Решение по делу № 2-375/2012 ~ М-300/2012 от 05.04.2012

Дело № 2-375\2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

П. Ясногорск                                                           21 мая 2012 г.           

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Радченко В.М.

         При секретаре Поветьевой Н.С.

         С участием процессуального истца помощника прокурора Оловяннинского района Забайкальского края Бучиной С.В., материального истца Пельменева Е.И.

            Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в защиту интересов Пельменева Е.И. к администрации муниципального района «Оловяннинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с указанным иском, сославшись на следующие обстоятельства. Пельменев Е.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители: мать - ФИО4 и отец - ФИО5, лишены родительских прав в 28.09.1995 году отношении сына. Мать ФИО4 умерла 10.07.2009 года. С 16.09.2010 года Пельменев Е.И. состоит на учете, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, при администрации городского поселения «Калангуйское» (далее ГП «Калангуйское»). До настоящего времени обязательства по предоставлению жилья органами местного самоуправления не исполнены.

Жилищные права Пельменева Е.И.     грубо нарушены, в связи с чем, прокурор просит обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить Пельменеву Е.И.      вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не ниже 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета (казны) Забайкальского края расходы администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Пельменева Е.И.

          Из отзыва Министерства финансов Забайкальского края следует, что Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному делу. В обоснование указывают, что Конституция РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающемся в жилище. Тем самым, разрешением вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце 2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе РФ правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу ч.2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими. Указали, что истец не представил суду документы, подтверждающие, что Пельменев Е.И. является малоимущим в настоящее время, несмотря на то, что он состоит на льготной очереди для получения жилого помещения, жилая площадь за ним не закреплена.      По смыслу ст.57 ЖК РФ и находящегося во взаимосвязи с нею п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установлено Правительством Забайкальского края. Согласно Порядку предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, государственным полномочием по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством) жилой площадью», утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009 года №474-а предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов, производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели. На 2012 год Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрено 50 638,8 тыс. рублей. Администрации МР «Оловяннинский район» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия на приобретение жилья детям - сиротам в размере 1 500 000 рублей. Дальнейшее распределение денежных средств находится в компетенции главы администрации МР «Оловяннинский район». Правоотношения по финансированию данных расходов распространяются только между органами государственной власти и органами местного самоуправления Забайкальского края. Заявители имеют право на получение жилого помещения в натуре и не имеют право требовать финансирования из бюджета Забайкальского края расходов на приобретение жилья как в муниципальную собственность (условие для заключение договора социального найма, так и в личную. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти Забайкальского края, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Считают, что Министерство финансов не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма органом местного самоуправления и только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими, а также в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения. Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края. Пельменев Е.И. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Просили в иске отказать за необоснованностью (л.д. 22-24).

           Из отзыва Правительства Забайкальского края, следует, что с иском не согласны, просят отказать, т.к. являются не надлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком по делу является администрация МР «Оловяннинский район». Также указали, что Законом Забайкальского края от 23.12.2011 года №611-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» в 2012 году на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрено средства в сумме 50 638,8 тыс. рублей, из которых бюджету МР «Оловяннинский район» предусмотрено 1503200 рублей. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Соответственно, Правительство Забайкальского края не является органом, который в соответствии с бюджетным законодательством может представлять интересы казны в судах. Также считают, что требование об обязании профинансировать приобретение жилого помещения для конкретного лица не основано на нормах материального права и неисполнимо. Финансирование муниципальных образований края осуществляется в идее субвенций на исполнение переданного полномочия, в порядке, установленном постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009 года № 474-а, который предусматривает передачу финансовых средств едиными суммами, без указания конкретных лиц. Муниципальные районы и городские округа самостоятельно распределяют полученные средства исходя из имеющейся потребности. Просили уточнить исковые требования с учетом представленных возражений, отказать в удовлетворении исковых требований в отношении Правительства Забайкальского края (л.д. 26-27).

          В судебном заседании прокурор Оловяннинского района Бучина С.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просит удовлетворить.

         Материальный истец Пельменев Е.И. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, просит удовлетворить в полном объеме.

        Ответчики - администрация МР «Оловяннинский район», Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края,     в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного разбирательства извещены в установленном порядке (л.д. 17а,20, 21).

Представитель ответчика Министерства финансов, Правительства Забайкальского края заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 24,27).

           Судом, с учетом мнения прокурора, в порядке ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

В соответствие ст. 56 ГПК РФ ответчикам судом разъяснено право доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений ( л.д.1,17).

Ответчик администрация МР «Оловяннинский район» не представили суду доказательства и возражения в установленный срок, что не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав прокурора Оловяннинского района Бучину С.В., истца Пельменева Е.И., настаивавших на удовлетворении исковых требований, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Пельменев Е.И., 03.10.1988 года рождения, в период несовершеннолетия остался без попечения родителей.

Родители: мать - ФИО4 и отец - ФИО5, решением Оловяннинского районного суда Читинской области 28.09.1995 года лишены родительских прав в отношении сына. Мать ФИО4 умерла 10.07.2009 года     (л.д.12,13)

Постановлением главы администрации ГП «Калангуйское» №17-а от 16.09.2010 года года, Пельменев Е.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при администрации ГП «Калангуйское» в льготную очередь (л.д.15).

В соответствие статьи 40 Конституции Российской Федерации ( далее РФ) граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанные гарантии прав этих лиц устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Закона).

18 декабря 2009 года принят Закон Забайкальского края от 18.12.2009 N 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», закрепивший аналогичные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2 статьи 7).

Пельменев Е.И., как лицо из числа оставшихся без попечения родителей, не имеющий закреплённого жилого помещения, подлежит обеспечению жилой площадью органами исполнительной власти Забайкальского края.

Вместе с тем, поскольку Законом Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК (статья 1) государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления по месту жительства этих лиц, обязанность по предоставлению жилого помещения Пельменеву Е.И. должна быть возложена на администрацию муниципального района «Оловяннинский район», на территории которого Пельменев Е.И.     приобрел данный статус.

В свою очередь, Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязаны осуществить из бюджета края финансирование предоставления этого жилого помещения.

Таким образом, с учетом установленного порядка получения и расходования денежных средств на указанные цели, администрация поселения при получении субвенции, обязана приобрести жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и предоставить его по договору социального найма Пельменеву Е.И.

Доводы Министерства Забайкальского края и Правительства Забайкальского края, изложенные на ( л.д.22-24, 26-27), не основаны на законе.

Пельменев Е.И. иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является учащимся ГОУ НПО «ПУ », получает стипендию ежемесячно в размере <данные изъяты> рублей (л.д.15,16,28).

         Из положений ст. 4 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК следует, что при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.

Доказательств выделения в достаточном объеме средств для финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей сирот, не представлено.

Надлежащим ответчиком по делу является муниципального образование- « Оловяннинский район».

        С учетом норм материального права, требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

                                                 РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора в интересах Пельменева Е.И. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края предоставить Пельменева Е.И. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не ниже 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме профинансировать из бюджета (казны) Забайкальского края расходы администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения дляПельменева Е.И. .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд, в течение 30 дней, со дня принятия решения в окончательной форме.

         Судья:              подпись.

2-375/2012 ~ М-300/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пельменев Евгений Игоревич
Ответчики
администрация МР "Оловяннинский район"
Министерство финансов Забайкальского края
Правительство Заайкальского края
Суд
Оловяннинский районный суд Забайкальского края
Судья
Радченко Валентина Михайловна
Дело на странице суда
olov--cht.sudrf.ru
05.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2012Передача материалов судье
09.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2012Судебное заседание
09.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2012Дело оформлено
16.10.2012Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее