РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Чита 6 февраля 2012 года
Читинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Минашкина А.Н., при секретаре Гавриловой Е.Ю., с участием заявителя Степанова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военного прокурора Читинского гарнизона, поданного в интересах военнослужащего войсковой части 00001 - Степанова, об оспаривании действий командира войсковой части 00001 и начальника ФБУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю», связанных с невыплатой дополнительного материального стимулирования за III и IV кварталы 2011 года,
установил:
Военный прокурор Читинского гарнизона в интересах Степанова Н.Н. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что последний проходил военную службу в войсковой части 00002 .. В соответствии с приказом командующего войсками Восточного военного округа № от 5 декабря 2011 года Степанов Н.Н. был зачислен в распоряжение командира войсковой части 00001, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Сдав 8 декабря 2011 года дела и должность, он убыл для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть 00001. В конце декабря 2011 года в ФБУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» поступило указание о выплате дополнительного материального стимулирования военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории Забайкальского края, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года №1010 за третий и четвертый кварталы 2011 года. Вместе с тем, выплата дополнительного материального стимулирования Степанову Н.Н., несмотря на исполнение им обязанностей по воинской должности в третьем и четвертом кварталах 2011 года, не была осуществлена.
Полагая действия командира войсковой части 00001 и начальника ФБУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю», связанные с невыплатой Степанову Н.Н. дополнительного материального стимулирования, незаконными, военный прокурор просил признать их таковыми. Помимо этого, военный прокурор просил обязать командира войсковой части 00001 издать приказ о выплате Степанову Н.Н. дополнительного материального стимулирования за третий и два месяца четвертого квартала 2011 года, а начальника ФБУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» произвести его расчет и начисление.
В судебном заседании Степанов Н.Н., требования, изложенные в заявлении, поддержал, пояснив, что поскольку он добросовестно исполнял обязанности по воинской должности в течение третьего и двух месяцев четвертого квартала 2011 года, он не может быть лишен выплаты дополнительного материального стимулирования.
Представитель военной прокуратуры Читинского гарнизона, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.
Представитель командира войсковой части 00001, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело в его отсутствие, не представив возражений относительно заявленных требований.
Представитель начальника ФБУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» Жеребцова В.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело в его отсутствие. В поданных на заявление возражениях представитель Жеребцова В.И. просит в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что командиром войсковой части 00001 в управление финансового обеспечения не были представлены приказы на выплату заявителю дополнительного материального стимулирования, ввиду чего она не была произведена.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.9 ст.13 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 21 апреля 2011 года) кроме выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ могут устанавливаться другие дополнительные выплаты военнослужащим.
Согласно п. 7 Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 года №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» Министру обороны РФ предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил РФ, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющуюся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты.
В развитие приведенных положений приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года №1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (далее - Порядок).
Согласно п.1 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим (пункт 2 Порядка).
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).
Доведение объемов бюджетных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и утвержденной расчетной суммы осуществляется до распорядителей бюджетных средств с учетом численности личного состава, стоящего у них на финансовом обеспечении в трехдневный срок со дня утверждения Министром обороны РФ распределения объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и расчетной суммы (пункт 5 Порядка).
Распорядители бюджетных средств утверждают распределение объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и доводят их до нижестоящих воинских частей, стоящих у них на финансовом обеспечении, в трехдневный срок со дня получения решения о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава (пункт 10 Порядка).
Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в воинских частях на основании приказов командиров. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов (пункт 6 Порядка).
Анализ приведенных нормативных положений позволяет придти к выводу, что управлениям финансового обеспечения Министерства обороны РФ по соответствующему субъекту РФ предоставлены полномочия по распределению объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование, и их доведение до воинских частей, стоящих у них на финансовом обеспечении. В свою очередь командиры воинских частей уполномочены производить дополнительное материальное стимулирование конкретных военнослужащих в пределах объемов бюджетных средств путем издания приказа, на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками) военнослужащих рапортов.
Согласно п.7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится материальное стимулирование. При этом п.8 Порядка установлено, что применение коэффициентов к расчетной сумме в отношении военнослужащих осуществляется в зависимости от штатного воинского звания по занимаемой воинской должности. Вместе с тем, в п. 11 Порядка приведены случаи, когда военнослужащие могут не представляться к дополнительному материальному стимулированию:
- при получении военнослужащими дополнительного денежного стимулирования в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
- при наличии у военнослужащего дисциплинарного взыскания за совершение грубого дисциплинарного проступка в период, за который производится дополнительная выплата, а также неудовлетворительных результатов по профессионально-должностной и физической подготовке;
- при допущении военнослужащим нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооруженных Сил и отраженных в актах ревизий.
Исходя из сущности приведенных положений, следует заключить, что критериями распределения довольствующим финансовым органом денежных средств на дополнительное материальное стимулирование военнослужащих выступают, помимо выделенного объема денежных средств на данные цели, фактическая численность военнослужащих, исполняющих обязанности по воинской должности, на момент производства выплаты. Решение же командира воинской части о производстве выплаты дополнительного материального стимулирования в том или ином размере конкретному военнослужащему принимается в пределах объема выделенных денежных средств в зависимости от результатов исполнения военнослужащим должностных обязанностей. При этом командиром воинской части должны учитываться случаи, когда дополнительное материальное стимулирование может не производиться.
Из выписки из приказа командира войсковой части 00002 № от 8 декабря 2011 года усматривается, что Степанов Н.Н., зачисленный на основании приказа командующего войсками Восточного военного округа от 5 декабря 2011 года № в распоряжение командира войсковой части 00001, с 8 декабря 2011 года сдал дела и должность и исключен из списков личного состава войсковой части 00002.
Как видно из выписки из приказа командира войсковой части 00001 № от 8 декабря 2011 года, Степанов Н.Н. с 8 декабря 2011 года зачислен в списки личного состава воинской части и поставлен на все виды обеспечения.
Согласно копии приказа командующего войсками Восточного военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть 00002 исключена из состава войск Восточного военного округа и со всех видов довольствия.
Из копии справки начальника филиала Центрального архива Министерства обороны РФ (Восточного военного округа) - видно, что войсковая часть 00002 расформирована ,, а ликвидационный акт сдан в архив на хранение ..
Как следует из копии телеграммы, поступившей в ФБУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» 26 декабря 2011 года, выделенные лимиты бюджетных обязательств по расходам на выплату денежного довольствия военнослужащим разрешено использовать на дополнительную выплату за счет экономии денежных средств за III и IV кварталы 2011 года. При этом распределение и доведение объемов денежных средств до воинских частей, стоящих на финансовом обеспечении, определено обеспечить в соответствии с их фактической численностью.
Согласно копии письма начальника ФБУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» от 23 декабря 2011 года №, во исполнение приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года №1010 и его решения от 20 декабря 2011 года, на войсковую часть 00001, исходя из фактической численности личного состава, выделены денежные средства для производства выплат военнослужащим за счет экономии бюджетных средств за III и IV кварталы 2011 года.
Из выписок из приказов командира войсковой части 00001 №, № от 24 декабря 2011 года усматривается, что Степанов Н.Н. не включен в число военнослужащих на выплату дополнительного материального стимулирования за счет экономии бюджетных средств за III и IV кварталы 2011 года.
Таким образом, судом установлено, что на момент утверждения начальником финансового довольствующего органа распределения объемов бюджетных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование за III и IV кварталы 2011 года, Степанов Н.Н. был освобожден от исполнения обязанностей по воинской должности и зачислен в распоряжение командира войсковой части 00001. При этом войсковая часть 00002 на данный период времени была расформирована, исключена из состава Вооруженных Сил РФ и всех видов довольствия. Принимая во внимание данные обстоятельства, решение начальника ФБУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» о распределении войсковой части 00001 денежных средств на дополнительное материальное стимулирование за III и IV кварталы 2011 года, исходя из ее фактической штатной численности, без учета военнослужащих, зачисленных в распоряжение, является законным. Иное решение, включение расформированной воинской части, военнослужащие которой зачислялись в распоряжение, в число представляемых к дополнительному материальному стимулированию, входило бы в противоречие с целями данной выплаты - стимулирование военнослужащего на добросовестное исполнение своих должностных обязанностей в будущем.
Не имеется оснований для утверждения о незаконности действий командира войсковой части 00001, не включившего Степанова Н.Н. в приказ о производстве выплаты дополнительного материального стимулирования за III и IV кварталы 2011 года, поскольку они предприняты в пределах предоставленных ему полномочий, с учетом выделенных объемов денежных средств на данные цели.
При таких обстоятельствах суд находит требования о признании незаконными действий должностных лиц, связанных с невыплатой Степанову Н.Н. дополнительного материального стимулирования, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении заявления военного прокурора Читинского гарнизона, поданного в интересах Степанова, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Минашкин
Секретарь судебного заседания Е.Ю. Гаврилова