, процент за который она могла его выкупить составлял 10 %. Считает, что ответчики лишили ее права выкупить земельный участок на более выгодных условиях, затянув процесс выдачи приказа и договора.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самары, выразившиеся в не предоставлении в установленный срок проекта распорядительного акта по ее обращению по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка, площадью 811 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием индивидуальный жилой дом с приусадебным участком; обязать Департамент управления имуществом г. о. Самара в срок, установленный административным регламентом, утвержденный приказом Министерства строительства Самарской области № от 30.06.2015г. подготовить и направить в администрацию г.о. Самара проект распорядительного акта по ее обращению по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка, площадью 811 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> ; обязать администрацию г.о. Самара рассмотреть по существу и принять решение по ее обращению по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка, площадью 811 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании административный истец и его представитель уточнили требования, просили признать незаконным бездействие Департамента управления имуществом г.о.Самара, выразившееся в не рассмотрении заявления Оганесян Т.В. по ее заявлению по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка, площадью 811 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> ; обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара рассмотреть по существу ее заявление по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка, площадью 811 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель административного ответчика - Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности Пюльзю А.К., действующая на основании доверенности, требования не признала, при этом пояснила, что бездействия со стороны Департамента не допущено, работа по обращению административного истца ведется, в связи с чем, права и законные интересы истца нарушенными не являются.
Представители заинтересованных лиц - администрации г.о. Самара, Министерства строительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса: изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно Закону Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сфере градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» с 01.03.2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от министерства имущественных отношений к Администрации г.о.Самара.
В соответствии с ч.2 постановления администрации г.о. Самара от 19.08.2015 №929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента управления имуществом г.о.Самара наделен полномочиями по организации подготовки проектов соответствующих распорядительных актов администрации г.о.Самара о заключении проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст.12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации письменного обращения.
В силу ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из материалов дела следует, что Оганесян Т.В. является собственником жилого дома, общей площадью 19,7 кв.м. литера А, расположенного по адресу: <адрес>.
05.06.2014г. Оганесян Т.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка, площадью 811 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
29.06.2015г. по акту приема- передачи документов заявление Оганесян Т.В. со всеми документами были переданы Министерством имущественных отношений Самарской области в Департамент управления имуществом г.о. Самары в связи с передачей Департаменту полномочий по решению указанного вопроса.
Судом установлено, что до настоящего времени какое - либо решение по заявлению Оганесян Т.В. Департаментом управления имуществом г.о. Самара не принято, что не оспаривалось представителем Департамента в судебном заседании и подтверждается отсутствием указанного решения.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что в установленный законом срок заявление административного истца по существу рассмотрено не было, решение по данному заявлению до настоящего времени не принято, суд считает, что требования Оганесян Т.В. о признании незаконным бездействия Департамента и обязании рассмотреть по существу ее обращение являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что Департаментом неоднократно истице направлялись письма, был произведен осмотр земельного участка и расположенного на нем дома, велась работа по заявлению Оганесян Т.В., следовательно, незаконного бездействия не имеется, безосновательны. Как установлено судом и указано выше, заявление Оганесян Т.В. со всеми документами поступило в Департамент из Министерства имущественных отношений 29.06.2015г. Вместе с тем, в установленный законом срок данное заявление рассмотрено не было, поскольку решение по нему до настоящего времени не принято. При этом, переписка, акт осмотра, на которые ссылается представитель Департамента управления имуществом в судебном заседании, решением по рассмотрению заявления истца по вопросу предоставления ей испрашиваемого земельного участка не является. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии со стороны Департамента управления имуществом.
Утверждения представителя Департамента управления имуществом о том, что истица не предоставляет запрашиваемые документы, в связи с чем, до настоящего времени решение не принято, не могут являться основанием для отказа в иске. В данном случае законом установлен срок для принятия решения по обращению граждан. Как указано выше, в установленный срок какое – либо решение по обращению Оганесян Т.В. принято не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Оганесян Т.В. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента управления имуществом г.о.Самара, выразившееся в не рассмотрении заявления Оганесян Т.В. по ее заявлению по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка, площадью 811 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара принять решение по заявлению Оганесян Т.В. по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка, площадью 811 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Самары.
В окончательной форме решение изготовлено 03.11 2016 года.
Судья Ю.В. Косенко