Дело №2-3450/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.,
при секретаре Недбайловой М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Ю.Н. к администрации <адрес> края о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Ковалева Ю.Н. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> края о взыскании задолженности по налогам.
Требования мотивированы тем, что на основании муниципальных контрактов заключенных с администрацией <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истица осуществляла свою трудовую деятельность по оказанию услуг на осуществление функций юриста. Указанная работа не была своевременно оплачена, в связи с чем, на основании заочного решения Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с администрации <адрес> края в пользу Ковалевой Ю.Н. были взысканы денежные средства в размере 140000 рублей. Указанные денежные средства были получены истцом ДД.ММ.ГГГГ, однако без учета налогов и сборов указанных в муниципальных контрактах за весь период (7 месяцев) в размере 69512,66 рублей. Из ответа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «В администрации поселка Кедровый отсутствуют контракты и акты выполненных работ, указанных в решении суда, в связи с чем заполнить справку по форме № не представляется возможным, так как не было произведено начисление заработной платы и не были перечислены налоги». Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, истице повторно отказано в предоставлении данного документа, поскольку Ковалева Ю.Н. не являлась работником администрации <адрес> по основному месту работы, следовательно налоги по данным муниципальным контрактам не отчислялись. Между тем, комиссией по легализации налогооблажения было предложено администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить сведения о доходах истца формы 2-НДФЛ, а также уточненные налоговые расчеты, перечислить причитающиеся платежи. До настоящего времени справка № истцу не выдана, страховые взносы в Управление Пенсионного Фонда РФ не уплачены. Истцом повторно были направлены в администрацию <адрес> края муниципальные контракты и акты выполненных работ, согласно которых сумма страховых взносов в месяц составляет 6942,38 рублей. И того за 7 месяцев составит: 6942,38 рублей х 7 мес. = 48596,66 рублей. Сумма налога на доходы физических лиц в месяц составляет 2988 рублей, итого за 7 месяцев составит: 2988 рублей х 7 мес. = 20916 рублей. Всего не выплачено налогов администрацией <адрес> по данным муниципальным контрактам (48596,66 рублей + 20916 рублей) 69512,66 рублей. Таким образом, ответчик отказывается выплачивать все налоговые удержания (предоставить сведения о доходах по форме 2-НДФЛ), предусмотренные муниципальными контрактами. Просит, с учетом уточненных исковых требований, взыскать с администрации <адрес> в пользу Ковалевой Ю.Н. суммы страховых взносов в размере 48596,66 рублей и суммы налога на доходы физических лиц в размере 20916 рублей, всего 69512,66 рублей. Взыскать с администрации <адрес> неустойку и штраф за несвоевременную оплату налоговых и страховых взносов в размере 27805 руб., расходы по оплате государственной пошлины 2300 руб.
Истец Ковалева Ю.Н. в судебное заседание не явилась, была извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика – администрации <адрес> края, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Представители третьих лиц – Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, УПРФ в <адрес> (межрайонное) в судебное заседание не явились, были извещены. В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок исчисления заработной платы определен статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных названным кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (часть 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу заочным решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с администрации <адрес> края в пользу Ковалевой Ю.Н. взысканы денежные средства в размере 140000 рублей, задолженность по муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывала на то, что указанные денежные средства были получены истцом ДД.ММ.ГГГГ, однако без учета налогов и сборов, указанных в муниципальных контрактах за весь период (7 месяцев). Просила взыскать с администрации <адрес> сумму страховых взносов в размере 48596,66 рублей и суммы налога на доходы физических лиц в размере 20916 рублей, всего 69512,66 рублей.
Согласно п.4.1 муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> края и Ковалевой Ю.Н., цена услуг, оказываемых исполнителем составляет 29930 руб. 38 коп., из них: 6942,38 составляют страховые взносы, 2988 руб. налог на доходы физических лиц. На руки исполнитель получает 20000 руб.
Согласно п.4.1 муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> края и Ковалевой Ю.Н., цена услуг, оказываемых исполнителем составляет 29930 руб. 38 коп., из них: 6942,38 составляют страховые взносы, 2988 руб. налог на доходы физических лиц. На руки исполнитель получает 20000 руб.
Оценив представленные по делу доказательства, учитывая заявленные истцом исковые требования, суд не находит оснований для их удовлетворения, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При этом статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны, в частности, письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (пункт 3 названной статьи).
Применительно к налогу на доходы физических лиц данная обязанность конкретизирована в пункте 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Отношения в системе обязательного социального страхования, правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основаны государственного регулирования обязательного социального страхования определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ).
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (абзац третий статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ).
К числу основных принципов осуществления обязательного социального страхования согласно статье 4 названного закона отнесены всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика, обязательность уплаты страхователями страховых взносов.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, среди которых пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ), которым определен круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (часть 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
Таким образом, обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога на доходы физических лиц возложена пунктом 1 статьи 226 НК РФ на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые названным налогом. Такие организации в Российской Федерации признаются налоговыми агентами.
Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, приведены в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Как указано в статье 164 ТК РФ, под компенсацией понимается денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Учитывая изложенное, действующее законодательство не содержит оснований взыскания суммы налога на доходы физических лиц и страховых взносов в судебном порядке работником с работодателя, если последний не уплачивал в налоговый орган соответствующие удержания.
Согласно п.5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, налоговые органы в сфере своей деятельности уполномочены осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в бюджет.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что невнесение администрацией <адрес> края в налоговый орган налога на доходы физических лиц, а также в УПРФ в <адрес> (межрайонное) страховых взносов в отношении работника Ковалевой Ю.Н., нельзя квалифицировать как задолженность работодателя перед работником, подлежащая взысканию при заявленных истцом исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Ковалевой Ю.Н. к администрации <адрес> края о взыскании задолженности по налогам, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда: