Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1647/2023 ~ М-1461/2023 от 08.06.2023

73RS0003-01-2023-001621-57

Дело № 2-1647/23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск                                                                                          14 июля 2023 года

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тарановой А.О.,

при секретаре Низаметдиновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к ГКУЗ «УОКБ», Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраной объектов (территорий), обеспечить проведение мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском ГКУЗ «УОКБ», Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраной объектов (территорий), обеспечить проведение мероприятий.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки на предмет соблюдения законодательства о противодействии терроризму, были выявлены недостатки в области обеспечения антитеррористической защищенности объекта - ГКУЗ «УОКБ», что является нарушением действующего законодательства.

Так, ГКУЗ «УОКБ», расположенному по адресу: <адрес>, присвоена 1 категория опасности, отделению микрохирургии глаза ГКУЗ «УОКБ», расположенное по адресу: <адрес>, присвоена 2 категория опасности.

В ходе проверки установлены нарушения требований норм антитеррористического законодательства, которые не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних, работников, а также иных лиц, посещающих лицей, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации и указанных нормативных правовых актах.

В соответствии с ГКУЗ «УОКБ» его учредителем является Ульяновская область, функции и полномочия которого осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.

На основании изложенного просит обязать ГКУЗ «УОКБ» в течение 6 месяцев со дня поступления финансирования принять меры к обеспечению особого порядка доступа на объект (территорию), расположенный по адресу: <адрес>, по определению и обеспечению порядка доступа работников и посетителей объекта (территории) и въезда автотранспортных средств на объект (территории), определить порядок выдачи, учета, замены и возврата пропусков (электронных, материальных, временных, разовых и др.), осуществления контроля за обоснованностью их выдачи; оборудовать дополнительными камерами видеонаблюдения отделение микрохирургии глаза ГКУЗ «УОКБ», расположенное по адресу: <адрес>, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; обязать Министерство здравоохранения <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения предусмотреть и обеспечить финансирование для принятия в отделение микрохирургии глаза              ГКУЗ «УОКБ» мер к обеспечению особого порядка доступа на объект (территорию), расположенный по адресу: <адрес>, по определению и обеспечению порядка доступа работников и посетителей объекта (территории) и въезда автотранспортных средств на объект (территории), определить порядок выдачи, учета, замены и возврата пропусков (электронных, материальных, временных, разовых и др.), осуществления контроля за обоснованностью их выдачи; оборудовать дополнительными камерами видеонаблюдения отделение микрохирургии глаза ГКУЗ «УОКБ», расположенное по адресу: <адрес>, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территории).

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Ждакаева К.В. уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГКУЗ «УОКБ» Борисова О.К. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований, указав, что в случае поступления денежных средств нарушения будут устранены.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы данного гражданского дела, оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведет к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как усматривается из устава ГКУЗ «УОКБ» следует, что учреждение в качестве основного вида деятельности осуществляет медицинскую деятельность.

Учредителем является Ульяновская область, функции и полномочия которого осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.

ГКУЗ «УОКБ», расположенному по адресу: <адрес>, присвоена 1 категория опасности, отделению микрохирургии глаза ГКУЗ «УОКБ», расположенное по адресу: <адрес>, присвоена 2 категория опасности.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что мероприятия по антитеррористической защищенности выполнены в недостаточном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту Закон о противодействии терроризму) принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, среди прочих, являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона о противодействии терроризму и ст. 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).

Согласно п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В числе основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма ст. 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Финансовое обеспечение противодействия терроризму согласно п. 40 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

В силу ч. ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).

Постановлением Правительства от 25.03.2015 №272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей (далее Требования к защищенности ММПЛ). Данные требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно п. 2 Требований к защищенности ММПЛ, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей (п. 5 Требований к защищенности ММПЛ).

Пунктом 10 Требований к защищенности ММПЛ установлено, что в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей: а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек; б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек; в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Как установлено судом, приказом главного врача ГУЗ «УОКБ» от 18.01.2023 № 15-П утверждено Положение об особом порядке доступа на объекты (территории) 1-2 категории по антитеррористической защищенности                           ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница», регламентирующее вопросы пропускного режима на территорию медицинского учреждения.

Согласно письму Минздрава России от 13.05.2019 №14-3/И/2-4057 «О направлении разъяснений по вопросам применения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации» особый порядок доступа на объект (территорию) предусматривает установление контролируемых зон и запретных зон, организацию охраны контролируемых и запретных зон, усиление мер безопасности при проведении массовых мероприятий, организацию разработки и осуществление мероприятий по предупреждению терроризма, предупреждению и предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности. Для организации особого порядка доступа на объект (территорию) пропускной режим должен предусматривать организацию постов охраны и контрольно-пропускных пунктов с учетом границ контролируемых зон и запретных зон, определение порядка доступа работников и посетителей объекта (территории) и въезда автотранспортных средств на объект (территории), определение порядка выдачи, учета, замены и возврата пропусков (электронных, материальных, временных, разовых и др.), осуществления контроля за обоснованностью их выдачи, определение перечня лиц, имеющих право на принятие решений о выдаче пропусков и иных документов, дающих их обладателям право прохода (доступа) на объект (территории).

Однако, несмотря на издание нормативного акта в анализируемой сфере отношений, особый порядок доступа на объект - ГКУЗ «УОКБ», расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. 3 Интернационала, д.7, до настоящего время не обеспечивается, что нарушает положения постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).

Кроме того, нашел свое подтверждение факт того, что в нарушение пп. «б» п. 16, пп. «а» п. 17 Требований отделение микрохирургии глаза ГУЗ «УОКБ» в полной мере не обеспечено системой видеонаблюдения, что подтверждается п. 4 раздела 8 паспорта безопасности на объект (территорию).

Необходимо учесть, что в связи с принятием на законодательном уровне требований к антитеррористической защищенности и существа выявленных нарушений, на устранение которых требуются значительные финансовые средства, следует, что они возникли не одномоментно, а на протяжении значительного времени перед проведением проверки, то есть достоверно существовали до                2021 года включительно.

Наличие установленных прокуратурой нарушений подтверждается материалами дела во исполнение ст. 56 ГПК РФ, и не опровергается стороной ответчика.

Допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель           Михайловский Н.В., не опроверг выявленные нарушения, при этом просил учесть, что устранение выявленных истцом нарушений возможно при достаточном финансировании.

Суд соглашается с доводами, изложенными в исковом заявлении, о том, что наличие нарушений в области противодействия терроризму может привести к необеспечению безопасности граждан и антитеррористической защищенности спорных объектов медицинского учреждения, что недопустимо.

При таких обстоятельствах суд находит законными и обоснованными исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к ГКУЗ «УОКБ» в течение 6 месяцев со дня поступления финансирования принять меры к обеспечению устранения нарушений требований норм антитеррористического законодательства.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 27 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание специфику формирования бюджета муниципального образования, суд находит указанные прокуратурой сроки разумными и исполнимыми.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ГКУЗ «УОКБ» в течение 6 месяцев со дня поступления финансирования принять меры к обеспечению особого порядка доступа на объект (территорию), расположенный по адресу: <адрес>, по определению и обеспечению порядка доступа работников и посетителей объекта (территории) и въезда автотранспортных средств на объект (территории), определить порядок выдачи, учета, замены и возврата пропусков (электронных, материальных, временных, разовых и др.), осуществления контроля за обоснованностью их выдачи; оборудовать дополнительными камерами видеонаблюдения отделение микрохирургии глаза ГКУЗ «УОКБ», расположенное по адресу: <адрес>, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения предусмотреть и обеспечить финансирование для принятия в отделение микрохирургии глаза ГКУЗ «УОКБ» мер к обеспечению особого порядка доступа на объект (территорию), расположенный по адресу: <адрес>, по определению и обеспечению порядка доступа работников и посетителей объекта (территории) и въезда автотранспортных средств на объект (территории), определить порядок выдачи, учета, замены и возврата пропусков (электронных, материальных, временных, разовых и др.), осуществления контроля за обоснованностью их выдачи; оборудовать дополнительными камерами видеонаблюдения отделение микрохирургии глаза ГКУЗ «УОКБ», расположенное по адресу: <адрес>, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территории).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                       подпись                                            А.О. Таранова

Копия верна

Судья                                                                                                 А.О. Таранова

Секретарь с/з                                                                          ФИО5

Подлинник судебного акта находится в материалах дела Железнодорожного районного суда <адрес>.

2-1647/2023 ~ М-1461/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска
Ответчики
ГУЗ "Ульяновская областная клиническая больница"
Другие
Министерство здравоохранения Ульяновской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Таранова А. О.
Дело на странице суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
08.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2023Передача материалов судье
16.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2023Дело оформлено
25.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее