Решение по делу № 3а-308/2019 от 03.04.2019

    120а

3а-308/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск     20 мая 2019 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Мамаеве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чешель Т.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Чешель Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , , расположенных на территории г. Красноярска в районе ул. <адрес>

Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованного земельного налога.

Просила восстановить срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, установить кадастровую стоимость принадлежащих ей земельных участков в размере рыночной: в отношении земельного участка с кадастровым номером по состоянию на <дата> – в размере 96 000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером по состоянию на <дата> - в размере 595 000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером по состоянию на <дата> – в размере 2 444 000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером по состоянию на <дата> – в размере 495 000 руб.

В судебное заседание административный истец и представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, по состоянию на 01.01.2011, в том числе и указанного выше земельного участка с кадастровым номером

Земельные участки с кадастровыми номерами , , в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением, не вошли, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки эти участки не были сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости.

Поскольку Правительством Красноярского края до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, то суд считает заявленное представителем административного истца ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков подлежащим удовлетворению, а срок восстановлению.

Разрешая дело по существу, суд исходит из следующего.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.

Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Как установлено судом, административный истец Чешель Т.В. является собственником следующего недвижимого имущества:

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 134 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: в целях эксплуатации нежилого здания, адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир На земельном участке расположено нежилое здание, кадастровый номер , адрес: <адрес> Почтовый адрес ориентира: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от <дата> – л.д. 7). Кадастровая стоимость указанного земельного участка, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости от <дата>, по состоянию на <дата> составляет 330 444 руб. (л.д. 6).

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 984 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: в целях эксплуатации нежилого здания, адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир На земельном участке расположено нежилое здание, кадастровый , адрес: <адрес> Почтовый адрес ориентира: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от <дата> – л.д. 9). Кадастровая стоимость указанного земельного участка, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости от <дата>, по состоянию на <дата> составляет 2 426 544 руб. (л.д. 8).

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 4612 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: в целях эксплуатации нежилого здания, адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир На земельном участке расположено нежилое здание, кадастровый , адрес: <адрес> Почтовый адрес ориентира: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от <дата> – л.д. 11). Кадастровая стоимость указанного земельного участка, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости от <дата>, по состоянию на <дата> составляет 11 373 192 руб. (л.д. 10).

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 804 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: размещение промышленных объектов IV-V классов вредности, адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от <дата> – л.д. 13).Кадастровая стоимость указанного земельного участка, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости от <дата>, по состоянию на <дата> составляет 1 210 229,04 руб. (л.д. 12).

Кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности Чешель Т.В., определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от <дата> ), выполненный ООО «Инвент» (л.д. 17-96).

Согласно указанному отчету, по состоянию на <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составила 96 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составила 595 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составила 2 444 000 руб.

По состоянию на <дата> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составила 495 000 руб.

Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).

Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Судом исследован отчет об оценке от от <дата> , и установлено, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

Оснований не согласиться с выводами оценщика о размере рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , , не имеется.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ). Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта налогообложения, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

С учетом изложенного, по состоянию на <дата>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть определена равной рыночной в размере 96 000 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть определена равной рыночной в размере 595 000 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть определена равной рыночной в размере 2 444 000 руб.

По состоянию на <дата> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть определена равной рыночной в размере 495 000 руб.

Рыночная стоимость указанных земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.

При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.

Датой обращения административного истца с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , ,следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – <дата>.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд

РЕШИЛ:

восстановить Чешель Т.В. срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами

Административное исковое заявление Чешель Т.В., – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 134 кв.м., адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир На земельном участке расположено нежилое здание, кадастровый , адрес: <адрес> Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 96 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 984 кв.м., адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир На земельном участке расположено нежилое здание, кадастровый , адрес: <адрес> Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 595 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 4612 кв.м., адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир На земельном участке расположено нежилое здание, кадастровый , адрес: <адрес> Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 2 444 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 804 кв.м., адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 495 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами считать <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда     Д.И. Пашковский

3а-308/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Чешель Тамара Васильевна
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Правительство Красноярского края
Другие
Альтман Юлия Олеговна
Администрация города Красноярска
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Регистрация административного искового заявления
26.07.2020Передача материалов судье
26.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Дело оформлено
26.07.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее