Дело № 5-23/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 февраля 2015 года судья Режевского городского суда Свердловской области Старкова Е.Н.,
при секретаре Шоховой Н.Ю.,
с участием заместителя Режевского городского прокурора Маньковой Н.А.,
в соответствии с частью 1 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица
Плотникова Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>,<данные изъяты>, являющегося руководителем следственного отдела по <адрес> следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекался,
разъяснив права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные ст. 25.1. КоАП РФ, в том числе право иметь защитника, ст. 51 Конституции Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В отношении Плотникова Д.А. ДД.ММ.ГГГГ Режевским городским
прокурором возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП Российской Федерации, выразившемся в следующем. Заместителем Режевского городского прокурора Маньковой Н.А. по результатам проверки законности принятых решений об отказе в возбуждении уголовного дела и изучения поступивших материалов проверок в порядке ст. 148 ч.6 УПК РФ признаны незаконными и необоснованными и отменены постановления следователей следственного отдела по г. Реж СУ СК РФ по Свердловской области:
- ДД.ММ.ГГГГ постановление старшего следователя ФИО4 от
- Г.об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО5 по факту <данные изъяты>
- ДД.ММ.ГГГГ. постановление старшего следователя ФИО4
От ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела по факту обнаружения в социальной сети «Одноклассники», на странице пользователя под именем «<данные изъяты>
-ДД.ММ.ГГГГ постановление старшего следователя ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО7 по факту <данные изъяты> по материалу проверки ДД.ММ.ГГГГ, поступившему ДД.ММ.ГГГГ
Постановления прокурора об отмене незаконных и необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела от 25.11.2014, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вместе с материалами проверок <данные изъяты>
Не выполнив требования прокурора о проведении дополнительных проверок по указанным сообщениям о преступлениях, в нарушение требований уголовно- процессуального законодательства, ДД.ММ.ГГГГ руководитель следственного отдела по г. Реж СУ СК РФ по Свердловской области Плотников Д.А. направил указанные материалы проверок Режевскому городскому прокурору с постановлениями о возбуждении ходатайств об отмене постановлений нижестоящего прокурора, которые согласовал, тогда как в соответствии с уголовно- процессуальным кодексом Российской Федерации он и следователи следственного отдела не наделены правом обжалования принятых прокурором в порядке ч.6 ст. 148 УПК РФ решений об отмене постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовного дела.
Прокурором были изучены постановления заместителя прокурора об отмене постановлений следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и сами материалы проверок, постановления заместителя прокурора от 25.11.2014, 26.11.2014, 28.11,2014 признаны законными и обоснованными. 09.12.2014
материалы проверок <данные изъяты> возвращены руководителю следственного отдела по г. Реж Плотникову Д.А., ему указано на необходимость незамедлительно приступить к проведению дополнительных проверок и установлению конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, указанных в постановлениях прокурора.
При этом Плотникову Д.А. разъяснены положения ст. 17.7 КоАП РФ об ответственности за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
12.12.2014, не выполнив законные требования прокурора о проведении дополнительных проверок по материалам <данные изъяты> руководитель следственного отдела по г. Реж Плотников Д.А. вновь направил их прокурору с предложением вернуться к рассмотрению доводов следователя о несогласии с принятыми решениями заместителя прокурора, указывая на их необоснованность, в случае несогласия с доводами следователя просил дать мотивированный ответ.
ДД.ММ.ГГГГ Режевским городским прокурором материалы проверок <данные изъяты> возвращены руководителю следственного отдела по г. Реж Плотникову Д.А., от которого потребовано незамедлительно организовать проведение проверок по указанным материалам с целью принятия законного и обоснованного процессуального решения в установленные уголовно-процессуальным законом сроки.
При этом Плотникову Д.А. вновь разъяснены положения ст. 17.7 КоАП РФ об ответственности за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении материалов проверок получен ответ о том, что материал проверки <данные изъяты> находится в следственном управлении СУ РФ по Свердловской области для решения вопроса об обжаловании постановления прокурора об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, а по материалам проверок <данные изъяты>
Режевской городской прокуратурой осуществляется надзор за процессуальной деятельностью следственного отдела по г. Реж СУ СК ОФ по Свердловской области.
В соответствии с ч.5 ст.37 УПК РФ полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами.
В соответствии с распоряжением от 02.04.2014г.№9«О распределении обязанностей между работниками Режевской городской прокуратуры Свердловской области» заместитель прокурора Манькова Н.А. осуществляет, в том числе, надзор за процессуальной деятельностью следственного отдела по г. Реж СУ СК РФ по Свердловской области, в том числе при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-11 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014), требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-11 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014), прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-11 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 г.), иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-11 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 г., обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя незамедлительно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-11 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст.30 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, устанавливаются УПК РФ.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.37 УПК РФ прокурор полномочен осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия,
проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ.
В соответствии с ч.6 ст.148 УГЖ РФ, признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
В соответствии с ч.3 ст. 144 УПК РФ руководитель следственного органа вправе продлить до 10 суток срок, установленный частью 1 статьи 144 УПК РФ.
Таким образом, законное требование прокурора о проведении дополнительных проверок по указанным сообщениям о преступлениях по материалам проверок <данные изъяты> не выполнено, проведение проверок по указанным материалам с целью принятия законного и обоснованного процессуального решения в установленные уголовно- процессуальным законом сроки не организовано, дополнительная проверка по материалу <данные изъяты> до сих пор не проводится.
Вина руководителя следственного отдела по г. Реж Плотникова Д.А. подтверждается собранными в ходе проверки материалами.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
С учетом изложенного, действия руководителя следственного отдела по г. Реж СУ СК РФ по Свердловской области Плотникова Д.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7. КоАП РФ -умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В судебном заседании заместитель Режевского городского прокурора Манькова Н.А. просила производство по делу об административном правонарушении возбужденном в отношении Плотникова Д.А. по ст. 17.7. КоАП РФ прекратить по причине внесения изменений в закон. Согласно Федерального закона от 22.12.2014 N 439-ФЗ) Положения статьи 17.7. КоАП РФ не распространяются на урегулированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отношения, связанные с осуществлением прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Плотников Д.А. в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признал, пояснив следующее. В производстве суда находится дело об административном правонарушении в отношении него, действующего сотрудника следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области о привлечении его к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Поводом к вынесению постановления о возбуждении дела об административном правонарушении послужило неисполнение требований заместителя Режевского городского прокурора от 09.12.2014 о необходимости проведения дополнительных проверок по материалам <данные изъяты> При этом, руководителю были разъяснены положения ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях - об ответственности за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
В настоящее время, материал проверки <данные изъяты> находится в следственном управлении Следственного комитета РФ по Свердловской области для решения вопроса об обжаловании постановления прокурора об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, по материалам проверок <данные изъяты> приняты решения. Ознакомившись с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, считаю постановление необоснованным. В силу ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица,
осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет назначение административного наказания.
Согласно Федерального Закона от 22.12.2014 № 439-ФЭ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и ст. 28 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» статья 17.7 Кодекса об административных правонарушениях дополнена примечанием следующего содержания: положения настоящей статьи не распространяются на урегулированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отношения, связанные с осуществлением прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Таким образом, взаимоотношения между следственным органом и прокурором, складывающиеся в сфере уголовного судопроизводства, регулируются уголовно- процессуальным законодательством. В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается настоящим кодексом, основанным на Конституции РФ и является обязательным для органов прокуратуры, органов предварительного следствия. Прокурор, в данном случае, находится с руководителем следственного органа в особых отношениях, урегулированных уголовно-процессуальным законодательством, предусматривающих использование прав и выполнение обязанностей, участниками отношений. В данном случае, у прокурора отсутствует возможность привлечения должностных лиц органов предварительного следствия к административной ответственности, прокурор должен строго руководствоваться нормами уголовно-процессуального законодательства РФ, ФЗ «О Следственном комитете РФ», а не положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 30 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, устанавливаются УПК РФ.
Согласно ч.ч. 1,2,6 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ прокурор полномочен осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения в соответствии с УПК РФ. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти. В случаенесогласия Председателя Следственного комитета РФ или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.
Несмотря на то, что правонарушение совершено 12.12.2014 года (до вступления в законную силу вышеуказанных изменений) и Режевской городской прокурор прибегнул к полномочиям, вытекающим из содержания Кодекса РФ об административных правонарушениях, нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях в данном случае применимы быть не могут, поскольку указанные правоотношения урегулированы сугубо уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, внесение прокурором требований в порядке ст. 37 УПК РФ по проверочному материалу, а не по уголовному делу не основано на нормах процессуального законодательства. Соответственно считаю, что не удовлетворение требования прокурора в порядке ст. 37 УПК РФ по отказному материалу не образует состав административного правонарушения.
Так, в соответствии с ч. 6 ст. 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.
Таким образом, нормами закона предусмотрено выполнение конкретных указаний и обстоятельств, указанных в мотивированном постановлении, а не требовании прокурора, внесенного в порядке ст. 37 УПК РФ.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Также, изучение материалов дела об административном правонарушении свидетельствуют о том, что доказательств виновных моих действий не имеется, поскольку по материалам №<данные изъяты> решения приняты. Материал проверки <данные изъяты>. 14 направлен в СУ СК РФ по Свердловской области для принятия решения по существу вопроса об обжаловании постановлений прокурора.
Несмотря на то, что действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации прямо не предусмотрена процедура обжалования постановления прокурора об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного в порядке ч.6 ст. 148 УПК РФ, такое решение не является окончательным и может быть отменено вышестоящим прокурором в порядке п.6 ч.2 ст.37 УПК РФ в случае его незаконности или необоснованности.
Кроме того, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор безосновательно ссылается на положения ФЗ «О прокуратуре РФ» (в частности ст.22), не распространяющиеся на сферу надзора прокурором за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Так, полномочия, предусмотренные ст.22 упомянутого закона, предоставляются прокурору в ходе осуществляемого, так называемого «общего надзора» за органами, указанными в п.1 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ», в частности за деятельностью Следственного комитета РФ, вне процессуальной сферы, что урегулировано Приказом Генерального прокурора РФ №39 от 09.02.21012, и не распространяются на сферу надзора за предварительным следствием, проводимым Следственным комитетом РФ.
В соответствии с Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2003 по делу <данные изъяты>, административная ответственность налагается только за умышленное неисполнение законных требований прокурора, т.е. требований, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Судья обязан исследовать законность действий прокурора.
Принцип законности при осуществлении прокурором своих полномочий является главенствующим. Данная позиция нашла свое отражение в указанном постановлении.
Таким образом, на основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях Плотников Д.А. просил прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административном правонарушении.
Выслушав заместителя прокурора Манькову Н.А., лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Плотникова Д.А., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Режевского городского прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении обязанностей между работниками Режевской городской прокуратуры Свердловской области» заместитель прокурора Манькова Н.А. осуществляет, в том числе, надзор за процессуальной деятельностью следственного отдела по г. Реж СУ СК РФ по Свердловской области, в том числе при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
На основании приказа заместителя Председателя Следственного комитета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Плотников Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность руководителя следственного отдела по г. Реж следственного управления Следственного комитета РФ по Свердловской области.
Согласно ст. 44 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Осуществление прокурорами надзора за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации регламентировано статьями 29 и 30 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Эти статьи включены в главу третью указанного Закона, устанавливающую предмет надзора и полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
Полномочия прокурора и руководителя следственного органа, как участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, определены статьями соответственно 37 и 39 УПК РФ.
Таким образом, взаимоотношения между руководителем следственного органа и прокурором при осуществлении надзора за рассмотрением сообщений о преступлении, как между участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения, регулируются Уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а не положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководитель следственного органа Плотников Д.А. не выполнивший законное требование прокурора о проведении дополнительных проверок по указанным сообщениям о преступлениях по материалам проверок <данные изъяты>, не организовавший проведение проверок по указанным материалам с целью принятия законного и обоснованного процессуального решения в установленные уголовно-процессуальным законом сроки не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Плотникова Д.А. состава административного правонарушения.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 ч.1 п.1, 29.10., 29.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбужденном в отношении Плотникова Д. А. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано либо опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Режевской городской суд, вынесший постановление.
Постановление изготовлено судьей лично в совещательной комнате с помощью технических средств.
Судья Старкова Е.Н.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>