№ года
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Н.В. Байгозина,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования <данные изъяты>» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике о признании права собственности муниципального образования <данные изъяты>» на невостребованную земельную долю,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального образования <данные изъяты>» /далее по тексту Администрация/ обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике /далее по тексту Территориальное управление/ о признании права собственности муниципального образования <данные изъяты>» на невостребованную земельную долю.
В обоснование своих исковых требований отмечено, что Администрация является исполнительно–распорядительным органом МО <данные изъяты>», наделённым Уставом, полномочиями по решению, в том числе, вопросов местного значения /ст. 35 Устава МО <данные изъяты>», ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».
Администрацией подготовлен список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трёх и более лет подряд, и опубликован этот список в средствах массовой информации: в районной газете <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
По истечении трёх месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей Администрацией на информационных щитах, расположенных на территории МО <данные изъяты>», опубликовано информационное сообщение о созыве общего собрания собственников земельных долей ТОО <данные изъяты>», назначенное на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Удмуртская Республика, /здание Администрации МО <данные изъяты>», с повесткой собрания:
-о выборе председателя, секретаря и счётной комиссии общего собрания;
- об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.
В назначенное время общее собрание не состоялось, что подтверждается протоколом общего собрания участников долевой собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории МО <данные изъяты>», землях бывшего ТОО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельная доля ФИО1 входит в список невостребованных земельных долей и от неё /её наследников/ возражений о включении её земельной доли в указанный список не поступало.
В судебном заседании представитель Администрации не участвовал, направил в суд с заявление с просьбой рассмотреть их исковое заявление в отсутствие их представителя, на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Территориального управления ФИО2, действующая на основании постоянной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не участвовала. Направила в суд отзыв, в котором не согласилась с исковыми требованиями истца. В обоснование своих доводов сослалась на то, что в материалах дела отсутствуют сведения от нотариуса о том, что наследники обращались с заявлением об отказе от наследства. Отсутствие же сведений о наличии наследников, вступивших в наследство, не является безусловным доказательством того, что после смерти собственников долей отсутствуют наследники, либо наследники не приняли наследство, в том числе фактически. Получение свидетельства о праве на наследство является правом наследников, а не обязанностью. Кроме того, истцом не учтено, что в порядке ст. 61 Основ законодательства о нотариате, нотариус не извещал Территориальное управление об открытии наследства, и о том, что оно является выморочным. Администрация не извещала Территориальное управление о том, что на её территории имеются участки земли с признаками выморочного имущества, равно как и о том, что спорная земельная доля перешла в собственность Российской Федерации.
Поэтому с учётом того, что Территориальное управление не было проинформировано ни со стороны нотариуса, ни со стороны администрации, Российская Федерация не имела возможности вступить в наследственные права, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на выморочную земельную долю, распорядиться данным земельным участком.
По мнению представителя Территориального управления, истцом не учтено, что Российской Федерации стало известно о наличии земельной доли, имеющей признаки выморочного имущества, только со дня поступления в адрес Территориального управления искового заявления по иску администрации о признании права собственности на невостребованную земельную долю. С момента же, когда Территориальному управлению стало известно об этом, не прошло трёх и более лет, соответственно у Администрации не было оснований прийти в выводу, что Российская Федерация не распорядилась данной земельной долей в установленный законом срок.
В соответствии с частями 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, и оценив каждое доказательство в отдельности и в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ГПК РФ – «Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в РФ, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в РФ».
Как установлено в судебном заседании последним известным местом жительства ФИО1 на территории Российской Федерации является <адрес>. <данные изъяты> района Удмуртской Республики, что подтверждается ответом на запрос.
В соответствии с постановлением главы местного самоуправления <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О выдаче свидетельств на право собственности на землю товариществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» был предоставлен земельный участок из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность гражданам.
Администрацией подготовлен список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трёх и более лет подряд, либо собственник которых умер, и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследство, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника /невостребованные доли/, и опубликован этот список в средствах массовой информации: в районной газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
По истечении трёх месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей Администрацией на информационных щитах, расположенных на территории МО <данные изъяты>», опубликовано информационное сообщение о созыве общего собрания собственников земельных долей ТОО <данные изъяты>», назначенное на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Удмуртская Республика, /здание Администрации МО <данные изъяты>»/, с повесткой собрания:
-о выборе председателя, секретаря и счётной комиссии общего собрания;
- об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.
В назначенное время общее собрание не состоялось, что подтверждается протоколом общего собрания участников долевой собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории МО <данные изъяты>», землях бывшего ТОО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей утверждён постановлением Администрации МО <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ за №.
Земельная доля ФИО1 входит в список невостребованных земельных долей и от неё /её наследников/ возражений о включении её земельной доли в указанный список не поступало.
Она не передала, не распорядилась своей земельной долей, находящейся у неё в собственности на основании свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ /регистрационная запись №, серия РФ- XII №.
Согласно справке Администрации МО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, умершая ДД.ММ.ГГГГ, на день смерти фактически проживала по адресу: <адрес>. <данные изъяты> <данные изъяты> район Удмуртская Республика. Её дочь ФИО3 проживает по адресу: <адрес> УР, которая в наследство после её смерти не вступила.
Таким образом, в соответствии с п. 7 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.
Поэтому, поскольку никто из наследников не принял наследство, имущество умершего считается выморочным. Иное выморочное имущество, /не являющееся жилым помещением/, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
С момента получения земельной доли в собственность и до настоящего времени ФИО1 вышеуказанными способами не использовала принадлежащую ей земельную долю, ею не распорядилась. Данное обстоятельство подтверждается информацией Администрации.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей). Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
При этом в опубликованном извещении к списку Администрацией содержалось условие, что собственники земельных долей, указанные в списке, или их наследники, могут в течение трех месяцев со дня опубликования извещения воспользоваться своими правами, направив письменное уведомление в администрацию МО <данные изъяты>» по адресу: <адрес> Удмуртская Республики. С момента опубликования списка невостребованных земельных долей в указанный срок, а также до настоящего времени наследники земельной доли ФИО1 или иные лица, претендующие на получение в собственность данного имущества, в Администрацию не обращались, свои возражения в газете <данные изъяты>» не опубликовывали. На утверждение общего собрания участников долевой собственности список невостребованных земельных долей не предоставлялся в связи с отсутствием возможности для этого, поскольку ТОО <данные изъяты>» ликвидировано, исключено из реестра юридических лиц.
Таким образом, имеются предусмотренные законом основания для признания права собственности муниципального образования <данные изъяты>» на невостребованную земельную долю умершей ФИО1 площадью 8,0 гектара на праве общей долевой собственности в земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская <адрес> ТОО <данные изъяты>» /администрация в <адрес>/ в судебном порядке.
Доводы Территориального управления о том, что оно не знало о наличии выморочного имущества, не влияют на законность выводов суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованную земельную долю.
В соответствии со ст. 1151 Гражданского кодекса РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, кроме жилого помещения, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Наличие невостребованной земельной доли, принадлежащей умершему собственнику – ФИО1 нарушает интересы муниципального образования «<данные изъяты>»», поскольку влечет уменьшение доходной части бюджета, нерациональное использование земель на территории поселения.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 147-ФЗ «О введении в действие ч. 3 ГК РФ» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом /Росимущество/ в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Изменения в п. 2 ст. 1151 ГК РФ, касающиеся перехода права собственности в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района /в части межселённых территорий/ либо городского округа выморочного имущества, находящегося на соответствующей территории, на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок внесены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ, вступили в силу с момента опубликования ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после смерти ФИО1 и на спорные правоотношения вышеуказанные изменения не распространяются.
В соответствии с п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации /любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений/, муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга /выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения/ в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Днём открытия наследства, в соответствии с. п 1 ст. 1114 ГК РФ, является день смерти гражданина.
В соответствии с п. 4 ст. 1151 ГК РФ принятое имущество признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, днём открытия наследства после смерти ФИО1 является ДД.ММ.ГГГГ. С этого момента считается, что выморочное имущество в порядке наследования перешло в собственность Российской Федерации, интересы которого, в силу закона представляет Территориальное управление.
В соответствии с положениями ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ч. 1 ст. 1153 ГК РФ). Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил в управление наследственным имуществом (ч. 2 ст. 1153 ГК РФ).
На момент смерти ФИО1 наследником на имущество, оставшееся после её смерти, являлась дочь ФИО3, которая в наследство, и в частности на земельную долю, не вступила.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования администрацией законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации муниципального образования <данные изъяты>» о признании права собственности муниципального образования <данные изъяты>» на невостребованную земельную долю удовлетворить.
Прекратить право собственности на земельную долю умершего собственника ФИО1, площадью 8,0 гектара, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленного ранее ТОО <данные изъяты>» <адрес> Удмуртской Республики.
Признать право собственности муниципального образования <данные изъяты>» на невостребованную земельную долю умершего собственника ФИО1, площадью 8,0 гектара, на праве общей долевой собственности в земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленного ранее ТОО <данные изъяты>» <адрес> Удмуртской Республики /администрация в <адрес>/.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Сюмсинский районный суд УР путём подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.В. Байгозин
Копия верна: Судья Н.В. Байгозин
Секретарь судебного заседания ФИО5