Дело № 2-442 (2018)
Поступило в суд 04.06.2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2018 года г. Татарск
Татарский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего Колосовой Л.В.
при секретаре Белоус Е.С.
с участием прокурора Сочневой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татарского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ Кочневская СОШ Татарского района Новосибирской области, муниципальному образованию - Татарский район Новосибирской области о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Татарский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, интересов неопределенного круга лиц к МБОУ Кочневская СОШ Татарского района Новосибирской области, муниципальному образованию - Татарский район Новосибирской области о возложении обязанности, указывая, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования межрайонной прокуратурой выявлены нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в образовательном учреждении, а именно: в МБОУ Кочневская СОШ Татарского района Новосибирской области отсутствует система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. МБОУ Кочневская СОШ Татарского района Новосибирской области является объектом с массовым пребыванием людей, то есть является одним из важнейших объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, а также постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В связи с этим осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу.
Директору МБОУ Кочневская СОШ Татарского района Новосибирской области заместителем межрайонного прокурора 29.12.2017 г. было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму с требованием принять меры к установке систем экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Из ответа директора МБОУ Кочневская СОШ Татарского района Новосибирской области на указанное представление следует, что требования прокурора не исполнены ввиду отсутствия денежных средств.
Аналогичные сведения содержатся также в информации директора МБОУ Кочневская СОШ Татарского района Новосибирской области от 24.05.2018 г. № 5-1596в-18, представленной в Татарскую межрайонную прокуратуру на требование прокурора.
Однако безопасное функционирование образовательного учреждения от актов незаконного вмешательства не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств.
До настоящего времени нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ Кочневская СОШ Татарского района Новосибирской области не устранены.
Выявленные прокурорской проверкой нарушения законодательства ставят под угрозу устойчивое и безопасное функционирование образовательного учреждения, защиту интересов личности, общества, граждан, не достигших совершеннолетия и государства в сфере образования от актов незаконного вмешательства.
Прокурор просит обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кочневская среднюю общеобразовательную школу Татарского района Новосибирской области установить систему экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; обязать Муниципальное образование Татарский район в лице администрации Татарского района выделить денежные средства, необходимые для установки системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в помещении Муниципального бюджетного образовательного учреждения Кочневская средняя общеобразовательная школа Татарского района Новосибирской области; установить срок для совершения указанных действий для Муниципального образования – Татарский район в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для МБОУ Кочневская СОШ - в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Сочнева О.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – МБОУ Кочневская СОШ Татарского района Новосибирской области Пекарь О.С. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Представитель ответчика – муниципального образования - Татарский район Новосибирской области Парыгина Н.Н. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны.
Выслушав мнение сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 10 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 (далее - Концепция) цель противодействия терроризму в Российской Федерации - в т.ч. обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В соответствии с п.п. 7, 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный Закон «О противодействии терроризму»), противодействие терроризму основывается на следующих принципах: приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно п.п. «а, в» п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального Закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации») предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» указано, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п.п. «л» п. 22 «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № И1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления наделены обязанностью принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
В соответствии с п. 42 Концепции, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с Уставом МБОУ Кочневская СОШ учредителем и собственником имущества Учреждения является Муниципальное образование - Татарский район, от имени которого выступает администрация Татарского района.
В силу ч. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
При таких обстоятельствах, суд принимает признание иска представителями ответчиков, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Руководствуясь ст.ст.173, 194, 199 ГК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Татарского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ Кочневская СОШ Татарского района Новосибирской области, муниципальному образованию Татарский район Новосибирской области о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кочневскую среднюю общеобразовательную школу Татарского района Новосибирской области установить систему экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Муниципальное образование - Татарский район Новосибирской области выделить денежные средства, необходимые для установки системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в помещении Муниципального бюджетного образовательного учреждения Кочневской средней общеобразовательной школы Татарского района Новосибирской области в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья Колосова Л.В.