Дело № 2-2993/17 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2017 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Галкиной Н.А.,
при секретаре Качаловой Т.В.,
с участием представителя истца Федоровой Г.В., представителя ответчика Смирновой Д.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терентьева Д.А. к Комитету лесного хозяйства Новгородской области о признании незаконными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности,
установил:
Терентьев Д.А. обратился в суд с иском к Комитету лесного хозяйства Новгородской области (далее – Комитет), указав в обоснование, что с 27.04.2014 г. он состоит на службе в Комитете и замещает должность <данные изъяты>. Приказом Комитета № от 02.05.2017 г. на Терентьева Д.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за неисполнение поручения председателя Комитета – неучастие 12.04.2017 г. в работе комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новгородской области по вопросу готовности территориальной подсистемы РСЧС Новгородской области к работе в пожароопасный период 2017 года. Терентьев Д.А. полагает, что дисциплинарный проступок он не совершал. 11.04.2017 г. ему было вручено письмо о вызове на опрос к старшему оперуполномоченному УМВД России по Новгородской области в 12.04.2017 г. в 14 час. По требованию полиции Терентьев Д.А. явился на опрос, в связи с чем, не мог принять участие в совещании. Вместе с тем, в рамках своих полномочий Терентьев Д.А. поручил принять участие в совещании главному специалисту-эксперту отдела охраны и управления лесами Комитета Мироновой Н.В., а также подготовить краткую справку по рассматриваемым вопросам. М.. выполнила данное поручение, о чем Терентьев Д.А. доложил председателю Комитета по возвращению его из командировки (дело № 2-2930/17).
Терентьев Д.А. обратился в суд с иском к Комитету, указав, что приказом Комитета от 15.05.2017 г. № он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение срока утверждения сводного плана тушения лесных пожаров на территории Новгородской области на период пожароопасного сезона 2017 года, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 18.05.2011 года №378, а также ненадлежащую организацию и отсутствие контроля за исполнением должностных обязанностей работниками отдела охраны и защиты леса управления лесами Комитета. Сводный план тушения лесных пожаров был разработан Комитетом своевременно и согласован со всеми уполномоченными организациями. В установленный законом срок (до 20.03.2017 года) сводный план был представлен в Правительство Новгородской области. Указом губернатора Новгородской области сводный план утвержден 30.03.2017 г. Вина истца в несвоевременном утверждении сводного плана отсутствует. Кроме того, длительное время Терентьев Д.А. отсутствовал на работе по причине нахождения в очередном отпуске (дело №2-3248/17).
Определением суда от 05.06.2017 г. гражданские дела №2-2930/17, №2-3248/17 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
С учетом уточненных исковых требований, Терентьев Д.А. просит признать незаконными приказы Комитета лесного хозяйства Новгородской области №316 от 02.05.2017 г., №351 от 15.05.2017 г. о привлечении его к дисциплинарной ответственности.
В судебном заседании представитель истца Федорова Г.В. требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Комитета Смирнова Д.Б. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно постановлению Администрации Новгородской области от 08.06.2009 N 183 «О комитете лесного хозяйства Новгородской области» Комитет лесного хозяйства Новгородской области (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений.
В соответствии с п.3.1 должностного регламента первого заместителя комитета – начальника управления лесами данное должностное лицо осуществляет полномочия по организации деятельности Комитета в сфере охраны лесов на землях лесного фонда и обеспечению охраны лесов на указанных землях.
В связи с нахождением в период с 12 по 14.04.2017 г. председателя Комитета в служебной командировке 11.04.2017 года последний направил своему заместителю Терентьеву Д.А. письмо ГУ МЧС России по Новгородской области от 11.04.2017 г. №2327-2-1 с резолюцией «Для участия и информирования».
Письмом от 11.04.2017 г. №2327-2-1 ГУ МЧС России по Новгородской области информировало о том, что 12.04.2017 г. в 14 час. состоится заслушивание председателя комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новгородской области В.. по вопросу готовности территориальной подсистемы РЧС Новгородской области к работе в пожароопасный сезон 2017 года. В письме председателю Комитета предлагалось принять участие в заслушивании (совещании).
Согласно резолюции Терентьева Д.А. от 12.04.2017 г. в рамках указанного письма главному специалисту-эксперту отдела охраны и защиты леса управления лесами Комитета М. поручено подготовить краткую справку.
По распоряжению Терентьева Д.А. отделом охраны и защиты леса управления лесами Комитета для участия в совещании был подготовлен доклад. В дальнейшем по устному распоряжению Терентьева Д.А., в связи с невозможностью его личного присутствия на заслушивании, на совещание была направлена главный специалист-эксперт отдела охраны и управления лесами Комитета М.В.
Приказом Комитета от 19.04.2017 г. №287 в отношении Терентьева Д.А. назначена служебная проверка по факту неисполнения поручения председателя Комитета, выразившегося в неучастии в заслушивании.
В письменных объяснениях Терентьев Д.А. сообщил, что лично не мог присутствовать на совещании по причине вызова его в полицию по адресу: Великий Новгород, <адрес> к следователю в 14 час. В качестве представителя Комитета он направил для участия в совещании М.
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон №79-ФЗ) служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
На основании пункта 2 части 1 статьи 57 данного Закона №79-ФЗ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание.
Согласно ч. 3 ст. 58 указанного Закона № 79-ФЗ, при применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
По результатам служебной проверки комиссия пришла к выводу о том, что полномочия по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий ЧС в лесах относятся к непосредственной компетенции Терентьева Д.А., установлен факт совершения Терентьевым Д.А. дисциплинарного проступка, выразившегося в неисполнение поручения председателя Комитета – неучастие 12.04.2017 г. в работе комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Правительства Новгородской области.
Приказом Комитета № от 02.05.2017 г. за неучастие 12.04.2017 г. в работе указанной комиссии Терентьеву Д.А. объявлено замечание. С приказом Терентьев Д.А. ознакомлен 02.05.2017 года.
Из объяснений представителя истца Федоровой Г.В. следует, что при даче объяснений 17.04.2017 г. Терентьев Д.А. ошибочно указал о том, что причиной его отсутствия на совещании 12.04.2017 г. явился вызов к следователю на ул.Кооперативную, д.9А, тогда как он находился у оперуполномоченного по адресу: <адрес>
Действительно, из материалов дела усматривается, что 11.04.2017 г. в 18.30 час. Терентьеву Д.А. вручено письмо о вызове 12.04.2017 г. к 14.00 час. к старшему оперуполномоченному УЭБиПК УМВД России по Новгородской области В.. для опроса в качестве свидетеля.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года N 144-ФЗ «опрос» предусмотрен как один из видов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.
Данное право корреспондирует обязанности гражданина, вызываемого сотрудником полиции на опрос, явиться в полицию в назначенное время.
Согласно ответу от 15.06.2017 г. №17/2321 начальника УЭБиПК УМВД России по Новгородской области 12.04.2017 г. Терентьев Д.А. был приглашен для дачи объяснений по фактам соблюдения законности НОАУ «<данные изъяты>» при осуществлении хозяйственной деятельности. В период с 14.00 до 15.00 Терентьев Д.А. находился в УЭБиПК УМВД России по Новгородской области.
С учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии вины Терентьева Д.А. в том, что 12.04.2017 г. он не принимал участие в работе комиссии.
Таким образом, требования истца о признании незаконным приказа Комитета № от 02.05.2017 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о признании незаконным приказа Комитета № от 15.05.2017 года, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3.6 Положению об отделе охраны и защиты леса управления лесами Комитета, утвержденного приказом Комитета от 10.1.2015 г. №, данный отдел разрабатывает сводный плат тушения лесных пожаров на территории Новгородской области.
В соответствии с п.1.3 должностного регламента первого заместителя председателя Комитета – начальника управления лесами данное должностное лицо осуществляет руководство деятельностью управления лесами, в состав которого входит отдел охраны и защиты леса.
Согласно п.3.1 должностного регламента первый заместитель осуществляет полномочия по организации деятельности комитета в сфере охраны лесов на землях лесного фонда и обеспечению охраны лесов на указанных землях, в том числе по разработке планов тушения лесных пожаров.
Правила разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 г. №378 (далее – Правила).
Согласно п. 7, 8 Правил проект сводного плана ежегодно, до 20 февраля, направляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в Федеральное агентство лесного хозяйства на согласование на бумажном и электронном носителях (текст или части текста сводного плана формируются в формате ".doc" или ".docx". Таблицы сводного плана формируются в формате ".xls" или ".xlsx". Каждый файл имеет наименование в соответствии с номером раздела и номером пункта по тексту. Графическая информация может представляться в любом из форматов ".cdr", ".pdf", ".jpeg"). Федеральное агентство лесного хозяйства в течение 20 дней со дня поступления проекта сводного плана рассматривает его и принимает решение о согласовании или направляет мотивированный отказ в согласовании.
Согласно п. 11 Правил сводный план тушения лесных пожаров утверждается ежегодно до 20 марта.
В апреле 2017 г. в Комитет поступило представление прокуратуры Новгородской области от 07.04.2017 г. №7-35/29-2017 об устранении нарушений лесного законодательства, выразившегося в несвоевременном утверждении сводного плана тушения лесных пожаров на территории Новгородской области. В представлении предлагалось рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения законодательства.
На основании данного представления приказом Комитета от 25.04.2017 г. № назначено проведение в период с 26.04.2017 г. по 10.05.2017 г. служебной проверки по факту нарушения <данные изъяты> Терентьева Д.А. лесного законодательства при утверждении сводного плана. В дальнейшем приказом Комитета срок проведения проверки продлен до 15.05.17 г.
Согласно объяснительной записке Терентьева Д.А. от 26.04.2017 г. проведение служебной проверки считает необоснованным, считает, что исполняет свои обязанности в соответствии с должностным регламентом.
Приказом Комитета от 15.05.2017 г. № Терентьеву Д.А. объявлен выговор за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении сроков утверждения сводного плана тушения лесных пожаров на территории Новгородской области на период пожароопасного сезона 2017 года, предусмотренных Правилами разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 г. №378, а также ненадлежащей организации и отсутствии контроля за исполнением должностных обязанностей работниками отдела охраны и защиты леса управления лесами. С указанным приказом Терентьев Д.А. ознакомлен 16.05.2017 г.
Из материалов дела следует, что письмом Комитета от 13.01.2017 г№ проект сводного плана в электронном виде был направлен на согласование в департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу.
Согласно письму департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 18.01.2017 г. № департаментом дано отрицательное заключение на проект сводного плана, сводный план направлен на доработку.
В соответствии с письмом департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 02.02.2017 г. № сводный план признан соответствующим Правилам и направлен для рассмотрения в ФБУ «<данные изъяты>».
Письмом ФБУ «<данные изъяты>» от 07.02.2017 г. №497 сводный план признан соответствующим Правилам.
Письмом Комитета от 10.02.2017 г. № проект сводного плана направлен на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.
В соответствии с письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2017 г. № проект сводного плана был согласован.
Согласованный проект сводного плана получен в Федеральном агентстве лесного хозяйства 02.03.2017 г. (приказ Комитета от 27.02.2017 г. №65-к «О направлении в служебную командировку М..»).
17.03.2017 г. сводный план поступил на правовую экспертизу в комитет правового обеспечения Правительства Новгородской области. Согласно заключению данного комитета сводный план нуждался в значительной редакционной доработке с учетом карандашных правом на бумажном носителе.
Участниками процесса не оспаривалось, что до 20.03.2017 года сводный план был повторно представлен на согласование и утверждение в Правительство Новгородской области.
Сводный план утвержден указом Губернатора Новгородской области от 30.03.2017 г. №
С учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, сводный план тушения лесных пожаров в Новгородской области был разработан своевременно.
В обоснование доводов о наличии вины Терентьева Д.А. в нарушении срока утверждения сводного плана, отсутствии контроля за исполнением должностных обязанностей работниками отдела охраны и защиты леса, Комитет ссылается на приказ от 01.12.2016 г. №.
Приказом Комитета от 01.12.2016 г. №926 «Об охране лесов от пожаров в 2017 году» утвержден план организации мероприятий по охране лесов от пожаров на 2017 год. Пунктом 1 плана установлено мероприятие – обеспечить своевременную разработку, согласование и утверждение планов тушения лесных пожаров на территории лесничеств, сводного плана лесных пожаров на территории Новгородской области в 2017 году, срок исполнения - 20.03.2017 г. В соответствии с п. 3 данного приказа контроль за его исполнением возложен на Терентьева Д.А.
Вместе с тем, доказательств ознакомления Терентьева Д.А. с данным приказом ответчиком суду не представлено.
Кроме того, в соответствии с приказами Комитета от 27.02.2017 г. № от 27.02.2017 г. № от 10.03.2017 г. № Терентьев Д.А. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске 27.02.2017 г., с 04.03.2017 г. по 24.03.2017 г., с 27.03.2017 г. по 30.03.2017 г.
Принятие решений по вопросам представления отпусков сотрудникам Комитета, кадровой комплектации отделов относится к полномочиям <данные изъяты>.
Судом установлено, что 27.02.2017 г. расторгнут служебный контракт с председателем <данные изъяты> М.. В период с 03.03.2017 г. по 09.03.2017г. обязанности председателя Комитета исполнял <данные изъяты> Р. С.В. 10.03.2017 г. вступил в должность <данные изъяты> К..
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что приказ № от 15.05. 2017 года не основан на законе, принят без учета фактических обстоятельств дела, дисциплинарный проступок со стороны Терентьева Д.А. отсутствует.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Терентьева Д.А. удовлетворить.
Признать незаконным приказ Комитета лесного хозяйства Новгородской области <адрес> от 02 мая 2017 года о привлечении Терентьева Д.А. к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Признать незаконным приказ Комитета лесного хозяйства Новгородской области № от 15 мая 2017 года о привлечении Терентьева Д.А. к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Галкина Н.А.
Мотивированное решение составлено: 18 июля 2017 года.