11RS0003-01-2020-000397-90 Дело № 2-437/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.
с участием прокурора Эйхмана А.А., представителей ответчика ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" Мазепы Р.И., Лапина О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта РК 22 мая 2020 года гражданское дело по иску прокурора г. Инты в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" об обязании устранить выявленные нарушения при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны и привести его в надлежащее состояние,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Инты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" об обязании привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению, соответствующее требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, противорадиационное укрытие по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Кирова, д. 36, а именно: обеспечить сохранность защитных свойств герметических дверей, аварийных выходов, входов, герметизацию и гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации; провести обслуживание вентиляции в соответствии с требованиями; провести проверку состояния систем фильтровентиляции и герметичности; окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в соответствующие цвета; провести капитальный ремонт строительных конструкций; произвести окраску помещений и конструктивных элементов защитного сооружения гражданской обороны; провести мероприятия по подготовке защитных сооружений к приему укрываемых; восстановить документацию защитного сооружения. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно пункту 2 которого, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время. Согласно пункту 2 указанного Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО. В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Согласно журналу учета защитных сооружений гражданской обороны МОГО «Инта» в пользовании ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» имеется противорадиационное укрытие (далее – ПРУ), расположенное по адресу: 169840, г. Инта, ул. Кирова, д. 36, поликлиника № 1, с инвентарным номером 5344 общей площадью 512,8 м2, 1986 года ввода в эксплуатацию, используемых в мирное время в качестве склада. По результатам проведенной инвентаризации (акт от 16.08.2018) данное ЗС ГО находится на балансе и в пользовании ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ», вместимость – 120 человек, общая площадь 512,8 м2, расположено в подвальном этаже, к приему укрываемых не готово. В учреждении имеется паспорт противорадиационного укрытия, в котором указаны аналогичные технические характеристики. Кроме того, в данном паспорте отражено, что объект принадлежит ММЛПУ «Интинская центральная городская больница». Указанный паспорт заполнен 19.06.2009. Терапевтическое отделение № 1 поликлиники № 1 по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Кирова, д. 36, закреплено за ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» на праве оперативного управления. Противорадиационное укрытие, находящееся по адресу: г. Инта, ул. Кирова, д. 36, содержится с нарушением Правил. Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. Согласно пункту 3.2.5 Правил во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами. На период использования помещений ЗС ГО в интересах производства и обслуживания населения для закрытия дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем, или прикладывается к нему. В нарушение пунктов 3.2.2, 3.2.5 и 3.2.6 Правил не обеспечена герметичность дверных проемов основного и запасного входов в ПРУ. В нарушение пункта 3.2.11 Правил основные магистрали трубопровода хозяйственно-питьевого водоснабжения находятся в неудовлетворительном состоянии, требуется замена. В нарушение положения пункта 3.2.14 Правил обследование системы вентиляции с целью установления состояния её работоспособности, выявления возможных неисправностей и дальнейшее их устранение не проводилось. Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы. В нарушении пункта 3.2.10 Правил элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в соответствующие цвета. В нарушение пункта 6.1.1 Правил не проведены мероприятия по подготовке ПРУ к приему укрываемых. Согласно пункту 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация: 1. Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений. 2. Журнал оценки технического состояния ЗС ГО. 3. Сигналы оповещения гражданской обороны. 4. План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых. 5. План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации. 6. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств. 7. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО. 8. Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО. 9. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО. 10. Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО. 11. Инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования. 12. Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты. 13. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами. 14. Инструкция по обслуживанию ДЭС. 15. Инструкция по противопожарной безопасности. 16. Правила поведения укрываемых в ЗС ГО. 17. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ). 18. Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью. 19. Журнал учета работы ДЭС. 20. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования. 21. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения. 22. Список телефонов. В нарушение данного пункта документация защитного сооружения в учреждении отсутствует. На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ следует, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 4-6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 Гражданского кодекса РФ, несет собственник соответствующего имущества. В силу п. 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Таким образом, ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» необходимо провести мероприятия по устранению выявленных нарушений и приведению ПРУ в состояние готовности к приему укрываемых.
Заявлением от 19.03.2020 прокурор дополнил исковые требования, просил привлечь к участию в деле в качестве соответчика Министерство здравоохранения Республики Коми, возложить на него обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны. Указал, что ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" является государственным учреждением здравоохранения, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми. Учредителем и собственником имущества учреждения является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Коми осуществляет Минздрав Республики Коми, которое должно обеспечить финансирование мероприятий, перечисленных в исковом заявлении.
Определением от 24.03.2020 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Минздрав Республики Коми, Минимущества Республики Коми, в качестве третьего лица – Главное управление МЧС России по Республике Коми.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал, повторил доводы искового заявления.
Представители ответчика ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" требования не признали, пояснили, что объекты ГО могут находиться исключительно в федеральной собственности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества. Полномочия собственника имущества ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" осуществляет Минимущества Республики Коми, которое и обязано финансировать мероприятия по приведению защитного сооружения в надлежащее состояние. Имеется множество спорных вопросов при эксплуатации защитного сооружения. Достоверно не установлено, где конкретно находится указанное сооружение. Согласно паспорту защитного сооружения оно введено в эксплуатацию в 1986 г., однако та часть здания, в котором оно находится (согласно надписям на дверях в подвале), введена в эксплуатацию в 1991 г. Защитное сооружение как отдельный объект, именно как защитное сооружение ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" не передавалось. Паспорт ПРУ как правоустанавливающий документ ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" не передавался. Документально не установлено, является спорное защитное сооружение убежищем или противорадиационным укрытием.
Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Ответчик Минимущества Республики Коми представил письменный отзыв, в котором указал, что согласно Положению о Министерстве оно организует учет государственного имущества Республики Коми. Объект недвижимого имущества – защитное сооружение – противорадиационное укрытие по адресу: г. Инта, ул. Кирова 36 в здании поликлиники № 1 в реестре государственного имущества Республики Коми не учитывается. При передаче учреждения из муниципальной собственности в республиканскую ПРУ как защитное сооружение (а не просто как помещение поликлиники) не передавалось. Здание терапевтического отделения № 1 поликлиники № 1 за ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" не закреплялось решением Министерства. Право оперативного управления на здание терапевтического отделения возникло у учреждения задолго до регистрации права собственности за Республикой Коми. Поскольку ПРУ не выделено как обособленный объект, то ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" должно непосредственно обеспечивать его эксплуатацию и содержание. Функции и полномочия учредителя ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" осуществляет Минздрав Республики Коми, который исполняет функции распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Минздраву Республики Коми. Надлежащим ответчиком по данному делу является ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ". Министерство здравоохранения Республики Коми может быть привлечено к субсидиарной ответственности при недостаточности имущества учреждения для исполнения требований. Средства на капитальный ремонт ПРУ, приведение его в соответствие с установленными требованиями должны быть заложены в государственном задании учреждения.
Ответчик Минздрав Республики Коми отзыва не представил.
Третье лицо ГУ МЧС России по Республике Коми представило письменную информацию о том, что согласно журналу учета защитных сооружений ГО, находящихся на территории Республики Коми, по состоянию на 06.2019 числится противорадиационное укрытие по адресу: г. Инта, ул. Кирова 36, введенное в эксплуатацию в 1986 г., балансодержателем является ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ". Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 содержание защитного сооружения в состоянии постоянной готовности возложено на балансодержателя.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что здание терапевтического отделения № 1 поликлиники № 1 по адресу г. Инта, ул. Кирова 36, находится в оперативном управлении ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ". Право оперативного управления на здание зарегистрировано за ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" в установленном порядке в ЕГРН.
Согласно данным учета защитных сооружений гражданской обороны МО ГО "Инта" в указанном здании расположено противорадиационное укрытие. Также в материалы дела представлены учетная карточка защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационного укрытия инвентарный № 11/288 общей площадью 512,8 кв.м., вместимостью 120 человек, дата ввода в эксплуатацию 1986 г.; акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО ПРУ от 16.08.2018; паспорт противорадиационного укрытия, класс убежища К3=200.
Поскольку не доказано иное, суд считает установленным, что в оперативное управление ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" здание терапевтического отделения № 1 поликлиники № 1 по адресу г. Инта, ул. Кирова 36 передано полностью, включая весь подвал, в том числе помещение противорадиационного укрытия. Согласно свидетельству о государственной регистрации права в оперативное управление ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" передано здание площадью 3 945 к.м. (л.д. 34). Согласно техническому паспорту здания площадь всего подвала составляет 796,6 кв.м (л.д. 46). При сложении площади подвала и площадей трех этажей как раз получается 3 945 кв.м (л.д. 46 – 50). Таким образом, подвал передан в оперативное управление ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" полностью, соответственно, ПРУ также находится в оперативном управлении ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" и в мирное время используется ответчиком для своих целей.
Доводы ответчика о том, что вид защитного сооружения не установлен, являются необоснованными. В паспорте противорадиационного укрытия, учетной карточке защитного сооружения, журнале учета защитных сооружений ГО МО ГО "Инта", акте инвентаризации от 16.08.2018 защитное сооружение числится как противорадиационное укрытие. Указание на дверях защитного сооружения «Убежище» не свидетельствует о виде защитного сооружения. Неизвестно, кто и когда изготовил табличку со словом «Убежище», расположенную на двери, понимал ли он разницу между убежищем и противорадиационным укрытием. Документального подтверждения, что защитное сооружение, расположенное в подвале здания поликлиники, является убежищем, материалы дела не содержат.
Также суд находит несостоятельными доводы представителей ответчика о том, что не установлено, где конкретно расположено защитное сооружение, поскольку исходя из даты ввода в эксплуатацию (1986 г.) ПРУ должно быть расположено в старой части здания 1957 года постройки, а фактически помещение с надписью «Убежище» находится в новой части здания 1991 года ввода в эксплуатацию. Поскольку документация на ПРУ надлежащим образом не оформлена, отсутствует его надлежащим образом оформленный паспорт с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, то в сведениях о дате ввода защитного сооружения в эксплуатацию может быть допущена ошибка. Однако исходя из всех вышеописанных данных ПРУ должно располагаться в подвале здания по адресу: г. Инта, ул. Кирова 36. В какой части здания оно будет оборудовано, принципиального значения не имеет.
Согласно заключению ООО "Юнайтед" по результатам обследования несущих конструкций здания Терапевтического отделения № 1 поликлиники № 1, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Кирова, д. 36, состояние отдельных конструкций оценено следующим образом: основание и фундамент – недопустимое; балки перекрытия – ограниченно работоспособное; наружные и внутренние несущие стены старой части здания – ограниченно работоспособное; наружные и внутренние несущие стены новой части здания – недопустимое. По результатам проведенного обследования необходимо провести капитальный ремонт здания.
Из фотографий и акта осмотра от 20.02.2020 следует, что помещение ПРУ находится в неудовлетворительном состоянии, не готово к приему укрываемых, содержится с нарушениями Правил эксплуатации защитных сооружений.
Одним из требований, заявленных в рамках настоящего дела, является требование о проведении капитального ремонта строительных конструкций. То есть по существу данное требование является требованием о проведении капитального ремонта всего здания, поскольку подвал, в котором расположено ПРУ, является неотъемлемой частью всего здания. При этом необходимость в капитальном ремонте здания связана не только с обеспечением надлежащего состояния сооружения гражданской обороны, но и обеспечением безопасности работников ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" и посетителей поликлиники № 1 в рамках выполнения ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" своих основных функций по предоставлению гражданам медицинских услуг.
Указанное ненадлежащее состояние несущих конструкций здания противоречит требованиям ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", которой установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся: противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Противорадиационные укрытия создаются:
для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне;
для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Согласно пункту 9 указанного Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что организации: обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Поскольку ПРУ находится в оперативном управлении ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ", то данный ответчик обязан поддерживать его надлежащем состоянии и постоянной готовности к использованию.
В соответствии с Уставом ГБУЗ РК "Интинская центральная городская больница", утвержденным Минздравом РК 21.12.2012, ГБУЗ РК "Интинская центральная городская больница" является государственным учреждением бюджетного типа, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, а также иных предусмотренных законодательством источников. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а направляет ее на уставные цели. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Коми осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Коми осуществляет Агентство Республики Коми по управлению имуществом. Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения. Основной целью деятельности Учреждения является оказание медицинской помощи на территории Республики Коми.
Правопреемником Агентства Республики Коми по управлению имуществом в настоящее время является Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, на что указано в п. 8 Положения о Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений, утвержденного Постановлением Правительства РК от 08.12.2015 № 496.
Согласно пункту 1 указанного Положения Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (Минимущества Республики Коми) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в сфере имущественных отношений, земельных отношений, управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Коми, в том числе государственным жилищным фондом Республики Коми, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в указанной сфере. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Одной из основных задач Минимущества РК, согласно п. 10 Положения, является обеспечение эффективного управления, распоряжение государственной собственностью Республики Коми, учет государственного имущества Республики Коми.
Пунктом 11 Положения установлено, что для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет следующие государственные функции: … 4) устанавливает порядок закрепления государственного имущества Республики Коми на праве оперативного управления за казенными предприятиями Республики Коми, государственными учреждениями Республики Коми и на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями Республики Коми, а также порядок прекращения этих прав;
5) управляет и распоряжается государственным имуществом Республики Коми, за исключением автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми,
10) в отношении государственных учреждений Республики Коми: а) передает государственное имущество Республики Коми в оперативное управление, за исключением автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми; б) исполняет функции по контролю за использованием по назначению и сохранностью закрепленного за государственным учреждением Республики Коми государственного имущества Республики Коми, в) осуществляет функции и полномочия собственника государственного имущества Республики Коми при распоряжении имуществом государственными учреждениями, а также согласование сделок автономных и бюджетных учреждений, связанных с распоряжением особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным автономным или бюджетным учреждением за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (за исключением автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми); … 11) принимает решения об изъятии и производит изъятие государственного имущества Республики Коми; …
Положение о Министерстве здравоохранения Республики Коми утверждено Постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283. В соответствии с указанным Положением Министерство здравоохранения РК является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, демографической политики, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми в сфере охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации, координирующим в этих сферах деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми. Согласно пункту 6 Положения Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Республики Коми, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья.
Пунктом 8 Положения установлено, что основными задачами деятельности Министерства являются: … 3) развитие государственной системы здравоохранения Республики Коми и материально-техническое обеспечение таких организаций;…
Согласно п. 9 Положения для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет следующие государственные функции: … 33) исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству; … 49) проводит мероприятия по гражданской обороне в Министерстве в соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в Республике Коми, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 13.10.2008 № 97.
Как было указано выше, ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" является бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя которого от имени Республики Коми осуществляет Минздрав Республики Коми.
В соответствии со ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Пунктами 3, 6 указанной статьи предусмотрено, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Постановлением Правительства РК от 08.12.2015 № 506 утверждено Положение о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Коми и финансовом обеспечении выполнения государственного задания",
Согласно пункту 2 указанного Положения государственное задание формируется и утверждается: … б) для бюджетных учреждений и автономных учреждений - органами исполнительной власти Республики Коми, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующего бюджетного учреждения или автономного учреждения.
Пунктам 6, 7 Положения установлено, что государственное задание формируется в процессе формирования республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств республиканского бюджета лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее - субсидия) в отношении бюджетных и автономных учреждений и для утверждения бюджетной сметы казенным учреждениям. Государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями формируется на срок до одного года в случае утверждения республиканского бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта республиканского бюджета).
С учетом вышеперечисленных полномочий Минздрава Республики Коми и Минимущества Республики Коми, а также положений законодательства о финансировании деятельности бюджетных учреждений, суд полагает, что финансирование капитального ремонта здания, а также иных работ по приведению ПРУ в надлежащее состояние должно быть возложено на Минздрав Республики Коми как на лицо, осуществляющее функции учредителя ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" и формирующее государственное задание для него. Минимущества Республики Коми является ненадлежащим ответчиком.
Статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно пункту 2 которого к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия защитные сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО).
Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
Согласно пункту 2 указанного Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
В целях сохранения имеющегося фонда ЗС ГО, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила № 583).
В ходе проверки, проведенной 18.02.2020 прокуратурой г. Инты, установлено, что ЗС ГО – противорадиационное укрытие, находящееся по адресу: г. Инта, ул. Кирова, д. 36, содержится с нарушением Правил № 583.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 3.2.2 Правил при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.
Согласно пункту 3.2.5 Правил во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами.
На период использования помещений ЗС ГО в интересах производства и обслуживания населения для закрытия дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем, или прикладывается к нему.
В нарушение пунктов 3.2.2, 3.2.5 и 3.2.6 Правил не обеспечена герметичность дверных проемов основного и запасного входов в ПРУ.
На основании пункта 3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. В нарушение указанного пункта основные магистрали трубопровода хозяйственно-питьевого водоснабжения находятся в неудовлетворительном состоянии, требуется замена.
Согласно пункту 3.2.14 Правил при эксплуатации систем вентиляции периодически очищаются от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства. Периодически смазывается и окрашивается оборудование. В нарушение данного положения обследование системы вентиляции с целью установления состояния её работоспособности, выявления возможных неисправностей и дальнейшее их устранение не проводилось. Необходимо провести проверку состояния систем фильтровентиляции и герметичности ЗС ГО в соответствии с требованиями пункта 4.3 Правил.
В соответствии с пунктом 3.2.10 Правил стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками.
Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования.
Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы.
В нарушение пункта 3.2.10 Правил элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в соответствующие цвета.
Согласно пункту 5.2.1 Правил в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный.
К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации. К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов. Ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки.
В нарушение пункта 5.2 Правил основание и фундамент здания в целом находится в недопустимом состоянии, требуется капитальный ремонт.
Согласно пункту 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация: 1. Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений. 2. Журнал оценки технического состояния ЗС ГО. 3. Сигналы оповещения гражданской обороны. 4. План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых. 5. План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации. 6. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств. 7. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО. 8. Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО. 9. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО. 10. Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО. 11. Инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования. 12. Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты. 13. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами. 14. Инструкция по обслуживанию ДЭС. 15. Инструкция по противопожарной безопасности. 16. Правила поведения укрываемых в ЗС ГО. 17. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ). 18. Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью. 19. Журнал учета работы ДЭС. 20. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования. 21. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения. 22. Список телефонов.
В нарушение данного пункта документация защитного сооружения в учреждении отсутствует.
Кроме устранения вышеперечисленных нарушений, прокурор просит возложить на ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" обязанность произвести мероприятия по подготовке ПРУ к приему укрываемых, предусмотренные пунктом 6.1.1 Правил. Исходя из буквального содержания указанного пункта и его толкования в совокупности с приложением № 12 к указанным Правил, следует, что данные мероприятия производятся непосредственно при возникновении необходимости помещения укрываемых в ЗС ГО. Указанные мероприятии предусматривают снятие дверей мирного времени, вынос имущества, распложенного в ЗС ГО в мирное время, оборудование ЗС ГО мебелью и оборудованием, используемыми непосредственно при размещении укрываемых, подготовку запаса продовольствия и воды и т.п. Таким образом, указанные мероприятия проводятся только при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 6.1.4 Правил мероприятия по приведению ЗС ГО в готовность, сроки их выполнения, потребные силы и средства, ответственные исполнители отражаются в плане приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых (приложение № 12). План утверждается руководителем организации и подлежит ежегодной корректировке, а также оценке реальности его выполнения. Суд полагает, что требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению частично, путем возложения на ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" обязанности подготовить план приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, а также обеспечить работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств и возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом предполагаемой даты вступления настоящего решения суда в силу, бюджетного финансирования данных работ, необходимости проводить процедуры по заключению государственных контрактов, большого объема работ, которые следует выполнить, суд считает возможным установить срок формирования государственного задания Минздравом Республики Коми на 2021 год по капитальному ремонту строительных конструкций здания, на 2022 год – по выполнению иных работ по приведению ПРУ в соответствие с предъявляемыми требованиями; для выполнения настоящего решения ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" - до 31.12.2021 по капитальному ремонту строительных конструкций здания, на 2022 год – по выполнению иных работ по приведению ПРУ в соответствие с предъявляемыми требованиями.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Инты в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ", Минздраву Республики Коми об обязании устранить выявленные нарушения при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны и привести его в надлежащее состояние удовлетворить.
Возложить на ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" обязанность в срок до 31.12.2021 произвести капитальный ремонт строительных конструкций здания терапевтического отделения № 1 поликлиники № 1, распложенного по адресу г. Инта, ул. Кирова 36.
Возложить на ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" обязанность в срок до 31.12.2022 привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению, соответствующее требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, противорадиационное укрытие по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Кирова, д. 36, а именно: оборудовать противорадиационное укрытие герметическим дверями, соответствующими типу защитного сооружения; обеспечить исправность и сохранность защитных свойств герметических дверей, аварийных выходов, входов, герметизацию и гидроизоляцию противорадиационного укрытия, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации; обеспечить постоянную исправность вентиляции в соответствии с требованиями Правил; провести проверку состояния систем фильтровентиляции и герметичности; окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в цвета в соответствии с 3.2.10 указанных Правил; произвести окраску помещений и конструктивных элементов защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с указанными Правилами; оформить документацию защитного сооружения, предусмотренную п. 3.6 Правил; подготовить план приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, а также обеспечить работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств и возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом.
Возложить на Министерство здравоохранения Республики Коми обязанность сформировать государственное задание для ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" на 2021 год с учетом расходов на капитальный ремонт строительных конструкций здания терапевтического отделения № 1 поликлиники № 1, распложенного по адресу г. Инта, ул. Кирова 36.
Возложить на Министерство здравоохранения Республики Коми обязанность сформировать государственное задание для ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" на 2022 год с учетом расходов на выполнение работ по приведению противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: г. Инта, ул. Кирова 36 в соответствие с установленными требованиями: оборудовать противорадиационное укрытие герметическим дверями, соответствующими типу защитного сооружения; обеспечить исправность и сохранность защитных свойств герметических дверей, аварийных выходов, входов, герметизацию и гидроизоляцию противорадиационного укрытия, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации; обеспечить постоянную исправность вентиляции в соответствии с требованиями Правил; провести проверку состояния систем фильтровентиляции и герметичности; окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в цвета в соответствии с 3.2.10 указанных Правил; произвести окраску помещений и конструктивных элементов защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с указанными Правилами; оформить документацию защитного сооружения, предусмотренную п. 3.6 Правил, подготовить план приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, а также обеспечить работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств и возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом..
Прокурору г. Инты в иске в интересах неопределенного круга лиц к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений о возложении обязанности устранить выявленные нарушения при содержании и эксплуатации противорадиационного укрытия по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Кирова, д. 36, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.06.2020.
Судья Л.В. Махнева