Дело № 2-1683/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2013 года г. Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Зайцева В.В.,
с участием прокурора Святой О.В.,
при секретаре Захаровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу МВД России «<данные изъяты>» об обязании обеспечить Изолятор временного содержания МО МВД России «<данные изъяты>» освещением в соответствии с действующими нормативами,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд с данным исковым заявлением указав, что прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистами ЦГСЭН МЧС МВД России по <адрес> проведена проверка условий содержания в ИВС МО МВД России «<данные изъяты>» лиц, находящихся под стражей, в ходе которой выявлены нарушения предусмотренных законом прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Установлено, что освещение в камерах ИВС МО МВД России «<данные изъяты>» - искусственное и является недостаточным, составляет 30-50 лк при норме 150. Просит в судебном порядке обязать МО МВД России «<данные изъяты>» в целях материально-бытового обеспечения ИВС МО МВД России «<данные изъяты>» обеспечить камеры ИВС освещением в соответствии с действующими нормативами.
В судебном заседании прокурор ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме, привела доводы, изложенные в исковом заявлении, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика - МО МВД России «<данные изъяты>» по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. В обосновании доводов указала, что в настоящий момент планируется строительство нового изолятора временного содержания, который будет соответствовать всем предъявляемым к данному сооружению требованиям. Устранение нарушений в части ненадлежащего освещения действующего ИВС является затратным и технически сложным. Проведение данной категории работ нецелесообразно. Обеспечить финансирование всех необходимых работ по ИВС затруднительно.
Представитель третьего лица УМВД России по <адрес> по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения иска. Согласно предоставленного отзыва и данных в судебном заседании пояснений указал, что прокурором подано исковое заявление в защиту неопределенного круга лиц. В то же время имеются сведения обо всех лицах, содержащихся в ИВС. Таким образом круг лиц, права которых якобы нарушены, строго определен, все содержащиеся в ИВС известны и имеют право сами обратиться в суд за защитой своих прав. Доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими содержащимися в ИВС прокурором не представлены. Таким образом, полномочий на предъявление заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ у прокурора не имеется. Для приведения ИВС в соответствие с требованиями п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.111.2005 № 950, необходимо выделение средств из федерального бюджета. В настоящее время условия изолятора временного содержания МО МВД России «<данные изъяты>» не отвечают требованиям законодательства. В связи с конструктивными особенностями ИВС не представляется возможным оборудовать камеры оконными проемами, средствами противопожарной защиты. В помещениях изолятора повышенная влажность, что отрицательно влияет на функционирование имеющихся технических средств и электроснабжения. В связи с отсутствием свободных помещений не представляется возможным установить аварийное освещение от дизельного генератора. УМВД России по <адрес> в марте и декабре 2013 года в ГУОООП МВД России и Департамент по материально-техническому обеспечению МВД России направлены предложения по включению в перечень строек строительство ИВС МО МВД России «<данные изъяты>».
Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд находит заявленные прокурором требования обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 2 ст. 17 ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей.
Согласно ст. 23 ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Исходя из положений статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» жилые помещения должны соответствовать санитарным правилам, в том числе по освещенности, в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Следует учитывать, что в соответствии с абз. 10 ст. 1 вышеуказанного закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В соответствии с пунктом 3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11278-03 «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 34, установлены нормируемые показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения помещений жилых зданий, изложенные в таблице 1, согласно пунктам 1 и 2 которой освещенность рабочих поверхностей жилых комнат, гостиных, спален и жилых комнат общежитий должна быть не менее 150 люкс.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в результате проведенной ДД.ММ.ГГГГ совместной проверки <данные изъяты> межрайонной прокуратурой <адрес> и ЦГСЭН МСЧ МВД России по <адрес> в ИВС МО МВД России «<данные изъяты>» <адрес>, находящегося по адресу: <адрес>, установлено, что освещение в камерах является недостаточным. Произведенными в ходе проверки замерами установлено, что уровень освещенности в камерах не соответствует нормативным требованиям и составляет 30-50 лк при норме 150 лк.
В связи с данными нарушениями неоднократно выдавались предписания по их устранению (14.03.2012, 14.12.2012, 06.06.2013, 21.08.2013).
Данные обстоятельства подтверждаются актом (л.д. 6) и справками по результатам проведенной проверки (л.д. 7, 9).
Суд при разрешении заявленных исковых требований принимает во внимание, что камеры ИВС предназначены для временного пребывания граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, длительность нахождения которых в данных помещениях определяется действующим уголовно-процессуальным законодательством, поэтому данные помещения должны отвечать требованиям, которые предусмотрены, в частности СанПиН 2.2.1/2.1.11278-03 «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы», что следует из требований ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений». Соблюдение указанных требований позволяет обеспечить безопасность здоровья и соблюдение прав лиц находящихся в указанных камерах.
Доводы представителей ответчика и третьего лица на отсутствие целевого финансирования и нецелесообразности проведения работ по обеспечению надлежащего освещения ИВС суд находит несостоятельными, так как они не исключают обязанности соблюдать ответчиком требований Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления» и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
Довод представителей ответчика и третьего лица об отсутствии полномочий прокурора на предъявление указанного иска также является несостоятельным. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Учитывая, что заявление прокурора направлено не только на защиту лиц, содержащихся под стражей в ИВС в настоящее время, но и на защиту интересов лиц, которые будут содержаться под стражей в будущем, круг лиц, в интересах которых подан иск, не является определенным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования <данные изъяты> межрайонного <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу МВД России «<данные изъяты>» <адрес> об обязании обеспечить Изолятор временного содержания МО МВД России «<данные изъяты>» освещением в соответствии с действующими нормативами, удовлетворить.
Обязать Межмуниципальный отдел МВД России «<данные изъяты>» <адрес> в целях материально-бытового обеспечения ИВС МО МВД России «<данные изъяты>» обеспечить камеры ИВС освещением в соответствии с действующими нормативами.
Мотивированное решение изготавливается в течение 5 дней со дня вынесения резолютивной части решения, которое может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Судья: В.В. Зайцев
Мотивированное решение изготовлено 27.12.2013