Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Архиповой Л.Н.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остапчук Л.Ю., Остапчук В.А. к администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», территориальному управлению Росимущества по <адрес> об обязании предоставить земельный участок в собственность по десятикратной ставке земельного налога,
Установил:
Остапчук Л.Ю. и Остапчук В.А. обратились в суд с иском к администрации Пушкинского муниципального района <адрес> об обязании предоставить земельный участок площадью 671 кв.м. в долевую собственность, расположенный по адресу: <адрес> по десятикратной ставке земельного налога (уточненный иск л.д. 110,174).
В обоснование иска истцы указали, что им принадлежит 52/200 долей жилого дома по вышеуказанному адресу. За домом закреплен земельный участок общей площадью 1162 кв.м., из которого участок площадью 671 кв.м. закреплен за истцами. В связи с разногласиями с сособственником жилого дома ФГОУВПО РГУТиС, истцы не могут зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 671 кв.м. Решением Пушкинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в иске о признании права собственности на спорный земельный участок по тем основаниям, что дом между сторонами не разделен. Решением Пушкинского городского суда произведен раздел жилого дома, истцам в общую долевую собственность выделена часть дома общей площадью 64,0 кв.м., право общей долевой собственности сторон на дом прекращено. Таким образом, по мнению истцов, в настоящее время отсутствуют законные основания, препятствующие удовлетворению требований истцов.
В судебном заседании Остапчук Л.Ю., представляющая также по доверенности интересы Остапчука В.А. (л.д. 12), адвокат истцов ФИО8 (л.д.23) иск поддержали, просили требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен (л.д.173).
Представитель ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» по доверенности (л.д. 33) ФИО6 с иском не согласился по мотивам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 175-178).
Представитель ответчика территориального управления Росимущества по Московской области, привлеченный судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался (л.д.167-168), возражений по иску не представили.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ФИО9 в судебное заседание не явился, о слушании дела судом извещался, просил рассмотреть дело без его участия, о чем судом получена телефонограмма (л.д. 135).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.
Жилой <адрес> в <адрес> принадлежал на праве общей долевой собственности Остапчук Л.Ю. и Остапчук В.А. – 52/200 доли, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» - 9/100 долей, ФИО7 – 39/100 долей.
Вступившим в законную силу решением Пушкинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ выделена доля жилого дома истцов и в равнодолевую собственность истцов выделена часть жилого дома по адресу: <адрес>, Пушкинский р-он, <адрес>, общей площадью 64,0 кв.м. Право общей долевой собственности на жилой <адрес> между Остапчук Л.Ю., Остапчук В.А., с одной стороны, и ФИО9 (наследником ФИО7) и Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «ФИО1 государственный университет туризма и сервиса» (ФГОУ ВПО РГУТиС), с другой стороны, прекращено (л.д. 20-21).
Постановлением Главы Пушкинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект границ земельного участка общей площадью 1165кв.м., в том числе 671 кв.м. – Остапчук В.А., Остапчук Л.Ю. (доля в праве каждого ?), 494 кв.м. – ФИО7, расположенного по вышеуказанному адресу (л.д. 22).
Решением Пушкинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы земельного участка площадью 671 кв.м., в соответствии с проектом границ земельного участка, утвержденного вышеуказанным постановлением (л.д.14-16).
Постановлением и.о. руководителя администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановление Главы Пушкинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта границ земельного участка …» отменено (л.д.39).
Жилой дом по указанному адресу находится в границах земельного участка площадью 2,2 га, предоставленного ГАСБУ (правопредшественник ФГОУ ВПО РГУТиС) на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 119), о чем выдан государственный акт на право пользования землей А-I № (л.д. 120-127). Данный факт также установлен решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Остапчука В.А., Остапчук Л.Ю. к ФГОУ ВПО РГУТиС о признании необоснованными возражений в согласовании границ земельного участка и установлении границ земельного участка (л.д. 14-16).
Постановлением главы администрации пос. Черкизово от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью 2,2 га передан в пользование ГАСБУ (правопредшественнику ФГОУ ВПО РГУТиС) на праве постоянного бессрочного пользования под строительство общежития и детского сада (л.д.38).
Из представленной в материалы дела выписки из реестра федерального имущества, земельный участок площадью 2,2 га включен в реестр федеральной собственности (л.д.128).
Порядок отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности городов федерального значения оговаривается в ст.3.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16, 17 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Таким образом, Российская Федерация не могла приобрести право собственности через муниципальное образование посредством принятия постановления главой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о передаче в пользование ГАСБУ земельного участка площадью 2,2 га на праве постоянного бессрочного пользования.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок не разграничен в установленном законном порядке.
На основании изложенного, в соответствии с п. 10 ст.З ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения этими землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 13 1 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) также устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. По соглашению с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, возможна передача только тех полномочий органов местного самоуправления муниципального района, которые установлены статьей 15 Закона о местном самоуправлении.
Согласно ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
В соответствии с п.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 28 Закона РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества", собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (пп. 5 п. 3 ст. 28).
В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку к истцам перешло право собственности на часть жилого дома, к ним должно перейти и право на соответствующую часть земельного участка при доме.
Границы земельного участка площадью 671 кв.м при части дома истцов установлены решением Пушкинского городского суда от 25.08.2008, данный участок может быть выделен из общего земельного участка в собственность истцов.
Администрацией Пушкинского муниципального района истцам было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка со ссылкой на принадлежность данного участка ФГОУ ВПО РГУТиС на праве постоянного (бессрочного) пользования и отсутствие раздела общего земельного участка (л.д.23). Вторично администрацией Пушкинского муниципального района истцам было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка со ссылкой на рассмотрение данного спора судом (л.д.113).
Истцы, как сособственники объекта недвижимого имущества, обращались в 2010 г. в ТУ ФАУГИ по Московской области с заявлением о приобретении права общей долевой собственности на земельный участок, приложив предусмотренные законом документы.
В ответ (письмо ТУ ФАУГИ от 23.06.2009г. №ЕМ/04-6531, л.д. 182-183) ответчик предложил истцам предоставить дополнительные документы.
Администрацией Пушкинского муниципального района не представлено соответствующих доказательств, свидетельствующих о невозможности передачи в собственность истцам спорного земельного участка, а также о невыполнении ими требований по представлению необходимых документов. Спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Закона РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Как указано в п.6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Администрацией Пушкинского муниципального района в нарушение п. 6 ст. 36 ЗК РФ не принято решение о предоставлении земельного участка в собственность, не подготовлен и не направлен истцам проект договора купли-продажи, чем нарушены права и законные интересы истца.
Как следует из материалов дела, истцы обратились в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о приобретении в собственность земельного участка в 2009 году.
Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной стоимости на территории Московской области, регулируется ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" согласно которой до 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают земельные участки, находящиеся в государственной ли муниципальной собственности, по цене установленной субъектами РФ, а именно в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года (ст. 2 п. 2 ФЗ «О введение в действие ЗК РФ в редакции от 12.12.2011 №427-ФЗ).
При таких обстоятельствах суд считает, что истцы имеют право приобрести спорный земельный участок по льготной цене – десятикратной ставке земельного налога за единицу площади земельного участка.
В связи с чем, требования заявителя об обязании администрации Пушкинского муниципального района предоставить за плату в порядке приватизации, по цене равной десятикратной ставки земельного налога земельный участок площадью 671 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области обязана принять решение о предоставлении в общую долевую собственность истцов спорного земельного участка по ? доле в праве.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Остапчук Л.Ю., Остапчук В.А. к администрации Пушкинского муниципального района Московской области, ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», территориальному управлению Росимущества по Московской области об обязании предоставить земельный участок в собственность по десятикратной ставке земельного налога удовлетворить.
Обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области передать в собственность Остапчук Л.Ю. и Остапчук В.А. земельный участок площадью 671 кв.м по адресу: <адрес> по десятикратной ставке земельного налога.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья