ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 07 апреля 2016 года
Куйбышевский районный суд гор. Самары в составе:
председательствующего - Гараевой Р.Р.,
при секретаре - Иванове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-637/16 по иску
Мыцу О.В. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара об установлении границ земельного участка.
У С Т А Н О В И Л :
Мыцу О.В. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, об установлении местоположения границ земельного участка,
с кадастровым номером: №, общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно План- схеме установления границ земельного участка от <дата>, изготовленного МП г.о. Самара «Бюро Реконструкции и Развития» по точкам 2,3,7,8,9,4,5,6,2.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчика привлечена Администрация г.о. Самара. В качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования привлечены Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары, Департамент градостроительства г.о. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
В судебном заседании истец Мыцу О.В., исковые требования поддержала, пояснив, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от <дата> полученным на основании Свидетельства о праве собственности на землю № от <дата>. По сведениям государственного кадастра недвижимости, площадь указанного земельного участка <...> кв.м., ориентировочная, подлежит уточнению при межевании. Для установления границ и уточнения площади земельного участка она обратилась к кадастровому инженеру. При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади указанного земельного участка выявлено, что фактическая площадь объекта составляет <...> кв.м. Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводились в соответствии с требованиями ст. 38 Закона о государственном кадастре недвижимости. В государственном фонде данных отсутствуют карты (планы), фотопланы, материалы инвентаризации земель, масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающие местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет. В связи с этим
при уточнении границ указанного земельного участка с кадастровым номером: №, местоположения его границ определялись с учетом сведений, содержащихся в следующих документах: свидетельстве о государственной регистрации права от <дата> серии №; письма из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области № от <дата>; планово-картографического материала предоставленного Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара № № от <дата>; письма из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № от <дата>; кадастровой выписки о земельном участке
№ от <дата>. Представить иные документы, подтверждающие местоположение указанного земельного участка не представилось возможным. При этом, межевание указанного земельного участка проводилось по фактически сложившимся границам - забору, который существует на местности 15 и более лет. В ходе проведения геодезических работ при использовании современного GPS оборудования было определено местоположение поворотных точек границ указанного земельного участка. Для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка, она обратилась в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
по Самарской области. На основании представленных документов, кадастровой палатой было вынесено Решение № от <дата>, согласно которого, ей отказано в осуществлении государственного кадастрового учета принадлежащего ей на праве собственности указанного земельного участка, поскольку представленный межевой план по содержанию не соответствует требованиям ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре и п. 67 Требований,
а именно: в разделе «Заключение кадастрового инженера» не содержится информация о наличии или отсутствии сведений об определении границ земельного участка на основании документов, подтверждающих право на земельный участок или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании». При постановке земельного участка на государственный кадастровый учет конфигурация земельного участка не изменилась. На данный момент конфигурация принадлежащего ей на праве собственности земельного участка соответствует плану-схеме установления границ земельного участка от <дата>, изготовленного
МП г.о. Самара «Бюро Реконструкции и Развития», выполненному кадастровым инженером по результатам высокоточных измерений с использованием современного GPS оборудования. Также фактическая граница земельного участка закреплена на местности забором и не подвергается сомнению со стороны собственников смежных земельных участков, о чем свидетельствует подписанный акт согласования границ земельного участка. Таким образом, установить границы земельного участка площадью <...> кв.м., и как следствие осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости в ином порядке, кроме судебного, не представляется возможным. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчиков – Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара Кочанова Т.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица – филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявленных исковых требований извещен надлежаще. В суд представил отзыв, согласно которого в разделе «Заключение кадастрового инженера» не содержится информации о наличии или отсутствии сведений об определении границ земельного участка на основании документов, подтверждающих право на земельный участок или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Представители третьих лиц – Администрации Куйбышевского района г.о. Самара, Департамента градостроительства г.о. Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в судебное заседание не явились,
о времени и месте рассмотрения заявленных исковых требований извещены надлежаще.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся сторон процесса.
Выслушав доводы истца, представителя ответчиков, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 20 ФЗ от 24.07.2007 года № 22-1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных
на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 24.07.2007 года № 22-1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением
его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет
в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных
в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений
(далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> серии №, истцу Мыцу О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером: №, общей площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от <дата> (л.д. 7).
По сведениям государственного кадастра недвижимости, площадь указанного земельного участка <...> кв.м., ориентировочная, подлежит уточнению при межевании, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д. 56).
Для установления границ и уточнения площади земельного участка истец обратилась к кадастровому инженеру. При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади указанного земельного участка выявлено, что фактическая площадь объекта составляет <...> кв.м. Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводились в соответствии с требованиями ст. 38 Закона о государственном кадастре недвижимости, с использованием следующих документов:
-свидетельства о государственной регистрации права от <дата> серии №;
-письма из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области № от <дата>;
-планово-картографического материала предоставленного Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара № № от <дата>;
-письма из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № от <дата>;
-кадастровой выписки о земельном участке № от <дата>.
Истец обратилась в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № от <дата>.
Решением от <дата> № об отказе в учете изменений объекта недвижимости, вынесенного филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, было отказано в осуществлении кадастрового учета площади вышеуказанного земельного участка, поскольку в разделе «Заключение кадастрового инженера» не содержится информация о наличии или отсутствии сведений об определении границ земельного участка на основании документов, подтверждающих право на земельный участок или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании» (л.д. 42-44, 28-61).
В соответствии с ч. 3 ст. 16 ФЗ от 24.07.2007 года № 22-1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» основания осуществления кадастрового учета Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Согласно ч. 3 ст. 25 ФЗ от 24.07.2007 года № 22-1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Согласно п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 28 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости является, в том числе, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 названного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 38 вышеуказанного Закона, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Из п. 9 ст. 38 указанного Закона следует, что при уточнении границ земельного участка
их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Согласно План-схеме установления границ земельного участка от <дата>, изготовленного МП г.о. Самара «Бюро Реконструкции и Развития», принятой судом во внимание, местонахождение вышеуказанного земельного участка, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, установлено по точкам 2,3,7,8,9,4,5,6,2 (л.д. 74).
Истец Мыцу О.В. согласовала указанные границы земельного участка с соседними землепользователями в установленном законом порядке, что подтверждается Актом согласования местоположения границ земельного участка, изготовленного кадастровым инженером Золиным А.Н. (л.д. 75).
Из сообщения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> № от <дата>, следует, что в соответствии с представленным каталогом координат (План-схемы установления границ земельного участка от <дата>), пересечение границ земельного участка, площадью 500,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с границами смежных земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет не выявлено (л.д. 68).
Согласно сообщению Департамента градостроительства г.о. Самары от 15.03.2016 года,
в соответствии с представленным каталогом координат (План-схемы установления границ земельного участка от <дата>), часть земельного участка принадлежит территории общего пользования (л.д. 65-66).
Из пояснений истца Мыцу О.В. следует, что границы, принадлежащего ей на праве собственности земельного участка не изменялись с момента его предоставления, спорные взаимоотношения между смежными землепользователями отсутствуют, что также подтверждается согласованием границ земельного участка со смежными землепользователями, красные линии были нанесены после предоставления спорного земельного участка.
Незначительная часть спорного земельного участка, согласно представленным сведениям Департамента градостроительства г.о. Самары, принадлежит территории общего пользования, однако данное обстоятельство не является препятствием в установлении границ земельного участка, поскольку указанный земельный участок ранее предоставлен в установленном законом порядке в указанном размере – <...> кв.м.
Изучив представленные суду доказательства, суд считает, что указанные в отказе основания не могутявляться безусловным основанием для отказа истцу в удовлетворении заявления.
При этом, суд учитывает, что сложившаяся вокруг спорного земельного участка ситуация, препятствует истцу в реализации принадлежащего ему права собственности на объект недвижимого имущества – земельный участок, общей площадью <...> кв.м.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Суд учитывает, что согласно пункту 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью,
а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Абзацем третьим пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22
«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» установлено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения,
о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Приведенное положение Постановления N 10/22 устанавливает неисчерпывающий перечень исков, относящихся к категории исков о правах на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований в отказе в удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 ч 1, 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Мыцу О.В., удовлетворить.
Установить границы земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Мыцу О.В., согласно изготовленной МП г.о. Самара
«Бюро Реконструкции и Развития» План-схемы установления границ земельного участка от <дата>, с каталогом координат по точкам 2,3,7,8,9,4,5,6,2:
Название Координаты Расстояние Дирекционный
точки
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.04.2016 года.
Судья
Куйбышевского районного суда
г. Самары Р.Р. Гараева