Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 ноября 2013 года г.Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Непопалов Г.Г.,
с участием прокурора Антоновой В.М.,
при секретаре Воробьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4343/13 по иску прокурора г.Сызрань в интересах ФИО1 к ФИО3 городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Сызрань обратился в Сызранский городской суд с вышеуказанным иском в интересах ФИО1, просит обязать ФИО3 г.о.Сызрань предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, ссылаясь в обоснование требований на то, что ФИО1, **.**.**** г. года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Постановлением ФИО3 г.о. Сызрань от **.**.**** г. ФИО1 принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, в связи с чем в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны ФИО3 г.о. Сызрань жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не ниже социальных норм. Однако, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ. ФИО1 письменно обратилась к прокурору с просьбой оказать ей содействие в получении жилья.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Сызрань ФИО6 иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
ФИО1 в телефонограмме просит суд рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
ФИО2 ФИО3 г.о. Сызрань ФИО7 иск не признала, пояснила, что ФИО3 г.о. Сызрань осуществляет государственные полномочия Самарской области по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в настоящее время у ответчика отсутствуют специализированные жилые помещения, которые могут быть предоставлены ФИО1, и не разработан порядок предоставления такого жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Более того, выделяемых Самарской областью субвенций на осуществление ФИО3 г.о. Сызрань государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда недостаточно.
3-е лицо - Министерство строительства Самарской области, в письменном отзыве просит суд рассмотреть дело без участия его ФИО2, решение по делу оставляет на усмотрение суда, указывает, что согласно информации о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале, по состоянию на **.**.**** г. ФИО1 включена в список **.**.**** г.. Обеспечение жилым помещениями указанной выше категории лиц осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии с указанным списком. Предоставление жилых помещений вне очереди будет являться нарушением прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее. Согласно Закону Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» от **.**.**** г. № 135-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. **.**.**** г. ФИО2 г.о. Сызрань из бюджета Самарской области не указанные цели перечислено 20 394 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от **.**.**** г. № 738. Таким образом, Министерством строительства Самарской области выполнена обязанность по предоставлению субвенций на исполнение обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ФИО2 Управления по вопросам семьи, материнства и детства ФИО3 г.о. Сызрань ФИО8 иск оставила на усмотрение суда, пояснила, что ФИО1 принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, **.**.**** г., в настоящее время числится в списках под № 108.
ФИО2 г.о. Сызрань ФИО9 решение по делу также оставила на усмотрение суда, пояснила, что выделяемых из бюджета Самарской области субвенций на осуществление ФИО3 г.о. Сызрань государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда недостаточно. По мере поступления финансирования дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие право на получение жилья, будут обеспечены благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения.
Проверив дело, заслушав объяснения ФИО2 прокуратуры г.Сызрань, ФИО2 ответчика и 3-их лиц, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1, **.**.**** г. года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, не является нанимателем либо собственником жилого помещения, в связи с чем имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны ФИО3 г.о. Сызрань жилым помещением.
**.**.**** г. ФИО1 обратилась в ФИО3 г.о. Сызрань с заявлением о постановке ее на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения, после чего Постановлением ФИО3 г.о. Сызрань от **.**.**** г. 1368 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань, в настоящее время числится в списках под № 108.
Не смотря на то, что ФИО1 в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны ФИО3 г.о. Сызрань жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, ответчик свою обязанность по предоставлению истице такого жилого помещения не исполнил, в связи с чем она обратилась к прокурору г.Сызрань с просьбой оказать содействие в получении жилья.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются заявлением ФИО1 прокурору г. Сызрань, заявлением ФИО1 Главе ФИО3 г.о. Сызрань от **.**.**** г., постановлением ФИО3 г.о. Сызрань от **.**.**** г. № 1368, уведомлениями Сызранского отдела Управления Росреестра по Самарской области, справкой Сызранского филиала ГУП «ЦТИ» г. Сызрань от **.**.**** г. № 2333, справкой ГКОУ для детей сирот детей, оставшихся без попечения родителей от **.**.**** г., распоряжением ФИО3 г. Сызрань от **.**.**** г. № 271-р, свидетельствами о регистрации по месту пребывания, решением Сызранского городского суда от **.**.**** г., справкой отдела ЗАГС от **.**.**** г., копиями свидетельства о рождении и паспорта ФИО1, а также объяснениями сторон по делу в судебном заседании.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от **.**.**** г. года. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от **.**.**** г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. **.**.**** г. г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» от **.**.**** г. № 135-ГД установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия). Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями (ч.ч. 2 и 3 ст. 1 Закона Самарской области).
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. (ч. 4 ст. 2 Закона Самарской области).
В силу ч. 5 ст. 2 названного выше Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится местожительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым исковые требования прокурора г.Сызрань удовлетворить, поскольку ФИО1 в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны ФИО3 г.о. Сызрань жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
Доводы Министерства строительства Самарской области о том, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться в порядке очередности, установленной списком, суд полагает несостоятельными, поскольку в силу ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилые помещения указанной выше категории лиц должны быть представлены вне очереди и незамедлительно. Какая-либо очередность предоставления жилья названными выше законами не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора г.Сызрань в интересах ФИО1 к ФИО3 городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать ФИО3 городского округа Сызрань предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Непопалов Г.Г.