Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2021 года г. Краснознаменск Московской обл.
Одинцовский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе председательствующего судьи Данилова Д.С. с участием помощника судьи Епишевой И.А., рассмотрев гражданское дело № 2-33/2021 по иску федерального бюджетного учреждения «Международный противоминный центр Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – ФБУ «МПЦ ВС РФ»; Центр) к Сергееву ФИО5 о возмещении материального ущерба, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФБУ «МПЦ ВС РФ» обратилось в суд с иском к бывшему военнослужащему Центра <данные изъяты> Сергееву, указывая, что ненадлежащее исполнение тем обязанностей по нештатной должности начальника противопожарной службы Центра повлекло привлечение ФБУ к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150000 рублей. Полагая выплату штрафа неэффективными расходами (ущербом), истец со ссылкой на ст.15, 1064 ГК РФ, ст.5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» просил взыскать указанную сумму с ответчика.
Стороны просили рассмотреть дело без их участия; ответчик представил письменные возражения относительно иска, указав, что названная выше должность не является для него профильной, соответствующей подготовки он не проходил, а Центр и ранее привлекался к административной ответственности за состояние пожарной безопасности. Кроме того, штраф не может быть признан ущербом; требования истца фактически направлены на освобождение от административного наказания.
Из материалов дела усматривается следующее.
В соответствии с выпиской из приказа начальника Генерального Штаба Вооруженных сил РФ – первого заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Сергеев назначается преподавателем цикла (подготовки специалистов МРС) международного противоминного центра.
Приказами начальника ФБУ «МПЦ ВС РФ» об организации боевой подготовки, внутренней и караульной службы на зимний и летний периоды обучения 2019 года (от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № соответственно) организована противопожарная служба с назначением нештатным ее начальником Сергеева, на которого возлагается ответственность за постоянную готовность нештатной пожарной команды, контроль пожарной безопасности объектов Центра, разработка плана противопожарной защиты и контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в Центре.
Согласно копии постановления заместителя Главного государственного инспектора Московской области по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ФБУ «МПЦ ВС РФ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение своими действиями и бездействиями требований пожарной безопасности, и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждает производство истцом соответствующей выплаты.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», за ущерб, причиненный при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, военнослужащие несут ответственность на условиях, установленных данным Законом.
Этот Закон, в частности, подлежит применению и в настоящем деле, поскольку рассматривается вопрос о причинении Сергеевым материального ущерба при исполнении обязанностей по нештатной должности начальника противопожарной службы Центра.
Согласно ч.1 ст.3 Закона, военнослужащие несут материальную ответственность только за реальный ущерб, причиненный по их вине.
Статья 2 Закона определяет при этом, что к прямому действительному ущербу относятся, в частности, уплаченные воинской частью штрафы в связи с неправомерными действиями (бездействием) военнослужащих.
Наличие по настоящему делу такого ущерба в виде уплаченного МПЦ штрафа у суда сомнений не вызывает, поскольку Центр был признан виновным в действии и бездействии, повлекшем нарушение требований пожарной безопасности, что, в свою очередь, предполагает соответствующие неправомерные действия (бездействие) военнослужащих МПЦ – должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность.
Вместе с тем, определяя круг таких должностных лиц, суд приходит к выводу, что ответчик к ним не относится.
Так, Сергеев назначался нештатным начальником противопожарной службы Центра приказами начальника МПЦ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ со ссылками на Федеральный закон «О противопожарной безопасности», приказы Министра обороны России 2007 года №, № года №, Устав внутренней службы (УВС) (ст.ст.105, 182, 327-334, 374, 386, 402), Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб (УГКиКС) Вооруженных Сил РФ. Однако в соответствии со ст.18 УГКиКС ВС РФ начальник противопожарной службы назначается не в воинской части, а в гарнизоне, непосредственно отвечая, в силу требований ст.46 того же Устава, за организацию обеспечения пожарной безопасности в гарнизоне, постоянную готовность штатных и нештатных пожарных команд гарнизона; последние, в свою очередь, как раз и создаются в соответствии со ст.329 УВС ВС РФ в части (полку), где пожарная команда либо пожарный расчет не предусмотрены штатом.
При этом, в соответствии со ст.ст.330, 331, 338 УВС ВС РФ, за выполнение требований пожарной безопасности в расположении полка отвечает командир, а за организацию и состояние пожарной безопасности в полку – заместитель командира полка по тылу; основой организации пожарной безопасности в полку является утверждаемый командиром полка план противопожарной охраны полка, разрабатываемый заместителем командира полка по тылу.
Таким образом, указанные начальником Центра в названных выше приказах уставные нормы не предполагают возложения ответственности за противопожарную безопасность всей воинской части на лицо, не являющееся командиром части либо его заместителем по тылу; отсутствуют подобные положения и в иных приведенных в качестве обоснования нормативных актах. Поскольку же ни начальником Центра, ни его заместителем по тылу ответчик не являлся, возложение на него соответствующих обязанностей (а вместе с тем, и ответственности) не может быть признано законным.
Приходя к такому выводу, суд учитывает, что в силу требований ст.41 УВС ВС РФ приказ должен соответствовать, в частности, общевоинским уставам; согласно ст.42 того же Устава командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения, а ст.44 устанавливает ответственность командира (начальника) за отданный приказ и его последствия, за соответствие содержания приказа требованиям ст.41 Устава и за непринятие мер по обеспечению его выполнения.
Из представленных истцом материалов не усматривается, между тем, что ответчик был каким бы то ни было образом подготовлен к деятельности, вмененной ему в обязанности по нештатной должности.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, вина Сергеева в причинении ущерба отсутствует, что, в силу приведенных положений Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», исключает его материальную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Федеральному бюджетному учреждению «Международный противоминный центр Вооруженных Сил Российской Федерации» в удовлетворении иска к Сергееву ФИО5 о возмещении материального ущерба отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Одинцовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 апреля 2021 года.
Председательствующий
Копия верна:
судья Д.С. Данилов