УИД 57RS0(номер обезличен)-95 производство №-2-860/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«09» апреля 2021 года (адрес обезличен)
Заводской районный суд (адрес обезличен) в составе:
председательствующего судьи Щербакова А.В.,
при секретаре Терехове А.В.,
с участием представителей: истца – Лоскутовой Е.И. /доверенность (номер обезличен)-Д от (дата обезличена)/, ответчика - Шишкиной А.Ю. /доверенность №-Д(номер обезличен) от (дата обезличена)/,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации (адрес обезличен) к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
истец, администрация (адрес обезличен), обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, Управлению Федеральной службы судебных приставов (далее – УФССП) по Орловской области, заявив требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам (далее - МОСП по ОИП) УФССП по Орловской области от (дата обезличена) в размере 50000 руб. В обоснование заявленных требований истец указал, что является должником по исполнительному производству (номер обезличен)-ИП, возбужденному (дата обезличена), в соответствии с которым администрация (адрес обезличен) обязана предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение в (адрес обезличен). (дата обезличена) судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области вынесено постановление о взыскании с администрации (адрес обезличен) исполнительского сбора в сумме 50000 руб. Истец полагает, что он должен быть освобожден от взыскания исполнительского сбора, поскольку им были предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Лоскутова Е.И. заявленные требования поддержала на доводах, изложенных в исковом заявлении, просила иск удовлетворить, дополнив, что денежные средства, выделенные из бюджета Орловской области для приобретения жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осваиваются администрацией (адрес обезличен) путем заключения муниципального контракта, проведения электронных торгов с соблюдением ряда предусмотренных законом процедур, при этом, администрацией (адрес обезличен) принимаются все меры, направленные на своевременное исполнение судебных актов и (дата обезличена) ФИО5 была предоставлена однокомнатная квартира.
Представитель ответчика УФССП России по Орловской области по доверенности Шишкина А.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что постановление о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным, в связи с чем отсутствуют основания для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора.
Выслушав стороны, исследовав доказательства, представленные по делу, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 №-229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании части 8 указанной статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу части 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.
Как следует из пункта 1 статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Из положений части 3 статьи 112 вышеназванного закона следует, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50000 руб.
Согласно части 6 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Пунктом 7 статьи 112 Федерального закона суду предоставлено право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 этой статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30.07.2001 №-13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора допускается при подтверждении должником доказательств того, что нарушение установленного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательств.
В пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №-50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
При разрешении спора по настоящему делу судом было установлено, что решением Советского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от (дата обезличена), постановлено обязать администрацию (адрес обезличен) предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение в (адрес обезличен) по договору найма муниципального специализированного жилого помещения по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области №-727-ОЗ от 06.12.2007 (л.д. 12-18).
(дата обезличена) судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО7 в отношении администрации (адрес обезличен) возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП, предмет исполнения: обязать администрацию (адрес обезличен) предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение в (адрес обезличен) по договору найма муниципального специализированного жилого помещения по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области (номер обезличен)-ОЗ от (дата обезличена). Согласно данному постановлению должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д. 49).
(дата обезличена) указанное постановление получено администрацией (адрес обезличен), которая обратилась в Советский районный суд (адрес обезличен) с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Определением Советского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) заявление администрации (адрес обезличен) было оставлено без удовлетворения.
(дата обезличена), (дата обезличена) в адрес судебного пристава-исполнителя ФИО7 заместителем главы администрации (адрес обезличен), исполняющей обязанности Мэра (адрес обезличен) была направлена информация о принятых мерах по исполнению вступившего в законную силу судебного решения о предоставлении жилья ФИО5 (л.д. 45-48).
(дата обезличена) было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 руб. в связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения вышеприведенного решения суда, а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа. (л.д. 49).
Между тем, в силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 №-131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №-159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, в связи с чем, финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Администрация г. Орла действует в рамках полномочий на основании Закона Орловской области от 06.12.2007 №-727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом об областном бюджете на соответствующий год.
Таким образом, возможность исполнения решения суда была поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из областного бюджета денежных средств в необходимом размере.
Законами Орловской области от 03.12.2018 №-2289-О3 «Об областном бюджете на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов» и от 04.12.2019 №-2421-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов» на 2019, 2020 годы для МО «Город Орел» предусмотрены субвенции из областного бюджета на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, которые осваиваются в порядке, установленном Федеральным законом №-44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Администрацией проводятся электронные аукционы, по результатам которых заключаются муниципальные контракты на приобретение квартир для детей-сирот с целью исполнения судебных решений. Очередные муниципальные контракты были заключены 17.03.2020, 24.08.2020 (л.д. 35- 40).
Постановлением администрации (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена) во исполнение решения Советского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) ФИО5 предоставлена однокомнатная квартира №-86 общей площадью 33,5 кв.м. в (адрес обезличен) по (адрес обезличен) в (адрес обезличен) специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее - ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании статьи 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что истцом представлены достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что к моменту истечения пятидневного срока для добровольного исполнения решения суда, реальная возможность приобретения жилого помещения для ФИО5. с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) отсутствовала.
Учитывая, что финансирование предоставления жилого помещения ФИО5 должно производиться за счет средств бюджета Орловской области, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения специализированного жилого фонда, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, в связи с чем, неисполнение администрацией (адрес обезличен) обязанности по предоставлению жилого помещения ФИО5 в установленный для добровольного исполнения срок нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, поскольку имеются объективные обстоятельства, не зависящие от администрации (адрес обезличен).
С учетом изложенного доводы представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора суд находит несостоятельными.
При указанных обстоятельствах, исковые требования администрации (адрес обезличен) являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации (адрес обезличен) к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию (адрес обезличен) от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО7 от (дата обезличена) по исполнительному производству (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена).
Настоящее решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня составления его полного текста, путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд (адрес обезличен).
Судья: