Дело № 2-29/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2022 года г. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Конновой О.С.
при секретаре Хрусловой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карталинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карталинского городского поселения, обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-Ч», администрации Карталинского муниципального района о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Карталинский городской прокурор Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнения к администрации Карталинского городского поселения, обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-Ч», администрации Карталинского муниципального района о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня окончания отопительного периода 2021 – 2022 годов оборудовать систему теплоснабжения, переданную в рамках заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Альфа-Ч» концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, специальными устройствами, предохраняющими от гидравлических ударов и обеспечения давления в пределах допустимого при аварийном прекращении электроснабжения сетевых насосов.
Требование обосновано тем, что Карталинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего законодательства о теплоснабжении при подготовке муниципального образования к отопительному периоду 2021 – 2022 годов. В ходе проверки установлено, что согласно акту проверки готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021 – 2022 годов, выданному Уральским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору (далее Ростехнадзор) и перечню замечаний по готовности к нему, муниципальное образование Карталинское городское поселение не готово к отопительному периоду 2021 – 2022 годов. Неготовность Карталинского городского поселения обусловлена, в том числе, не исполнением предписания Ростехнадзора по оборудованию специальными устройствами, предохраняющимися систему теплоснабжения от гидравлических ударов и обеспечения давления в пределах допустимого при аварийном прекращении электроснабжения сетевых насосов. Наличие названных в актах Ростехнадзора нарушений создало препятствия в получении паспорта готовности к отопительному периоду 2021 – 2022 годов администрацией муниципального района, а отсутствие данного паспорта указывает на неготовность муниципального образования к ликвидации последствий аварийных ситуаций, мониторингу состояния системы теплоснабжения и обеспечению бесперебойного теплоснабжения жителей городского округа, что в свою очередь может представлять собой потенциальную опасность для жизни, здоровья и законных интересов граждан, нарушение условий их жизнедеятельности.
В судебном заседании помощник Карталинского городского прокурора Марков С.В. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал, по основаниям, изложенным в нем.
Представители ответчиков администрации Карталинского муниципального района Лачина Т.В., ООО «Альфа-Ч» Бровкина С.Ю. возражали против удовлетворения исковых требований, указав, что надлежащим ответчиком по иску и лицом, обязанным содержать принадлежащее имущество в надлежащем состоянии, является собственник имущества - администрация Карталинского городского поселения.
В судебное заседание представители ответчика администрации Карталинского городского поселения, третьего лица Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствии.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 этого же федерального закона закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Исходя из пунктов 1 - 3 части 1, частей 2 и 3 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении", муниципальные образования, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду, которая в отношении муниципальных образований осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, а в отношении остальных из названных лиц - органами местного самоуправления в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Такие правила утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 103.
Согласно частям 4 и 5 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Из материалов дела следует, что проведенной Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проверкой готовности муниципального образования Карталинское городское поселение к отопительному сезону 2021-2022 годы выявлены нарушения, в числе которых установлено, что тепловая сеть не оборудована специальными устройствами, предохраняющими систему теплоснабжения от гидравлических ударов и обеспечения давления в пределах допустимого при аварийном прекращении электроснабжения сетевых насосов, что подтверждено предписанием Уральского Управления Ростехнадзора № П-330-22/2 от 27 июля 2021 года.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией, образованной приказом Уральского управления Ростехнадзора, составлен акт проверки готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021 – 2022 годов, согласно которому Карталинское городское поселение не устранило нарушения в полном объеме в установленные сроки предписанием, влияющие на надежность работы в отопительный период, в том числе, в части оборудования тепловую сеть специальными устройствами, предохраняющими систему теплоснабжения от гидравлических ударов и обеспечения давления в пределах допустимого при аварийном прекращении электроснабжения сетевых насосов, что подтверждено актом Уральского Управления Ростехнадзора №-МО от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств устранения выявленных нарушений суду не предоставлено, напротив, из пояснений стороны ответчика следует, что устранение указанных нарушений до окончания отопительного сезона 2021-2022 годов невозможно.
Обосновывая исковые требования и необходимость возложения обязанности оборудовать тепловую сеть специальными устройствами, предохраняющими систему теплоснабжения от гидравлических ударов и обеспечения давления в пределах допустимого при аварийном прекращении электроснабжения сетевых насосов на всех ответчиков, прокурор в иске и помощник прокурора в судебном заседании ссылались на наличие соглашения между Карталинским городским поселением и Карталинским муниципальным районом, а также концессионное соглашение, заключенное ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Карталинского городского поселения (концедент) и ООО «Альфа-Ч» (концессионер).
Обсуждая доводы иска, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственником системы теплоснабжения является администрация Карталинского городского поселения, что не оспаривается сторонами в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение № между Муниципальным образованием Карталинского городского поселения и Муниципальным образованием Карталинского муниципального района о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, в части: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо– и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2023 года.
Сведения о заключении такого соглашения между Муниципальным образованием Карталинского городского поселения и Муниципальным образованием Карталинского муниципального района на 2022 год на момент рассмотрения гражданского дела отсутствуют.
На момент проведения внеплановой проверки в июле 2021 года Управлением Ростехнадзора предписание выдавалось в отношении действующей на тот период времени на территории городского поселения теплоснабжающей организации - общества с ограниченной ответственностью Южно-Уральская Тепло – энергетическая компания «ТеплоСервис».
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Карталинского городского поселении (концедент) и ООО «Альфа-Ч» (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения. Предмет соглашения: концессионер обязуется за свой счет модернизировать и реконструировать имущество (объекты теплоснабжения), состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять предоставление услуг теплоснабжения населению и иным потребителям Карталинского городского поселения Карталинского района Челябинской области с использованием объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности. Проведение работ по модернизации и реконструкции в рамках настоящего концессионного Соглашения предусматривает проведение модернизации и реконструкции объекта Соглашения в соответствии с условиями настоящего Соглашения.
В приложении № к данному соглашению приведен перечень объектов системы теплоснабжения г. Карталы.
При этом, передача полномочий, заключение соглашения либо иной, избранный собственником способ распоряжения принадлежащим ему имуществом, по мнению суда, не освобождает его от бремени содержания этого имущества.
Таким образом, суд приходит к выводу, что возложенная действующим законодательством на орган местного самоуправления обязанность по организации в границах поселения теплоснабжения населения, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду надлежащим образом не исполнена, в связи с чем именно на администрацию Карталинского городского поселения надлежит возложить обязанность в течение двух месяцев со дня окончания отопительного периода 2021 – 2022 годов оборудовать систему теплоснабжения, переданную в рамках заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Альфа-Ч» концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, специальными устройствами, предохраняющими от гидравлических ударов и обеспечения давления в пределах допустимого при аварийном прекращении электроснабжения сетевых насосов.
Положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляющее обязанность органов местного самоуправления по организации в границах поселения теплоснабжения населения, носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения.
Таким образом, указанное положение закона не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, в связи с чем орган местного самоуправления вправе самостоятельно избрать наиболее допустимый для него способ обеспечения населения теплоснабжением, в том числе, в части оборудования системы теплоснабжения специальными устройствами.
Оснований для возложения обязанности на общество с ограниченной ответственностью «Альфа-Ч», администрацию Карталинского муниципального района суд не усматривает, в связи с чем приходит к выводу об отказе в иске к этим ответчикам.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Карталинского городского поселения обязанность в течение двух месяцев со дня окончания отопительного периода 2021 – 2022 годов оборудовать систему теплоснабжения, переданную в рамках заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Альфа-Ч» концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, специальными устройствами, предохраняющими от гидравлических ударов и обеспечения давления в пределах допустимого при аварийном прекращении электроснабжения сетевых насосов.
В удовлетворении исковых требований Карталинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-Ч», администрации Карталинского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Коннова
Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2022 года
Председательствующий: О.С. Коннова