КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
дело № 33а-4660/2021 (№ 2а-2363/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 февраля 2021 года г.Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Морозова Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шепиловым А.А., рассмотрев административное дело по частной жалобе представителя Бойченко Л.П. на основании доверенности Лубинца О.В. на определение Анапского городского суда Краснодарского края от 31 августа 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Бойченко Л. П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОМВД России по г. Анапа о признании неправомерным бездействие государственного органа.
Обжалуемым определением Анапского городского суда Краснодарского края от 31 августа 2020 года производство по административному делу по административному исковому заявлению Бойченко Л.П. к ОМВД России по г. Анапа о признании неправомерным бездействие государственного органа прекращено, в виду того, что данный спор подлежит рассмотрению в судебном порядке, регламентированном нормами УПК РФ.
В частной жалобе представитель Бойченко Л.П. на основании доверенности Лубинец О.В. ставит вопрос об отмене определения Анапского городского суда Краснодарского края от 31 августа 2020 года, как незаконного и необоснованного, просит разрешить вопрос по существу.
Письменных возражений на частную жалобу не имеется.
В соответствии со статьей 315 КАС РФ частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей (часть 1). Рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные ст. 305 настоящего Кодекса (часть 2). Частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда (часть 2.1).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, об отложении слушания дела не просили, о причинах неявки не сообщили.
Судом явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признана, в связи с чем, судья, руководствуясь статьями 150 и 307 КАС РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, доводы частной жалобы, судья апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, а именно, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В качестве основания для прекращения дела в соответствии со статьей 194 КАС РФ, суд первой инстанции указал, что заявленные административным истцом требования подлежат разрешению в судебном порядке, регламентированном статьей 125 УПК РФ.
Судья апелляционной инстанции полагает вывод суда преждевременным, поскольку суд первой инстанции не в полной мере исследовал обстоятельства по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 125 УПК РФ допускается обжалование в судебном порядке постановлений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
По смыслу положений статьи 125 УПК РФ, суду при принятии к производству жалобы, поданной в порядке, предусмотренной данной нормой закона, следует в каждом конкретном случае выяснить, имеется ли предмет обжалования в соответствии со статьей 125 УПК РФ.
Как следует из представленных материалов дела, Бойченко Л.П. оспаривается бездействие ОМВД России по г. Анапа, выразившееся в не направлении в установленный законом срок письменного ответа на заявление. При этом заявитель не оспаривает какое-либо постановление, вынесенное в рамках УПК РФ.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют лицу право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
При этом, законодателем разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Таким образом, учитывая, что судьей первой инстанции неправильно определен вид судопроизводства, в порядке которого заявление административного истца подлежит рассмотрению и разрешению судом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при постановлении оспариваемого судебного акта неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, нарушены нормы процессуального права, в связи с чем, определение Анапского городского суда Краснодарского края от 31 августа 2020 года нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с направлением административного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В силу статьи 316 КАС РФ, суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Руководствуясь статьями 315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░