Дело № 2-5348/2018
66RS0003-01-2018-005077-66
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 13 сентября 2018 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Лаптеве Е.А., с участием представителя истца Кононова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуриева Рамиля Фаатовича к Российскому Союзу Автостраховщиков о взыскании компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Нуриев Р.Ф. обратился в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Российскому Союзу Автостраховщиков о взыскании компенсационной выплаты, в обоснование которого указал, что 23 марта 2018 года в 14 часов 40 минут по адресу: г.Березовский, ул. Орджоникидзе, 17, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей Чери-А21, государственный регистрационный знак ***, под управлением А и принадлежащего Нуриеву Р.Ф., и Мицубиси ФУСО, государственный регистрационный знак *** под управлением Максимова Ю.В. и принадлежащего А Виновным в дорожно-транспортном происшествии является Максимов Ю.В. Автогражданская ответственность виновника застрахована в АО СК «ЮжуралЖасо». В соответствии с экспертным заключением, восстановительный ремонт автомобиля Чери-А21 составил 162600 рублей, рыночная стоимость 138 800 рублей, стоимость годных остатков 44 900 рублей. 01 февраля 2018 года у АО СК «ЮжуралЖасо» отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.
Истец обратился в Российский Союз Автостраховщиков с заявлением о компенсационной выплате. Ответчик выплат не произвел. Истец обратился к ответчику с претензией, которая оставлена без удовлетворения. Просит взыскать с Российского Союза Автостраховщиков сумму компенсационной выплаты в размере 93 900 рублей, убытки 18000 рублей, неустойку за период с 15 мая 2018 года по 15 августа 2018 года, штраф, расходы по оплате юридических услуг в общем размере 15000 рублей, почтовые расходы 330 рублей, расходы по оплате услуг нотариуса 2490 рублей, расходы на оплату копировальных услуг 2710 рублей, расходы на оплату государственной пошлины 3438 рублей.
Истец Нуриев Р.Ф. в судебное заседание не явился, воспользовалась правом вести дело через представителя. Представитель истца Кононов А.А., действующий по доверенностям от 26 марта 2018 года, 16 апреля 2018 года, в судебном заседании представил расчет неустойки за период с 15 мая 2018 года по 13 сентября 2018 года, на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений настаивал, требования и доводы поддержал. Просил иск удовлетворить.
В судебное заседание ответчик, третье лицо не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и в срок (судебной повесткой, направленной по месту нахождения организации, по месту постоянного жительства), об уважительных причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие суду не представили. При таких обстоятельствах суд считает возможным в соответствии со ст.ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Материалами дела подтверждается, что Нуриев Р.Ф. является собственником автомобиля Чери-А21, государственный регистрационный знак *** /л.д. 22/.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как следует из справки о дорожно-транспортном происшествии 23 марта 2018 года в 14 часов 40 минут по адресу: г. Березовский, ул. Орджоникидзе, 17, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей Чери-А21, государственный регистрационный знак ***, под управлением А и принадлежащему Нуриеву Р.Ф., и Мицубиси ФУСО, государственный регистрационный знак *** под управлением Максимова Ю.В. и принадлежащего А /л.д. 13/. Из материалов дела следует, что Максимов Ю.В. нарушил п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации и допустил столкновение с автомобилем истца, в действиях А нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации нет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Максимов Ю.В. является лицом, виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия. В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль истца получил механические повреждения, которые находятся в причинно-следственной связи с действиями Максимова Ю.В., ставшими причиной дорожно-транспортного происшествия.
Ответственность причинителя вреда на момент дорожно-транспортного происшествия была застрахована в АО СК «ЮжуралЖасо», полис *** /л.д. 17/. Ответственность потерпевшего не застрахована.
У АО СК «ЮжуралЖасо» в настоящее время отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие:
а) введения в отношении страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации процедур, применяемых в деле о банкротстве;
б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.
Поскольку ответственность потерпевшего не застрахована, суд приходит к выводу, что обязанность по выплате компенсационной выплаты в счет возмещения стоимости ремонта автомобиля лежит на Российском Союзе Автостраховщиков.
Соответственно действующим законодательством предусмотрен компенсационный механизм, направленный на защиту интересов потерпевшего в случае банкротства, ликвидации страховщика или отзыва у него лицензии. Данные функции, гарантирующие защиту прав потерпевшего, возложены на Российский Союз Автостраховщиков.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков, действующим на основании устава и в соответствии с настоящим Федеральным законом, по требованиям лиц, имеющих право на их получение.
Нуриев Р.Ф. обратился к ответчику с заявлением о компенсационной выплате, направив весь необходимый пакет документов 17 апреля 2018 года, полученный ответчиком 19 апреля 2018 года /л.д.24,26/. Ответчик выплат не произвел. 18 июня 2018 года истец направил в адрес ответчика претензию, которая оставлена без удовлетворения.
Согласно экспертному заключению № 3/1433-18 А стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составляет 162600 рублей, рыночная стоимость 138 800 рублей, стоимость годных остатков 44 900 рублей. Не доверять указанному заключению оснований не имеется, в судебном заседании таких оснований не установлено.
В силу п. 18 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:
а) в случае полной гибели имущества потерпевшего - в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;
б) в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
Таким образом, сумма страхового возмещения, подлежащая возмещению в связи с дорожно-транспортным происшествием 23 марта 2018 года, определяется судом как 138 800 рублей - 44 900 рублей = 93 900 рублей.
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.
Поскольку сам факт дорожно-транспортного происшествия судом установлен, наступление страхового случая объективно подтверждается материалами дела, не оспаривается сторонами, соответственно у ответчика имеется обязанность выплатить страховое возмещение по наступившему страховому случаю.
Таким образом, суд находит требование истца о взыскании с Российского Союза Автостраховщиков компенсационной выплаты в размере 93 900 рублей обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 21 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.
При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуре страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.
Нуриев Р.Ф. обратился с заявлением о компенсационной выплате к ответчику 17 апреля 2018 года, ответчиком заявление получено 19 апреля 2018 года. Ответчик выплат не произвел. Последний день для полной выплаты – 14 мая 2018 года. Соответственно неустойка подлежит начислению с 15 мая по 13 сентября 2018 года, из расчета 93 900 рублей х 1% х 122 дня = 114 558 рублей.
Ходатайство в порядке ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не заявлено, соответственно с ответчика полежит взысканию неустойка в размере 114 558 рублей.
Так же с ответчика подлежит начислению неустойка по день фактического исполнения решения суда, начиная с 14 сентября 2018 года, из расчета 939 рублей в день, но не более 285442 рубля.
На основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Стоимость услуг эксперта составила 18000 рублей, оплата которых подтверждается квитанцией /л.д. 77/.
Указанные расходы являются убытками истца, понесенными в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей по компенсационной выплате, не возмещены, а потому с ответчика в пользу истца подлежат взысканию убытки в размере 18 000 рублей.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также в соответствии с разъяснениями в п. 87 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", предусмотренные Законом об ОСАГО неустойка, финансовая санкция и штраф применяются и к профессиональному объединению страховщиков (абзац третий пункта 1 статьи 19 Закона об ОСАГО).
Согласно ч.3 ст. 16.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ) при удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.
Пунктом 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потерпевшего суд одновременно разрешает вопрос о взыскании с ответчика штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 3 статьи 16.1 Закона об ОСАГО). Если такое требование не заявлено, то суд в ходе рассмотрения дела по существу ставит вопрос о взыскании штрафа на обсуждение сторон (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Поскольку истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием о компенсационной выплате, полученная ответчиком 19 июня 2018 года /л.д.29,31/, ответчик компенсационную выплату в полном объеме не произвел, имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца штрафа. Общая сумма, подлежащая взысканию с Российского союза автостраховщиков в пользу истца в качестве компенсационной выплаты, составляет 93900 рублей, из чего следует, что общая сумма штрафа, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 46 950 рублей.
Истцом понесены расходы по оказанию юридических услуг в размере 15 000 рублей, факт несения которых подтверждается оригиналом квитанции /л.д.78-80, 81,83/.
С учетом требований разумности и справедливости, подготовки искового заявления, иных заявлений, обоснования исковых требований, предоставления доказательств, количества судебных заседаний (одно судебное заседание), на основании ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оказанию юридических услуг в размере 10000 рублей.
Истцом заявлены ко взысканию расходы на почтовые отправления в размере 330 рублей, что подтверждается оригиналами накладных /л.д.24,29/, расходы по оплате копировальных услуг в размере 2710 рублей, что подтверждается оригиналами договора и квитанции /л.д.82, 83/, расходы по оплате услуг нотариуса 2490 рублей, что подтверждается оригиналом квитанции /л.д.12/.
В силу положений ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает почтовые, копировальные и нотариальные расходы необходимыми, и считает требования о взыскании с ответчика данных расходов подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истцом понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 3438 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 08 августа 2018 года /л.д. 6/.
При таких обстоятельствах на основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом удовлетворенных требований, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 3438 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Нуриева Рамиля Фаатовича к Российскому Союзу Автостраховщиков о взыскании компенсационной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Российского Союза Автостраховщиков в пользу Нуриева Рамиля Фаатовича компенсационную выплату 93 900 рублей, убытки 18 000 рублей, неустойку 114 558 рублей, штраф 46 950 рублей, расходы по оплате юридических услуг 10 000 рублей, почтовые расходы 330 рублей, копировальные расходы 2710 рублей, расходы по оплате услуг нотариуса 2490 рублей, расходы на оплату государственной пошлины 3438 рублей.
Взыскать с Российского Союза Автостраховщиков в пользу Нуриева Рамиля Фаатовича неустойку по день фактического исполнения решения суда, начиная с 14 сентября 2018 года, из расчета 939 рублей в день, но не больше 285 442 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Войт