Дело № 2-941/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2017 года
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Филатьевой Т.А.,
с участием помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил свердловской области Ищенко А.В.,
истца Мурашовой Р.И.,
представителей ответчика АО «Роскоммунэнерго» Хаманской А.Е., действующей на основании доверенности от****, и Рейкиной О.А., действующей по доверенности от****,
при секретаре Сычевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах Мурашовой Р.И. и Маковеевой Т.С. к акционерному обществу «Роскоммунэнерго» в лице Нижнетагильского филиала «Тагилэнергосбыт», Товариществу собственников жилья «Комфорт», Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Райкомхоз» о признании незаконными действий, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Мурашовой Р.И., Маковеевой Т.С. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Роскоммунэнерго» в лице Нижнетагильского филиала «Тагилэнергосбыт», в котором просит признать незаконными действия ответчика по начислению платы за услугу электроснабжения, возложить обязанность произвести перерасчет платы за услугу электроснабжения с использованием формулы №**, указанной в п.** Приложения №* к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 по квартире №* дома №** по *********** проспекту за *** и *********года и по квартире №** дома №** по ул.***** в г.**** за ***** **** года, возложить обязанность произвести перерасчет платы за услугу электроснабжения.
В обоснование требований в исковом заявлении указано, что прокуратурой Дзержинского района города Нижний Тагил проведена проверка по заявлениям Мурашовой Р.И. и Маковеевой Т.С. их жилищных прав в результате необоснованного начисления платы за услугу электроснабжения. Мурашова Р.И. является собственником ** доли в жилом помещении – квартире №** дома №** по ********проспекту в г.******. Маковеева Т.С. является собственником квартиры №** д.№*** по ул. ********в г.******. ОАО «Роскоммунэнерго» в лице Нижнетагильского филиала «Тагилэнергосбыт» в отношении жителей указанных домов осуществляет действия по организации и ведению лицевых счетов потребителей услуг, расчету и начислению потребителям услуг платы за услуги в соответствии с тарифами, утвержденными соответствующими органами, формированию и печати платежного документа, по организации и сбору от потребителей услуг платы за услуги электроснабжения. Дома №** по *** проспекту и №*** по ул.****** в г. *******оборудованы общедомовыми приборами учета электроснабжения. Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Согласно п.44 Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных п.40 Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2 к Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения №2 к Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В соответствии с п.13 Приложения №2 к Правилам, объем коммунального ресурса должен определяться по формуле №**. Из квитанции о начислении платы за услугу электроснабжения по квартире №* дома №** по **** проспекту за ****года следует, что по показаниям общедомового прибора учета в доме за месяц потреблено ****кВт, объем суммарного потребления электроэнергии, подлежащего распределению между всеми собственниками помещения в доме составляет ***-****= -* Квт. Поскольку данное значение носит отрицательный характер, то, на основании п.п.**** Правил, начисления платы за услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества жителям указанного дома за ******* производиться не должна. Фактически же к оплате предъявлено ***рублей. Аналогичная ситуация сложилась по начислению платы за услуги электроснабжения за **** **** года. Всего за ****и ******года Мурашовой Р.И. незаконно доначислена плата за услугу электроснабжения на общую сумму ****рубля. Также ответчик с нарушением Правил произвел начисления платы за услугу электроснабжения по квартире №** д.*** по ул.******** в г.**** за******, ***, *****года. Так, за *******года по показаниям общедомового прибора учета в доме за месяц потреблено ******кВт, объем суммарного потребления электроэнергии во всех жилых и нежилых помещениях дома составил ******Квт, таким образом, размер общедомового потребления электроэнергии, подлежащего распределению между всеми собственниками, составил******-******=***** кВт. Площадь общего пользования в указанном доме составляет ***кв.м., объем общедомового потребления электроэнергии в доме не может превышать ***х* (норматив потребления электроэнергии на *кв.м. площади) = **** кВт. Таким образом, объем общедомового потребления электроэнергии в доме за ******года не превысил максимально установленное значение, а значит, для начисления платы за общедомовое потребление электроэнергии должна использоваться величина, равная ****кВт. Объем общедомового потребления электрической энергии, приходящейся на конкретное жилое помещение, определяется исходя из площади жилого помещения, и в отношении квартиры №** д.*** по ул.******, имеющей площадь *кв.м., составляет: ******(общая площадь жилых и нежилых помещений в доме) х*= **кВт. Однако ответчиком начисление платы за потребление услуги электроснабжения в целях содержания общего имущества жителям дома произведено с применением норматива потребления коммунальной услуги, то есть между собственниками был распределен объем, равный ****кВт, а объем потребления на квартиру №*** составил ***кВт, за который начислена плата в сумме ***рубля. Аналогичным образом Маковеевой Т.С. необоснованно была начислена плата за услуги электроснабжения за ******и ******года. Всего за три месяца Маковеевой Т.С. незаконно доначислена плата за услугу электроснабжения на общую сумму *** рублей.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков с согласия истца привлечены Товарищество собственников жилья «Комфорт» и ООО «Управляющая компания «Райкомхоз».
Также судом уточнено наименование ответчика ОАО «Роскоммунэнерго» в соответствие с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц – как АО «Роскоммунэнерго».
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец Мурашова Р.И. на исковых требованиях настаивала, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Истец Маковеева Т.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика - АО «Роскоммунэнерго» А.Е.Хаманская возражала против удовлетворения требований. В обоснование возражений указала, что АО «Роскоммунэнерго» является ненадлежащим ответчиком по данному делу ввиду следующего. В многоквартирном доме №** по проспекту ****** в г.****** собственниками выбран и реализован способ управления – управляющей организацией ООО «Управляющая компания «Райкомхоз». Между ООО «УК «Райкомхоз» и АО «Роскоммунэнерго» ****заключен агентский договор, в соответствии с условиями которого последнее обязалось оказывать принципалу услуги, в том числе по начислению платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД. В многоквартирном доме №*** по ул.***** в г.****** выбран способ управления домом- Товарищество собственников жилья, создано ТСЖ «Комфорт». Между указанным ТСЖ и ответчиком также заключен агентский договор от*****. Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах законодательством не предоставлено возможности вносить плату за услугу электроснабжения, потребленную при содержании общего имущества, непосредственно ресурсоснабжающей организации при отсутствии решения общего собрания собственников, и при наличии исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей компании или товарищества собственников жилья. Следовательно, между потребителями и ресурсоснабжающей организацией отсутствуют прямые договорные отношения. Следовательно, надлежащими ответчиками по дул являются ООО «УК «Райкомхоз» и ТСЖ «Комфорт». Не согласилась с доводами прокурора о необходимости произведения расчета за услугу электроснабжения, потребленную при использовании общедомового имущества, по формуле №** приложения №2 Правил №354, по следующим основаниям. В соответствии с условиями заключенных агентских договоров, АО «Роскоммунэнерго» начисляет плату потребителям за электроэнергию, в том числе потребленную, при содержании общего имущества в МКД согласно действующему законодательству. Порядок начисления платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общедомового имущества, дифференцирован законодательством в зависимости от избранного и реализованного собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления соответствующим многоквартирным домом. В отношении собственников помещений, избравших в качестве способа управления многоквартирным домом способ управления управляющей организацией либо товарищество собственников жилья, установлен следующий порядок. Согласно положениям ч.9.1 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2017, в состав платы за содержание жилого помещения включена плата за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Положениями ч.9.2. этой же статьи закреплено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату электрической энергии, потребляемой при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов. Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества установлены Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.08.2012 №130-ПК. Таким образом, с****, расчет электроэнергии, потребленной при использовании общего имущества в МКД не может быть произведен в соответствии с формулой №12 Правил №354, регулирующих порядок начисления оплаты за коммунальные услуги, поскольку в данном случае услуга электроснабжения относится к категории жилищных, порядок расчета за данную услугу регулируется жилищным законодательством, в частности Положениями Правил содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации. Расчет начисленных объемов за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества, определяется исходя из норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, общей площади жилого помещения, общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, в связи с принятием Федерального закона №258 –ФЗ от 29.07.20017 «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесены изменения в ч.9.2 ст.156 ЖК РФ. Согласно новой редакции указанной статьи, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Необходимость внесения законодателем указанных изменений возникла в связи с пробелом в действующем законодательстве, не позволяющем с 01.01.2017 оплачивать расходы на общедомовые нужды в объеме фактически потребленных ресурсов. На текущий момент законодателем не установлена формула, по которой должен производиться перерасчет при применении положений, установленных ч.9.2. ст.156 ЖК РФ в редакции ФЗ от 29.07.2017 №258-ФЗ, а предложенная прокурором формула не может быть применена ввиду того, что услуга электроснабжения отнесена законодателем к категории жилищных. Также полагала, что прокурором не представлено доказательства, подтверждающих право прокурора на подачу искового заявления в интересах Мурашовой Р.И. и Маковеевой Т.С., поскольку указанные лица не признаны нуждающимися в социальном обслуживании на основании решения уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Кроме этого, Мурашова Р.И. является собственником только *доли в праве собственности на квартиру №* д.№** по ******проспекту в г.*******, документов, подтверждающих полномочия на обращение прокурора в интересах еще * собственников указанного жилого помещения, в деле не имеется. Ранее, ***, прокурором Дзержинского района в адрес ответчика было направлено представление об устранении нарушений закона в отношении тех же лиц по тем же основаниям, которые указаны в исковом заявлении.****по результатам рассмотрения представления был подготовлен мотивированный ответ, направленный в прокуратуру. Однако прокурор еще до истечения срока для ответа обратился в суд с исковым заявлением в интересах граждан. При таких обстоятельствах судом не может быть применен п.6 ст.13 Федерального закона «О защите прав потребителей». Полагая законными действия АО «Роскоммунэнерго» в части начисления платы за электроэнергию за спорный период, просила в удовлетворении заявленных исковых требований к АО «Роскоммунэнерго» отказать.
Представитель ответчика АО «Роскоммунэнерго» Рейкина О.А. возражала против удовлетворения исковых требований. Дополнительно суду пояснила, что с учетом изменений в действующем законодательстве, по указанным домам возможно будет проведение корректировки размера платы.
Представители ответчиков ТСЖ «Комфорт» и ООО «УК Райкомхоз» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле и изучив материалы дела и представленные возражения, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что АО «Роскоммунэнерго» является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги энергоснабжения. В г.Нижний Тагил организация осуществляет свою деятельность через Нижнетагильский филиал «Тагилэнергосбыт», что следует из выписки из ЕГРЮЛ (л.д.55).
Истец Мурашова Р.И. является собственником * доли в праве собственности на квартиру №* дома №** по ***** проспекту в г.*******, что подтверждается копией договора передачи квартиры в собственность граждан (л.д.13). Собственниками указанного многоквартирного дома выбран и реализован способ управления домом – управляющей организацией ООО «Управляющая компания «Райкомхоз», что следует из копии протокола внеочерендного собрания собственников от ****(л.д.59). Истец Маковеева Т.С. является собственником квартиры №** дома №*** по ул. ****** в г.******, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.19). Собственниками указанного многоквартирного дома выбран и реализован способ управления домом – создано товарищество собственников жилья «Комфорт», что следует из копии протокола общего собрания собственников от **** (л.д.60).
Между АО «Роскоммунэнерго» и ООО «Управляющая компания «Райкомхоз», а также ТСЖ «Комфорт» заключены агентские договоры, по условиям которых ОАО «Роскоммунэнерго» обязалось оказывать услуги, в том числе по начислению платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в указанных многоквартирных домах (л.д.61-88).
Во исполнение условий указанных агентских договоров, АО «Роскоммунэнерго» начисляло плату за услугу энергоснабжения, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома, и предъявляло квитанции на оплату таких услуг, в том числе истцам Мурашовой Р.И. и Маковеевой Т.С. (л.д.99-103).
Между сторонами возник спор о правильности произведенных АО «Роскоммунэнерго» начислений истцам платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общедомового имущества, за период с *****по ****года.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Довод представителей ответчика о том, что у прокурора отсутствуют полномочия на предъявление иска в интересах Мурашовой Р.И. и Маковеевой Т.С. суд отклоняет, поскольку в материалах дела имеются сведения о том, что истцы являются пенсионерами по возрасту и обратились к прокурору с заявлениями о предъявлении в их интересах исковых требований (л.д.7,12,14,15,20). Соответственно, в силу положений ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, у прокурора имелись основания для предъявления указанного иска в защиту жилищных прав нетрудоспособных граждан.
В судебном заседании также установлено, что дом №** по проспекту *******и дом №*** по ул. ******** в г. ******* оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии.
Также судом установлено и не оспаривается ответчиками, что в спорный период ответчик производил начисление платы за услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества жителям указанных домов исходя не из фактически потребленного объема электроэнергии согласно приборам учета, а с применением норматива потребления коммунальной услуги.
С введением в действие Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения включены плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, что следует из положений ч.2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 этой же статьи, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку в судебном заседании установлено, что собственники жилых помещений в доме №** по проспекту******* и доме №*** по ул. ******в г.***** выбрали и реализовали такие способы управления многоквартирными домами, как управляющая организация и товарищество собственников жилья соответственно, то плата за электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включается в состав платы за содержание жилого помещения.
Также суд соглашается с доводами представителей АО «Роскоммунэнерго» о том, что у АО «Роскоммунэнерго» возникли договорные отношения (в рамках агентского договора) с исполнителями коммунальных услуг, а не потребителями. В связи с чем надлежащими ответчиками по требованиям истцов будут являться непосредственно исполнители коммунальных услуг – ТСЖ «Комфорт» и ООО «УК «Райкомхоз».
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, норма части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит указание на определение размера соответствующих расходов для граждан.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме". Постановлением N 1498 предусматривается, что в указанных целях подлежат применению тарифы на холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, сточные воды, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по категории потребителей "население". Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на * квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме. В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ.
Пунктом 3 указанного Постановления предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016а N 1498, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления. Согласно п.3 указанного постановления, до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Свердловской области утверждены Постановлением РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК (в ред. от 13.07.2016, действующей на период спорных отношений»).
Исходя из вышеприведенных положений действующего на период спорных отношений законодательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик обоснованно производил начисления платы за услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества жителям указанных домов с применением установленного в Свердловской области норматива потребления коммунальной услуги, поскольку иной способ расчета данного вида услуги в спорный период законодателем не был определен.
Довод прокурора о необходимости произведения расчета в соответствие с формулой №**, указанной в п.13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, суд отклоняет ввиду следующего.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 было принято в целях реализации положений ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанная норма регулирует отношения по установлению размера платы за коммунальные услуги. Соответственно, указанные прокурором правила регулируют только вопросы установления размера платы за коммунальные услуги, и не подлежат применению при определении размера платы за жилое помещение.
Плата за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, как было установлено судом выше, положениями ст.ст.154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесена в состав платы за жилое помещение, в связи с чем приведенная прокурором формула №12, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, к возникшим правоотношениям применению не подлежит.
Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о том, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, данные в письме от 30.03.2017 №10630-00/04, на которые ссылается прокурор в подтверждение своей позиции, не содержат обязательных к исполнению разъяснений, поскольку в письме подчеркивается, что данное разъяснение является лишь мнением Минстроя России.
Следует отметить, что на момент рассмотрения спора введена в действие новая редакция ч.9.2 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Внесение указанных изменений было направлено на восполнение пробела в действующем законодательстве, не позволяющем при переходе с ******года на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии по нормативам, утверждаемым органами власти субъектов Российской Федерации, оплачивать расходы на общедомовые нужды в объеме фактически потребленных коммунальных ресурсов.
Таким образом, на момент начисления ответчиком платы за услуги электроэнергии за*****, ******, ****и *****года, у ответчика не имелось оснований производить начисления исходя из фактически потребленных ресурсов, в связи с чем действия АО «Роскоммунэнерго» по начислению платы за электроэнергию в размере, указанном в выставляемых истцам квитанциях на оплату услуг, являются законными.
Следует отметить, действующей редакцией ч.9.2 ст.156 Жилищного кодекса Российской предусмотрена возможность проведения перерасчета размера расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, после введения указанной нормы в действие, у истцов возникло право обратиться к исполнителю коммунальных услуг с заявлением о проведении перерасчета размера платы.
Однако оснований для возложения на ответчиков обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию в настоящем деле не имеется, поскольку основанием иска истцы указали неправомерные действия ответчика АО «Роскоммунэнерго» по начислению платы, а судом таких обстоятельств установлено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах Мурашовой Р.И., Маковеевой Т.С. к акционерному обществу «Роскоммунэнерго» в лице Нижнетагильского филиала «Тагилэнергосбыт», Товариществу собственников жилья «Комфорт», Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» Райкомхоз» о признании незаконными действий по начислению платы за услугу электроснабжения и возложении обязанности произвести перерасчет платы за услугу электроснабжения с использованием формулы №**, указанной в п.13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 по квартире №* дома №** по ******проспекту и по квартире №** дома №***по ул. *******в г.*********– отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Филатьева