Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-221/2017 (2-3539/2016;) ~ М-3448/2016 от 23.11.2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

заочное

14 февраля 2017 года <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Шевченко И.Г.,

при секретаре Кондраковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

гражданское дело по иску Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского <адрес> к Шмелеву А. П. о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, сбросов отходов производства, подобных отходам грунта, образованным в результате землеустроительных работ,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского <адрес> обратился в суд с иском к Шмелеву А. П. о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, сбросов отходов производства, подобных отходам грунта, образованным в результате землеустроительных работ.

Представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского <адрес> Марсажанова Н.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ приосмотре территории <адрес> внутригородского района городского <адрес> Департаментом городского хозяйства иэкологии Администрации городского <адрес> (далее - Департамент) зафиксирован факт транспортирования и размещения путем сброса с транспортного средства марки , госномер отходов производства подобных отходам грунта, образовавшихся в результате землеройных работ. Сброс отходов осуществлен Шмелевым А. П. непосредственно на почву земельного участка, расположенного в <адрес> внутригородском районе городского <адрес>, <адрес>. Объем сброшенного отхода составил объем кузова транспортного средства с основными бортами исходя из его технических характеристик, где масса перевозимого груза равна 20 т. Сопроводительные документы на груз физическим лицом представлены не были. По данному факту Шмелев А.П. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ -ОТ). Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основе следующих принципов: - охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; -платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. В силу ст.ст. 1, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) почвы являются компонентами природной среды. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Согласно ст. 77 Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. В целях обеспечения выполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления наделяются правом утверждать перечни должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор. Указанные должностные лица имеют право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований (ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды»). На территории городского <адрес> отдельные государственные полномочия в сфере охраны окружающей среды от имени муниципального образования осуществляет Администрация городского <адрес> в лице отраслевого (функционального) органа - Департамента в соответствии с постановлением Администрации городского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения об осуществлении отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды на территории городского <адрес>». В соответствии с ч. 3 ст. 78 Закона иски о компенсации вреда окружающей среде,причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Методика расчета вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии со ст. 78 Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. До настоящего времени физическим лицом в добровольном порядке вред, причиненный его действиями окружающей среде, возмещен не был. В настоящем исковом заявлении уточняется размер вреда, причиненный действиями ответчика окружающей среде, с учетом технических характеристик транспортного средства марки , госномер , где масса перевозимого груза равна 20 т. Стоимостной размер вреда в результате несанкционированного размещения отходов, составляет УЩ= 20 * 1,2*5000* 1,3=<данные изъяты> На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит взыскать с Шмелева А. П. сумму вреда, причиненного почвам какобъекту окружающей среды, сбросом отходов производства, подобных отходам грунта, образованным в результате землеройных работ в размере <данные изъяты>.

Ответчик Шмелев А.П.в судебное заседание не явился, причина неявки не известна, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не сообщал суду об уважительности причин неявки, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В связи с чем, суд определил вынести решение в порядке заочного производства.

Выслушав, представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7 ст. 12 вышеуказанного закона).

Согласно ст. 28 вышеуказанного закона, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Статьей 77 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Судом установлено,что ДД.ММ.ГГГГ в ходе планового обследования территории <адрес> использованием технических средств: фотоаппарата CANON Power Shot SX 150, главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды департамента городского хозяйства и экологии администрации г<адрес> Борисовой Н.В. выявлено правонарушение, выразившееся в том, что по вине гражданина Шмелева А.П. произведен сброс (складирование), перемещение отходов в виде грунта от землеройных работ после их транспортировки на автомашине УРАЛ государственный номер на почву земельного участка, прилегающего к территории <адрес>, за пределами территорий, специально отведенных для этих целей.

В протоколе об административном правонарушении, в отношении Шмелева А. П. по ст. 8.2 КоАП РФ, Шмелевым А.П. были даны пояснения: «Привез грунт в объеме кузова по просьбе хозяина участка».

Установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ Шмелеву А. П. назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>, что подтверждается постановлением -ОТ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, вина Шмелева А.П. в причинении вреда окружающей среде (почве) в результате сброса отходов производства, подобных отходам грунта образованным в результате землеройных работ установлена.

Согласно ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», в случае отсутствия фактических затрат навосстановление нарушенного состояния окружающей среды, либо проекта рекультивационных и иных восстановительных работ предусмотрен расчет подлежащего возмещению вреда в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденным органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Методика расчета вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды следствие нарушения природоохранного законодательства, утверждена приказом Минприроды России.

В соответствии с п.п. 1,2 Методики, она предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в соответствии примененной Методикой и приложением 2 к ней такса для исчисления размера вреда (Тотх) принимается в размере <данные изъяты> за тонну отхода (для 4 класса опасности).

Согласно приложению 2 указанной Методики класс опасности отхода производства и потребления определяется в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом Минприроды России.

Поскольку документов об отнесении отхода, сброшенных из автомобиля г/н , к классу опасности, в том числе и подтверждения отнесения данного отхода к 5 классу опасности, отсутствуют, в соответствии с п. 4 Критериев, при отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом, отход будет отнесен к 4-му классу опасности.

Согласно техническим характеристикам , государственный номер масса перевозимого груза равна 20 т.

Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств сброса грунта в меньшем объеме, чем объем кузова транспортного средства, оснований для применения иного числового значения объема сброшенных отходов не имеется.

В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцом определен размер подлежащего возмещению вреда в сумме <данные изъяты> (ущерб (размер вреда) =<данные изъяты>+<данные изъяты>).

Представленный расчет судом проверен и сомнений не вызывает.

При таких обстоятельствах исковые требования Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского <адрес> подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации городского <адрес> удовлетворить в полном объеме.

Взыскать со Шмелева А. П. в пользу Администрации городского <адрес> сумму вреда, причиненного почвам какобъекту окружающей среды, сбросом отходов производства, подобных отходам грунта, образованным в результате землеройных работ в размере <данные изъяты>.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья <данные изъяты>

2-221/2017 (2-3539/2016;) ~ М-3448/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара ИНН 6315800805 ,дата регистрации 28.09.2004
Ответчики
Шмелев А.П.
Суд
Кинельский районный суд Самарской области
Судья
Шевченко И. Г.
Дело на странице суда
kinelsky--sam.sudrf.ru
23.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2016Передача материалов судье
28.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2016Подготовка дела (собеседование)
23.12.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.01.2017Предварительное судебное заседание
14.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2017Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
02.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2017Копия заочного решения возвратилась невручённой
03.05.2017Дело оформлено
03.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее