Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-53/2018 (2-1963/2017;) ~ М-1754/2017 от 24.11.2017

Мотивированное решение изготовлено 19 января 2018 года

Дело № 2-53/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2018 года

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Фоминой Е.А.,

при секретаре Павловой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева Руслана Валентиновича к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения», Министерству социального развития Мурманской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

Ковалев Р.В. обратился в Североморский районный суд Мурманской области с исковым заявлением к государственному областному учреждению «Североморский Межрайонный Центр социальной поддержки населения», Министерству социального развития Мурманской области о признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование иска ссылался на то, что на момент подачи заявления в Министерство социального развития Мурманской области ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения», его смешанный стаж составлял 25 лет 09 месяцев, из них 06 месяцев трудовой и 25 лет 03 месяца военной службы. Награжден до 30.06.2016 года медалью Министерства обороны РФ «За отличие в военной службе» III, II, I степени, которые являются ведомственными наградами Минобороны России.

Полагая, отказ государственного областного учреждения «Североморский Межрайонный Центр социальной поддержки населения» в присвоении ему звания «Ветеран труда», вызванный наличием стажа военной службы более 25 лет незаконным, нарушающим его права, просит признать за ним право и обязать ответчиков принять в пределах своих полномочий решение о предоставлении ему статуса «Ветеран труда», выдать удостоверение ветерана труда.

В судебном заседании истец Ковалев Р.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу иска. Указала, что отказ в присвоении ему звания « Ветеран труда» лишает его законных прав и интересов в будущем, а также создает препятствия для реализации прав, которыми имеют право пользоваться ветераны труда при наступивших условиях. Указал, что присвоенное ему звание «Ветеран военной службы» не может являться основанием для отказа в присвоении положенного ему по закону звания « Ветеран труда».

    Представитель ответчика государственного областного учреждения «Североморский Межрайонный Центр социальной поддержки населения» Акилова Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, по доводам, подробно изложенным в письменном мнении по иску. Дополнительно пояснила, что на основании п.4 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Приказом Министерства социального развития Мурманской области от 27.06.2016 года № 463 утвержден административный регламент, согласно п. 1.2.1 которому заявителями на присвоение звания «Ветеран труда» и выдачу удостоверения ветерана труда являются граждане, награждёнными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличиями в службе и получающих пенсию по иным основаниям, чем это предусмотрено Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ», ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при наличии смешанного стажа не менее 25 лет для мужчин, военная службы из которых составляет менее 20 лет.

Таким образом, для присвоения звания « Ветеран труда» необходимо наличие трех условий: ведомственной награды, смешанного стажа не менее 25 календарных лет и стажа военной службы менее 20 календарных лет. Превышение имеющегося стажа военной службы у Ковалева Р.В. свидетельствует об отсутствии права на присвоение звания « Ветеран труда». Положение п. 1.2.1 Регламента не противоречит п. 1 п.п. 2 ст. 7 Закона о Ветеранах и ст. 19 Конституции РФ. Ковалев Р.В. попадает под категорию граждан, имеющих право на присвоение звания « Ветеран военной службы» в силу ст. 5 Закона о Ветеранах.

Представитель соответчика -Министерства социального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил письменное мнение по иску, которым возражал против заявленных исковых требований.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования Ковалева Р.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно Преамбулы ФЗ № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» (далее –ФЗ «О ветеранах») данный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со статьей 1 указанного закона с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В силу ст. 5 ФЗ «О ветеранах» ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).

Для лиц, указанных в настоящей статье, устанавливается звание "Ветеран военной службы".

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран военной службы" определяются Президентом Российской Федерации.

Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах» устанавливающий общие основания присвоения звания « Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде ( п.п. 2 п. 1 ст. 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с п. 4 ст. 7 указанного закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

ФЗ РФ от 29.12.2015 года № 388- ФЗ №» О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» внесены изменения в ФЗ «О ветеранах» в части условий присвоения звания «Ветеран труда», которые вступили в силу с 01.07.2016 года.

Пунктом 1 ст. 7 ФЗ « О ветеранах» определён круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

На основании статей 10 и 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

На основании ст. 7 Закона о Ветеранах постановлением Правительства Мурманской области от 09.10.2012 года № 506- ПП утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (далее Положение).

Приказом Министерства социального развития Мурманской области от 27.06.2016 года № 463 утверждён Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверения ветеран труда (далее – Регламент).

В соответствии с п. 1.2.1 Регламента заявителями на присвоение звания «Ветеран труда» и выдачу удостоверения ветерана труда являются граждане, награждёнными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличиями в службе и получающих пенсию по иным основаниям, чем это предусмотрено Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ», ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при наличии смешанного стажа не менее 25 лет для мужчин, военная службы из которых составляет менее 20 лет.

Как установлено судом, истец Ковалев Р.В. 09.10.2017 года обратился в Государственное областное казенное учреждение «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», приложив документы, подтверждающие по состоянию на 09.10.2017 года наличие у него смешанного стажа -25 лет 08 месяцев 27 дней, из которых 25 лет 03 месяца 12 дней составляет военная служба в ВС СССР и ВС РФ, наличие у него следующей награды - медаль Министерства обороны РФ «За отличие в военной службе» III, II, I степени.

ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» было отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветерана труда» поскольку из представленных им документов стаж военной службы составил более 25 лет.

20.10.2017 года Ковалев Р.В. обратился в Министерство социального развития Мурманской области по вопросу присвоения ему звания « Ветеран труда», по рассмотрению которого 03.11.2017 года ему также было отказано, одновременно разъяснен порядок присвоения звания «Ветеран военной службы».

Анализируя приведенные выше правовые нормы в совокупности с установленными обстоятельствами по делу, суд приходит к выводу, что законодатель, обобщая категорию граждан, которые объединены социальным статусом ветеранов, в то же время различает пять категорий в зависимости от осуществления гражданином государства того либо иного рода деятельности и достигнутых в этой конкретной сфере деятельности заслуг, в частности по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.

Кроме того, приведенная в статье 1 ФЗ «О ветеранах» классификация ветеранов имеет своей целью дальнейшее разграничение всего комплекса льгот и гарантий в зависимости от нужд, наиболее присущих каждой из обозначенных категорий лиц, претендующих на соответствующие льготы и гарантии.

При этом возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных указанным Законом, поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов. Конкретные признаки прямо поименованы в указанном Законе применительно к каждой категории ветеранов.

Согласно ст. 59 Конституции РФ, прохождение военной службы является одной из форм реализации гражданского долга и обязанности по защите Отечества.

Получение звания "Ветеран военной службы" поставлено законодателем в прямую зависимость от ее прохождения, чем и определяются основания и условия его получения. При этом для присвоения лицу звания "Ветеран военной службы": необходимо совокупность трех условий: прохождение военной службы; награждение орденами или медалями, получение почетных званий СССР или РФ либо награждение ведомственными знаками отличия; общая продолжительность военной службы (20 лет и более) либо наличие инвалидности вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Как следует из пояснений истца, в предусмотренном законом порядке звание « Ветеран военной службы» ему присвоено.

В соответствии со статьями 2, 3, 5 Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не существует понятия трудового стажа (он заменен на понятие "страховой стаж") и из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии "за выслугу лет" (он в настоящий период времени входит в понятие "трудовая пенсия по старости").

Пунктом 3 ч. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, и т.д.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Закона, засчитываются: 1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности) (ст. 11 Закона).

Вместе с тем, включение в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности также и периода военной службы в целях назначения трудовой пенсии по старости лет либо по выслуге лет, не может быть применено при определении права на получение звания "Ветеран труда". Иное толкование закона противоречило бы такому общему принципу отнесения граждан к ветеранам труда, как продолжительность добросовестного труда, а к ветеранам военной службы – с учетом заслуг безупречной военной службы, установленному в статье 1 Федерального закона "О ветеранах".

Доводы истца, касающиеся наличия у гражданина права на выбор присвоения звания «Ветерана труда» либо «Ветерана воинской службы», основаны на ошибочном толковании закона и не принимаются судом. Предоставление гражданину, имеющему звание «Ветеран труда» либо приравненному к ним лицу из числа ветеранов военной службы и ветеранов государственной службы, имеющим одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным действующим законодательством, мер социальной поддержки по одному основанию по выбору ветерана, не означает предоставление лицу также и права выбора получения категории звания ветерана.

Также не принимаются судом во внимание и доводы истца о том, что п. 2.6.1.2. Административного регламента Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверений ветерана труда, в части касающейся необходимости представления документа, подтверждающего стаж военной службы менее 20 лет для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», противоречит ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», ст. 19 Конституции РФ, поскольку сужает круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Данное требование регламента отражает положения ст. 5 ФЗ «О ветеранах», предусматривающее право военнослужащего на присвоение звания «Ветеран военной службы» в том числе и при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание изложенное, а также что условия присвоения звания «Ветеран труда» определены правовым актом субъекта РФ, суд приходит к выводу, что правовых оснований для признания отказа ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» о включении Ковалева Р.В. в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» незаконным и не подлежащим исполнению с момента подписания, признании за ним права на получение звания «Ветеран труда» и возложении на органы Министерства социального развития населения Мурманской области обязанность выдать удостоверение «Ветеран труда» не имеется.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░»- ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░

2-53/2018 (2-1963/2017;) ~ М-1754/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ковалев Руслан Валентинович
Ответчики
ГОКУ "Североморский межрайонный ЦСПН"
Министерство социального развития Мурманской области
Другие
Министерство обороны РФ
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
24.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2017Передача материалов судье
29.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2017Предварительное судебное заседание
15.01.2018Судебное заседание
19.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее