дело № 2-804/2019 |
мотивированное решение составлено 02.07.2019. |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2019 года город Кола Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Власовой Л.И.,
при секретаре Фицнер А.И.,
с участием истца Колисевич А.А. и ее представителя по доверенности Понкратова С.В.,
представителя ответчика – МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево, по доверенности Заостровцевой Н.В.,
представителя третьего лица – МБУ «Центр бухгалтерского обслуживания» ЗАТО Видяево, законного представителя – и.о. директора Шандрак Е.Ю., действующей на основании Устава и распоряжения администрации ЗАТО п. Видяево Мурманской области от <дата> №
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колисевич Анны Анатольевны к муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования «Олимп» ЗАТО Видяево о защите трудовых прав,
установил:
Колисевич А.А. обратилась в суд с иском к МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево о защите трудовых прав, в обоснование заявленных требований указав, что данной организацией, являющейся её работодателем, не выполнены требования Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее также Указ Президента РФ № 597), Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы», постановления Правительства Мурманской области от 15.02.2013 № 62-ПП «О разработке планов мероприятий («дорожных карт») по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы» в части увеличения истцу заработной платы, как педагогическому работнику дополнительного образования. Заработная плата данной категории работников в 2018 году должна составлять 100% по отношению к заработной плате учителей по региону или 54 689 руб. 10 коп., однако ее заработная плата на сегодняшний день по данным Роскомстата соответствует заработной плате 2014 года. Работодатель в нарушение перечисленных нормативных правовых актов ссылается, что заработная плата в данном размере – это показатель среднемесячной заработной платы всех работников МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево. Дополнительное соглашение от <дата> № к трудовому договору, которым работодатель установил заработную плату в необходимом размере, в последующем было отменено. При этом, при отмене данного соглашения работодателем не соблюдены требования ст. 57, 74 Трудового кодекса Российской Федерации, а также определенная процедура. Заработная плата в размере 54 689 руб. 10 коп. в 2018 году ей не выплачивалась. Государственной инспекцией труда в Мурманской области при проведении проверки МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево выявлены нарушения в сфере оплаты труда. Просит возложить на ответчика обязанность установить заработную плату в размере 54 689 руб. 10 коп. с <дата> в соответствии с Указом Президента РФ № 597 и дополнительным соглашением от <дата> № к трудовому договору, взыскать с МБУ «Центр бухгалтерского обслуживания» ЗАТО Видяево недополученную заработную плату за период с <дата> по <дата> в общем размере 169 306 руб. 61 коп.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что другие работники МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево получают заработную плату в требуемом ею размере. Ранее её педагогическая нагрузка составляла 22 часа в неделю, с октября 2018 года – 18 часов. Размер должностного оклада, составляющие заработной платы, невыплату каких-либо стимулирующих либо иных выплат и надбавок не оспаривала. При подписании дополнительного соглашения к трудовому договору, отменяющего действие дополнительного соглашения от <дата> №, полагала, что это не отразиться на обязанности работодателя установить заработную плату в размере 54 689 руб. 10 коп.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске а также позиции истца, указав при этом, что в вышеприведенных правовых актах четкие критерии к установлению заработной платы истцу в размере 54 689 руб. 10 коп. нормативно не закреплены. Считает, что задолженность по заработной плате должна быть взыскана с МБУ «Центр бухгалтерского обслуживания» ЗАТО Видяево, которое производит истцу расчет и зачисление заработной платы. Размер заработной платы истца до 54 689 руб. 10 коп. может быть доведен за счет стимулирующих выплат.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска по доводам и основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях, согласно которым в соответствии с приведенными истцом положениями нормативных правовых актов показатель заработной платы в размере 54 689 руб. 10 коп. должен быть достигнут в 2018 году в среднем по МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево, а не для каждого из педагогических работников, у которых отличается объем педагогической нагрузки. В Указе Президента РФ № 761 отсутствуют императивные нормы, обязывающие установить каждому педагогическому работнику учреждения дополнительного образования детей заработную плату на уровне средней заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации. Дополнительное соглашение от <дата> № к трудовому договору Колисевич А.А. впоследствии подписанным ею соглашением признано недействительным с <дата>. Внесенная дополнительным соглашением от <дата> № к трудовому договору формулировка не возлагала обязанность довести до указанного показателя заработную плату конкретного работника, заработная плата которого зависит от количества часов учебной нагрузки, выполнения дополнительной работы и достижения показателей, позволяющих получать стимулирующие выплаты в повышенном размере. Заработная плата конкретного работника в соответствии со ст. 132 ТК РФ зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, и может быть как выше, так и ниже целевого значения средней заработной платы, установленного Указами Президента Российской Федерации. Колисевич А.А. получает заработную плату, исходя из установленного ей оклада, районного коэффициента, полярной надбавки и учебной нагрузки, дополнительные работы, не входящие в должностные обязанности не выполняет. Также истцу производились компенсационные и стимулирующие выплаты. Дополнительно пояснила, что финансирование заработной платы производится из бюджета муниципального образования ЗАТО Видяево, из регионального бюджета финансируется только доплата к заработной плате за работу в сельской местности. Порядок и условия оплаты труда работников МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево регулируются локальными актами организации, муниципальные либо региональные правовые акты данный вопрос не регулируют. Заработная плата Колисевич А.А. в спорный период состояла из должностного оклада, компенсационных выплат в виде районного коэффициента и полярной надбавки, а также доплаты за работу в сельской местности. Кроме того, истцу производились стимулирующие выплаты.
Представитель третьего лица – МБУ «Центр бухгалтерского обслуживания» ЗАТО Видяево с заявленными требованиями не согласилась по доводам и основаниям, изложенным представителем ответчика. Указала, что МБУ «Центр бухгалтерского обслуживания» ЗАТО Видяево на основании заключенного с МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево договора производит в отношении работников последнего расчет и начисление заработной платы, работодателем истца не является. МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево имеет самостоятельный расчетный счет.
Представитель третьего лица – администрации ЗАТО пос. Видяево, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно представленному на исковое заявление отзыву расчеты и начисление заработной платы работникам МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево производит МБУ «Центр бухгалтерского обслуживания» ЗАТО Видяево с учетом приказов, табелей учета рабочего времени и других представляемых МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево документов. Основанием для расчета заработной платы работников МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево являются тарификационный список педагогов и других работников дополнительного образования детей, а также план ФХД.
Суд, заслушав участвовавших в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
При этом ст. 22 ТК РФ предоставляет право работодателям самостоятельно выбирать формы и системы оплаты труда, другие виды материального поощрения работников. Условия оплаты труда работников организации должны быть закреплены в организационно-распорядительных документах, таких как коллективный, трудовой договоры, положение о заработной плате, положение о премировании.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (абз. 1 и 2 ч. 1, ч. 2 ст. 5 ТК РФ).
Работодатели-организации в силу положений ст. 8 ТК РФ принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Заработная плата, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ, является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (ч. 1 ст. 132 ТК РФ).
Согласно ч. 1 и 2. ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. Системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено повышение средней заработной платы по категориям работников, в частности повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (п.п. «е» п. 1).
Разделом 6 Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, установлено, что оплата труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, доводится до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.
Аналогичное положение предусмотрено Значениями (индикаторами) соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указами, и средней заработной платы в Мурманской области в 2013 - 2018 годах, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 15.02.2013 № 62-ПП «О разработке планов мероприятий («дорожных карт») по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы», принятым в соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Указа Президента РФ № 597, предусмотрено, что системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности; установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В указанной Программе дано понятие эффективного контракта как трудового договора с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Программе указано, что в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Также Программой установлено, что системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать: дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности; установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям (раздел III). Системы оплаты труда работников в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, из приведенных положений Указа Президента РФ № 597 и распоряжения Правительства РФ № 2190-р, а также положений ст. 132 ТК РФ следует, что заработная плата конкретного работника может быть как выше, так и ниже целевого значения средней заработной платы, установленного Указом Президента РФ № 597.
Статья 130 ТК РФ содержит основные государственные гарантии по оплате труда работников.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников в муниципальных учреждениях устанавливаются: коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судом установлено, что Колисевич А.А. с <дата> по настоящее время работает в должности педагога дополнительного образования в МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево (л.д. 17-37 том 1).
Согласно заключенному между истцом и ответчиком трудовому договору с учетом дополнительных соглашений, действующих на дату возникновения спорных правоотношений, за выполнение трудовой функции Колисевич А.А. кроме должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат установлены повышающие коэффициенты к должностному окладу, в том числе за работу в сельских населенных пунктах и поселках городского типа в размер 0,25 к должностному окладу (л.д. 10-16, 66 том 1).
Дополнительным соглашением № от <дата> к трудовому договору (утратило силу на основании дополнительного соглашения № от <дата> с <дата>) Колисевич А.А. с <дата> установлен должностной оклад (ставка заработной платы в размере 8 001 руб. 25 коп. (л.д. 64 том 1). Также данным соглашением предусмотрено, что на основании Указа Президента Российской Федерации от <дата> № «О мероприятиях по реализации государственной и социальной поддержки» и письма Главы ЗАТО Видяево от <дата> № «О прогнозных показателях заработной платы работников» средняя заработная плата педагогических работников МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево в 2018 году будет доводиться до размера 54 689 руб. 10 коп.
Впоследствии дополнительным соглашением № от <дата> к трудовому договору должностной оклад (ставка заработной платы) Колисевич А.А. с <дата> повышена до 8 836 руб. 25 коп. (л.д. 65 том 1).
Приказом МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево от <дата> № утверждены Положение об оплате труда работников МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево (далее – Положение об оплате труда), Положение о материальной помощи работникам МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево и Положение о стимулирующих выплатах работникам МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево. Данные локальные акты в установленном законом порядке не оспаривались, незаконными не признавались, являются действующими.
Пунктом 1.2 Положения об оплате труда определено, что система оплаты труда работников данной организации включает в себя размер должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, доплат до размера минимальной заработной платы, действующей на территории Мурманской области. При этом, система оплаты труда работников устанавливается с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональных стандартов; перечня видов выплат компенсационного и стимулирующего характера; рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений; создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и организации в целом, в повышении качества оказываемых услуг; достигнутого уровня оплаты труда; обеспечения государственных гарантии по оплате труда; повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; фонда оплаты труда, сформированного за календарный год; порядка аттестации работников организации, определенного локальным актом организации; систем нормирования труда, определяемых руководителем организации с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.3 Положения об оплате труда заработная плата работников (включающая все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат), отработавших установленную законодательством Российской Федерации месячную норму рабочего времени, исполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного трехсторонним соглашением о минимальной заработной плате в Мурманской области.
Заработная плата работников организации состоит из должностного оклада, образуемого путем умножения абсолютного значения оклада по уровню соответствующей профессиональной квалификационной группы на повышающие коэффициенты, выплат компенсационного и стимулирующего характера, доплат до размера минимальной заработной платы, действующей на территории Мурманской области (п.п. 3.1.1. Положения об оплате труда).
Согласно тарификационным спискам педагогов и других работников в системе дополнительного образования детей на <дата> и <дата>, приказу МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево от <дата> № «О назначении педагогической нагрузки» педагогическая нагрузка Колисевич А.А. в период с <дата> по <дата> и <дата> по настоящее время составляла 22 и 18 часов соответственно.
Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и участвовавшими в деле лицами не оспаривались.
Разрешая заявленные требования, а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами трудового права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного истцом требования, поскольку оно основано на неверном понимании правовых норм, в частности Указа Президента РФ № 597, предусматривающем, что повышение оплаты труда должно быть обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Достижение показателей, определенных данным Указом, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом, а не каждого конкретного работника. Указ Президента РФ № 597, на который ссылается сторона истца, конкретные размеры оплаты труда педагогических работников не устанавливает.
Принимая в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение по заявленным истцом требованиям суд учитывает, что заработная плата выплачена истцу согласно условий трудового договора, её размер и составляющие истцу известны, условия трудового договора не противоречат нормам трудового права, подлежащим применению к спорным правоотношениям и не могут рассматриваться как нарушающие трудовые права истца.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что права истца действиями ответчика не нарушены, в связи с чем, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Вышеприведенные доводы истца и его представителя судом не принимаются как не имеющие правового значения для рассматриваемого спора. Кроме того, представитель истца при рассмотрении дела пояснил, что ему известно об отсутствии в вышеуказанных правовых актах нормативного закрепления четких критериев оплаты труда истца в требуемом ею размере. Выявленные Государственной инспекцией труда в Мурманской области при проведении проверки МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево нарушения в сфере оплаты труда основанием для удовлетворения заявленного истцом требования не являются.
Поскольку суд не находит оснований для удовлетворения заявленного истцом требования о возложении на ответчика обязанности установить заработную плату в размере 54 689 руб. 10 коп., не подлежит удовлетворению и производное от него требование о взыскании недополученной заработной платы в размере 169 306 руб. 61 коп.
Кроме того, при рассмотрении данного требования, суд также не находит оснований для взыскания указанной суммы с МБУ «Центр бухгалтерского обслуживания» ЗАТО Видяево, не заявленного истцом ответчиком по делу, поскольку данная организация по соответствующему договору с МБОО ДО «Олимп» ЗАТО Видяево оказывает услуги по расчету заработной платы, работодателем истца не является.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Колисевич Анне Анатольевне в удовлетворении искового заявления к муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования «Олимп» ЗАТО Видяево о защите трудовых прав – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья – подпись - Л.И. Власова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>