Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1315/2021 ~ М-50/2021 от 11.01.2021

№2а-1315/2021

10RS0011-01-2021-000159-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2021 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Клюхиной Натальи Викторовны к Министерству имущественных и земельных отношений республики Карелия об оспаривании решения,

установил:

Иск Клюхиной Н.В. мотивирован тем, что она как многодетная мать 01.10.2020 г. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося на территории кадастрового квартала в д.Ялгуба Прионежского района, (территориальная зона – Ж3, площадь 1500 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство), приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Решением административного ответчика истцу отказано в предоставлении испрошенного земельного участка по тем основаниям, что образование испрашиваемого земельного участка влечет невозможность размещения на нем объекта недвижимости, а также поскольку испрашиваемый земельный участок частично расположен в пределах береговой полосы водного объекта. Истец просит признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по его заявлению и обязать ответчика принять решение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.

Определением суда от 21.01.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Прионежского муниципального района, Администрация Заозерского сельского поселения.

В судебном заседании представитель административного истца Филатов К.С., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, полагал указанные ответчиком основания отказа в предоставлении земельного участка недоказанными.

Представитель ответчика Нилова С.И., действующая на основании доверенности, иск не признала по доводам, указанным в письменных возражениях.

Иные лица в судебном заседании участия не принимали, о рассмотрении дела извещены судом надлежащим образом.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

1 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон от 29.12.2015 № 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Статьей 3 Закона от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия уполномоченным Правительством Республики Карелия.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1, подпунктами 35-35.6 пункта 9 Положения о государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года № 274-П, органом исполнительной власти в Республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия, является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок. В связи с чем, на основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 г. № 827р-П было создано Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами".

Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, а также взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением Правительства РК от 02.11.2017 №390-П утверждено «Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия", согласно которому Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет функции по проведению государственной политики в сфере приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия; осуществляет функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании установлено, что Клюхина Н.В. 01.10.2020 года обратилась к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении в аренду в порядке Закона РК от 06.03.2017 года №2101-ЗРК земельного участка общей площадью 1500 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из которой следовало, что земельный участок формируется в кадастровом квартале в д.Ялгуба Прионежского района.

Решением от 19.11.2020 года ответчик, ссылаясь на пп.3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ отказал истцу в утверждении схемы расположения земельного участка по тем основаниям, что учитывая минимальные отступы от границы испрашиваемого земельного участка до границы земельного участка с кадастровым номером , относящегося к землям лесного фонда, при соблюдении противопожарных расстояний, предусмотренных положениями СП 4.13130, Федерального закона №123-ФЗ, в границах испрашиваемого земельного участка не представляется возможным разместить объект капитального строительства (жилой дом). Другим основанием отказа, обусловленным применением п. 19. ст. 39.16 ЗК РФ, послужило то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок, согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования из застройки, частично расположен в береговой полосе водного объекта.

Иск подан в суд 11.01.2021 года. С учетом даты подачи иска срок на обжалование решения от 19.11.2020 года истцом не пропущен.

По существу оспариваемое решение соответствуют требованиям закона.

Согласно ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами

Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требованиями к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288 (далее - Свод правил) предусмотрено, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м.

Истцом испрашивается земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» предполагает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек в соответствии с «классификатором видов разрешенного использования земельных участков", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и к невозможности размещения объектов недвижимости.

Исходя из схемы расположения земельного участка, а также согласно представленным ответчиком данным ГИС «ИнГЕО», испрашиваемый земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером 10:20:0020405:35, относящимся к землям лесного фонда и предназначенным для ведения лесного хозяйства, а в соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки Заозерья, утвержденных Решением XXIII сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 17.09.2019 года №15, частично расположен в береговой полосе водного объекта. Согласно расчетам, произведенным ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», удаление границы испрашиваемого к утверждению земельного участка от берега Онежского озера составляет 9 и 7 метров.

По доводам истца в соответствии с заключением ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по РК» №10 от 08.02.2021 года в случае строительства зданий на испрашиваемом участке из негорючих материалов, выполнения кровли из листового металла и отсутствии проемов в ограждающих конструкциях со стороны лесных насаждений или заполнения таких проемов противопожарными дверьми либо окнами огнестойкостью не менее EI30, минимальное пожарное расстояние может составлять 17,5 м.

Однако с учетом установленной п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ двадцатиметровой береговой защитной полосы и минимального пожарного расстояния 17,5 м. размещение в границах испрашиваемого земельного участка жилого дома невозможно.

Вынося решение об отказе в согласовании предоставления земельного участка по причине нахождения земельного участка в береговой полосе водного объекта, ответчик исходил из п.19 ст.39.16 ЗК РФ, п.6 ст.6 ВК РФ.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 19 которой одним из таких оснований предусматривает отказ в предоставлении, когда предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земельных участков к определенной территориальной зоне осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами, установленными правилами землепользования и застройки.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Частью 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Как указано выше, установлено, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта.

Статье 39.5 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. Таким случаем является, в том числе, предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа. Такое предоставление осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с предоставленными полномочиями орган законодательной власти Республики Карелия принял Закон Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия». Указанным законом определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства. Предоставление земельных участков для дачного строительства и в иных целях указанным законом не предусмотрено.

Правоотношения по предоставлению истцу земельного участка урегулированы Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК.

В соответствии с Законом № 2101- ЗРК земельные участки многодетным семьям предоставляются исключительно для индивидуального жилищного строительства. Поскольку в силу ст.35 ГрК РФ и п.5 ст.85 ЗК РФ индивидуальное жилищное строительство предусмотрено в жилых зонах населенных пунктов, предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно на землях населенных пунктов при условии соблюдения градостроительных регламентов.

Поскольку истец испрашивает земельный участок на праве аренды, а предоставление земельного участка многодетной семье предусмотрено законом бесплатного в собственность, доводы иска о незаконности оспариваемого решения об отказе в предоставлении участка со ссылкой на приведенные в нем правовые основания судом не принимаются. Указанный участок может быть предоставлен только на праве собственности с соблюдением ограничений, предусмотренных ч 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации. Таким образом, оспариваемое решение административного ответчика вынесено с соблюдением норм действующего закона, прав административного истца не нарушает.

Давая формальную оценку законности оспариваемого решения, суд исходит из того, что ответчик является лицом, уполномоченным на принятие решения по заявлению истца, решение вынесено в установленной законом форме, к пропуску срока принятия оспариваемого решения привело бездействие Министерства по рассмотрению заявления истца от 01.10.2020, указанное обстоятельство было предметом рассмотрения административного дела №2а-7598/2020, в связи с чем не подлежит оценке при рассмотрении настоящего иска.

В связи с изложенным выше оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Тарабрина Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 25.02.2021 года

2а-1315/2021 ~ М-50/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Клюхина Наталья Викторовна
Ответчики
Министество имущественных и земельных отношений
Другие
Клюхин Сергей Юрьевич
Филатов Константин Сергеевич
Администрация Заозерского сельского поселения
Администрация Прионежского муниципального района
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация административного искового заявления
11.01.2021Передача материалов судье
12.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2021Дело оформлено
26.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее