Дело №2-591/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тейково 17 августа 2020 года
Тейковский районный суд Ивановской области составе
председательствующего судьи Алешиной О.А.,
при секретаре Ткачук К.Р.,
с участием заместителя военного прокурора Багдасарова А.А., представителя в/ч 34048 Гришина М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковой части 56680, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации об обязании организовать водоотведение,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора 19 военной прокуратуры армии обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации об обязании организовать водоотведение, обеспечивающее сбор и очистку хозяйственно-бытовых стоков войсковой части 12416 (вблизи н.п. Алферовка Тейковского района Ивановской области), исключающее поступление на рельеф местности неочищенных хозяйственно – бытовых стоков, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования обоснованы тем, что 19 военной прокуратурой армии проведена проверка исполнения в 54 ракетной дивизии законодательства об охране окружающей среды, которой выявлены нарушения природоохранного законодательства, негативно сказывающиеся на экологической обстановке.
При проведении проверки установлено, что в границах территории войсковой части 12416 (военный городок №1К, вблизи н.п. Алферовка Тейковского района Ивановской области, структурно входит в состав 54 ракетной дивизии, войсковая часть 34048) расположен земельный участок с кадастровым номером 37:18:000000:187, относящийся к категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».
В целях строительства комплекса зданий и сооружений, 07.12.2012 между Министерством обороны Российской Федерации и ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» на срок до 31.12.2014 заключен государственный контракт на строительство (реконструкцию) позиционного района объекта 15/155-1К в г. Тейково Ивановской области №1214187382122090942000000/15/155-1К/2012, в рамках которого на территории войсковой части 12416 возведены очистные сооружения полной биологической очистки бытовых сточных вод производительностью 330 м.куб/сут. Система водоотведения военного городка №1К предусматривает поступление хозяйственно - бытовых стоков в бытовую канализацию и далее на канализационно - насосные станции с последующей перекачкой на Очистные сооружения для их механической и биологической очистки. Отведение очищенных стоков предусмотрено на рельеф местности.
В соответствии с утвержденным Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации актом приемки законченного строительства объекта №15/155-1К от 30.11.2016 Очистные сооружения готовы к вводу в эксплуатацию после устранения замечаний, связанных с необходимостью проведения пусконаладочных работ, благоустройства территории и работ по установке приборов учета энергоресурсов. Вместе с тем, указанные замечания в полном объеме не устранены, в связи чем, по состоянию на 17.03.2020, Очистные сооружения в установленном порядке в эксплуатацию не введены и как объект недвижимости не зарегистрированы, ввиду чего созданы препятствия для проведения текущего ремонта оборудования и его закрепления за ответственными лицами, что в течение длительного времени не позволяет обеспечивать надлежащее функционирование указанных сооружений. Порядок эксплуатации Очистных сооружений до настоящего времени установленным порядком не определен. С сентября 2019 года, вследствие выхода из строя насосного оборудования канализационно - насосной станции №1 (№ по ГП 706-1), поступление образующихся в ходе повседневной деятельности войсковой части 12416 хозяйственно - бытовых стоков на Очистные сооружения прекращено и сточные воды, не прошедшие механической и биологической очистки, сбрасываются на расположенный в границах воинской части земельный участок с кадастровым номером 37:18:000000:187. Также сточные воды, перетекая с территории воинской части, загрязняют земли лесного фонда. Таким образом, в ходе проверки установлено, что Очистные сооружения в соответствии с предназначением не функционируют, в результате чего, загрязняющие вещества попадают в почвенный слой, оказывая негативное воздействие на окружающую природную среду. По результатам прокурорской проверки командиру войсковой части 34048 внесено представление об устранении нарушений закона за №163 от 20.01.2020, в отношении командира войсковой части 12416 22.01.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (должностное лицо привлечено к административной ответственности). Однако, по результатам контрольной проверки нарушения до настоящего времени не устранены.
Заместитель военного прокурора Багдасаров А.А. в ходе судебного заседания исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Минобороны РФ извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.203), в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие, отложении судебного заседания не просил.
Представитель третьего лица войсковой части 34048 по доверенности Гришин М.В. в судебном заседании разрешение заявленных исковых требований оставил на усмотрение суда.
В соответствии с положениями статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу положений ч. 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что военной прокуратурой проведена прокурорская проверка исполнения в 54 ракетной дивизии законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения природоохранного законодательства.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с положениями части 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 5 ч. 10 Федерального закона «Об обороне», п.п. 43, 52, 64, 68 и 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082) Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия по реализации меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляет экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации в целях сохранения и восстановления в ходе повседневной деятельности окружающей природной среды, осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации и правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 и ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Юридические и физические : лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и п.1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» указанные требования обязательны для исполнения, в том числе органами военного управления.
Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» сброс сточных вод (дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, сточных вод централизованной системы водоотведения и других вод) может осуществляться только в водный объект либо в системы водоотведения после надлежащей очистки.
В п. 2 ст. 13 и ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель землепользователи обязаны, помимо прочего, проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, а также использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде.
Из материалов дела следует, что в границах территории войсковой части 12416 1,6 км северо-западнее д. Алферовка Тейковского района Ивановской области расположен земельный участок с кадастровым номером 37:18:000000:187, относящийся к категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с разрешенным использованием – для нужд обороны, под площадкой 1К, являющийся федеральной собственностью Российской Федерации (л.д. 13-15).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.05.2012 №1157 указанный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России (л.д. 16-25).
07.12.2012 между Министерством обороны Российской Федерации и ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» на срок до 31.12.2014 заключен государственный контракт на строительство (реконструкцию) позиционного района объекта 15/155-1К в г.Тейково Ивановской области (л.д. 37-87), в рамках которого на территории войсковой части 12416 возведены очистные сооружения полной биологической очистки бытовых сточных вод производительностью 330 м.куб/сут (№ по ГП 706).Согласно Положительного заключения государственной экспертизы объекта 15/155-1К №77-1-5-0125-10 от 19.10.2010, система водоотведения военного городка №1К предусматривает поступление хозяйственно - бытовых стоков в бытовую канализацию и далее на канализационно - насосные станции с последующей перекачкой на Очистные сооружения для их механической и биологической очистки. Отведение очищенных стоков предусмотрено на рельеф местности (л.д. 26-36).В соответствии с утвержденным Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации актом приемки законченного строительства объекта №15/155-1К от 30.11.2016 Очистные сооружения готовы к вводу в эксплуатацию после устранения замечаний, связанных с необходимостью проведения пусконаладочных работ, благоустройства территории и работ по установке приборов учета энергоресурсов, указанных в Приложении № 4 (л.д. 88-97).Как следует из акта осмотра очистных сооружений в/ч 12416 от 20.12.2019 и фотосхем к нему, составленного в рамках проведенной военной прокуратурой прокурорской проверки, замечания, содержащиеся в акте приемки законченного строительства объекта, в полном объеме не устранены, в связи чем, по состоянию на 17.03.2020, Очистные сооружения в установленном порядке в эксплуатацию не введены и как объект недвижимости не зарегистрированы. В 2017 году Очистные сооружения переданы командиром войсковой части 12416 во временную эксплуатацию структурному подразделению ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ, осуществляющему непосредственное обслуживание объектов казарменно — жилищного фонда военного городка №1 К. С сентября 2019 года, вследствие выхода из строя насосного оборудования канал канализационно - насосной станции №1, поступление образующихся в ходе повседневной деятельности войсковой части 12416 хозяйственно - бытовых стоков на Очистные сооружения прекращено, в связи с чем, указанные сооружения по предназначению не используются. В нарушение требований природоохранного законодательства, неочищенные стоки из канализационного колодца возле сооружения №706-1 сбрасываются на открытый грунт, перетекая на расположенный за границами воинской части земельный участок, примыкающий к землям лесного фонда (л.д. 143-146).В соответствии с Руководством по коммунально - эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 №860) и Регламентом приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом объектов (утв. Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации 05.05.2017), одним из условий передачи построенных объектов военной инфраструктуры в эксплуатацию ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации является выполнение в полном объеме предусмотренных государственным заказчиком работ и оформление прав собственности на передаваемые в эксплуатацию объекты. Согласно сообщения начальника отдела строительства специальных объектов (г. Тейково) ФКП «УЗКС Минобороны России» от 25.02.2020 №ФКП/ОССОТ/414 право собственности на Очистные сооружения не зарегистрировано (л.д. 177-178).Согласно ответов начальника ЖКС №6 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по РВСН от 03.10.2019 №370/У/10/6 - 552 и от 29.10.2019 №370/У/10/6 - 655 указанные сооружения в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации не передавались, с 01.06.2019 данные сооружения обслуживаются ЖКС № 6 (г. Тейково) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по РВСН на основании Акта приема-передачи во временную эксплуатацию от командира в/ч 12416 (л.д. 132, 134-135).В соответствии с Регламентом передачи (приема) во временную эксплуатацию законченных строительством объектов коммунального назначения Минобороны России (утв. Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации 18.07.2016) передача завершенного строительством объекта на временное эксплуатационное содержание осуществляется на основании утвержденного руководителем Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации акта.В нарушение указанных требований и ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ЖКС №6 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по РВСН (до 2019 года ЖЭ(К)О №1 г. Владимир филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по РВСН) с апреля 2017 года осуществляет эксплуатацию Очистных сооружений на основании заключенного с командиром войсковой части 12416 акта прима - передачи.
С сентября 2019 года, вследствие выхода из строя насосного оборудования канализационно - насосной станции №1 (№ по ГП 706-1), поступление образующихся в ходе повседневной деятельности войсковой части 12416 хозяйственно - бытовых стоков на Очистные сооружения прекращено и сточные воды, не прошедшие механической и биологической очистки, сбрасываются на расположенный в границах воинской части земельный участок с кадастровым номером 37:18:000000:187. Также сточные воды, перетекая с территории воинской части, загрязняют земли лесного фонда, что подтверждается ответами начальника ЖКС №6 от 03.10.2019 №370/У/10/6 — 552, командира войсковой части 34048 от 25.12.2019 №1568/т и актом осмотра от 20.12.2019.
Таким образом, порядок эксплуатации Очистных сооружений до настоящего времени в установленном порядке не определен.
В связи с выявлением нарушений природоохранного законодательства, 19 военной прокуратурой армии, войсковая часть 56680 с привлечением специалистов Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору и сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям и филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу» по Ивановской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что Очистные сооружения в соответствии с предназначением не функционируют, в результате чего, загрязняющие вещества попадают в почвенный слой, оказывая негативное воздействие на окружающую природную среду.
Согласно акту Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям от 16.01.2020 №06-18/20/1-5/3, в результате сброса хозяйственно - бытовых стоков на территорию земельного участка с кадастровым номером 37:18:000000:187, образовалось химическое загрязнение почвенного слоя площадью 35 кв.м., которое привело к ухудшению качества почв. В соответствии с протоколами количественного химического анализа проб филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу» по Ивановской области от 26.12.2019 №№ 81 го и 82го фактическая концентрация азота нитратного в почвенном слое на глубине от 0 до 5 см загрязненного участка составляет 130 мг/кг, что превышает значения концентрации указанного вещества на находящемся в пределах территории воинской части незагрязненном участке (условно -фоновую концентрацию) в 130 раз (л.д. 149-153).
Азот нитратный (нитраты по NO3) входит в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 №13016-р).
Таким образом, в результате проведенного исследования в пробах почвы, отобранных в местах, подвергшихся воздействию неочищенных хозяйственно-бытовых стоков, выявлено существенное превышение концентрации загрязняющих веществ над ее условно - фоновым значением, что свидетельствует о том, что разлив неочищенных стоков на земельном участке с кадастровым номером 37:18:000000:187 в месте расположения воинской части привел к загрязнению почв опасными химическими веществами и ухудшению качества почв.
Как следует из объяснений начальника санитарно-эпидемиологического отделения 6-го отдельного медицинского батальона, войсковая часть 46182 гвардии майора медицинской службы Васильева М.А., наличие отмеченных нарушений может негативно отразиться на санитарно — эпидемиологической обстановке в военном городке №1К и на прилегающих к нему территориях, так как в составе хозяйственно — бытовых стоков, не прошедших механическую очистку и обеззараживание, могут присутствовать токсичные химические вещества (фенолы, нефтепродукты, ртуть и т.д.) и патогенные микроорганизмы (синегнойная палочка, возбудители брюшного тифа, паратифа А и В, сальмонеллеза, дизентерии, вирусных гепатитов А и Е и других энтеровирусных и аденовирусных заболеваний), которые при попадании в окружающую среду, способны вызвать загрязнение подземных вод, привести к гибели объектов растительного и животного мира, а также повлечь массовые отравления и инфекционные заболевания, как среди военнослужащих, так и местного населения (л.д. 182-184).
По результатам прокурорской проверки командиру войсковой части 34048 внесено представление об устранении нарушений закона за №163 от 20.01.2020, в отношении командира войсковой части 12416 22.01.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Согласно ответа командира войсковой части 34048 от 18.03.2020 № 50/58/юс, во исполнение указанного представления от должностных лиц 54 ракетной дивизии, наряду с прочим, потребовано устранить выявленные нарушения требований экологической безопасности и природоохранного законодательства и привести состояние объектов воинских частей в соответствие с требованиями природоохранного законодательства.
Однако, как следует из объяснений начальника инженерно - технической службы войсковой части 12416 гвардии капитана Нежинского Р.В., по состоянию на 17.03.2020 замечания, указанные в акте приемки законченного строительства объекта от 30.11.2016 № 15/155-1К, в полном объеме не устранены.
Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение, что на территории войсковой части 12416 имеются нарушения природоохранного законодательства, которые, несмотря на вынесение по результатам прокурорской проверки Представления об устранении нарушений закона № 163 от 20.01.2020, привлечения к административной ответственности командира войсковой части 12416, не устранены.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком представленные истцом в обоснование заявленных требований доказательства не опровергнуты.
В силу положений ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Соответственно, именно на Министерство обороны РФ, как на собственника имущества от имени Российской Федерации и главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ, должна быть возложена обязанность организовать водоотведение, обеспечивающее сбор и очистку хозяйственно-бытовых стоков войсковой части 12416 (вблизи н.п. Алферовка Тейковского района Ивановской области), исключающее поступление на рельеф местности неочищенных хозяйственно – бытовых стоков.
С учётом изложенного суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования военного прокурора к Министерству обороны Российской Федерации об обязании организовать водоотведение.
При этом суд, учитывая специфику необходимых работ, отсутствие возражений со стороны ответчика, считает 3-месячный срок для исполнения возложенной на Министерство обороны Российской Федерации обязанности разумным и соответствующим требованиям законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковой части 56680, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации об обязании организовать водоотведение удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать водоотведение, обеспечивающее сбор и очистку хозяйственно-бытовых стоков войсковой части 12416 (вблизи н.п. Алферовка Тейковского района Ивановской области), исключающее поступление на рельеф местности неочищенных хозяйственно – бытовых стоков в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Алешина О.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 24.08.2020 года.