№ 2-2596/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2016 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Т.
при секретаре судебного заседания В.,
с участием представителя истца - заместителя прокурора г.Свободного - Л. представителя ответчика ПАО «ДЭК» - Д., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Свободного, действующего в интересах К., к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» о признании незаконным расчёта платы за потребляемую электроэнергию с учетом общедомового прибора учёта и о возложении обязанности произвести перерасчёт платы за электрическую энергию по нормативу,
у с т а н о в и л:
прокурор города Свободного Амурской области обратился в Свободненский городской суд с иском к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» (далее - ПАО «ДЭК») в интересах К., проживающего по адресу: --, с требованиями о признании незаконным расчет ему платы ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета энергии и об обязании ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» произвести перерасчет платы за потребляемую энергию с учетом общедомового прибора учета энергии К. проживающего по адресу: --, по нормативам за период с 01.04.2014 года по 30.06.2016 года.
В обосновании заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что в -- на основании договора социального найма проживает К., являющийся лицом пожилого возраста. -- в реестр ветхого и аварийного жилищного фонда по г. Свободному включен -- с тем уже после того, как указанные дом признаны аварийными и подлежащими сносу, 20.06.2013 Трансэнерго филиала ОАО «РЖД» Забайкальской дирекции по энергообеспечению совместно с ООО «Домсервис» в указанном доме установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. С 01 февраля 2014 года по 30 июня 2016 года ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» Свободненское отделение жителям данных домов производилось начисление платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды с использованием общедомового прибора учета электроэнергии. Права граждан, проживающих в домах и признанных до 01.01.2013 аварийным подлежащими сносу, не могут быть поставлены в зависимость от исполнения соответствующим органом обязанности по своевременному принятию решения о проведении и осуществлении переселения. Реестр ветхих и аварийных домов утвержден постановлением администрации г.Свободного и находится в общем доступе, следовательно ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» Свободненское отделение обязано было знать о статусе указанных домов при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды. Установленные общедомовые приборы учета потребленной электроэнергии в ветхих (непригодных) домах подлежат использованию только для взаимозачетов между сетевой и энергоснабжающей организациями. Однако показания общедомового прибора учета, при расчете платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды потребителям, проживающим в помещениях в данном многоквартирном доме, использовать нельзя. Прокурор вышел в интересах К. учитывая пожилой возраст - 83 года, последний не может самостоятельно защищать свои права.
В судебном заседании заместитель прокурора г.Свободного Л. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам искового заявления, уточнив, что в иске допущена опечатка: период, за который необходимо произвести перерасчет платы за потребляемую энергию по нормативам, с учётом информации ПАО «ДЭК» от 04.08.2016 года, с 01.02.2014 года.
К. извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не уведомил.
Представитель ответчика ПАО «ДЭК» - Д. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, предоставила письменный отзыв, также указала, что действия ПАО «ДЭК» по начислению платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, являются законными и обоснованными. Объем электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды по жилому помещению К. рассчитан в соответствии с законодательством. Кроме того, установку общедомовых приборов учета ПАО «ДЭК» не осуществляет. В июне 2013г. ОАО «РЖД» установило в многоквартирном жилом доме по адресу: --, в г. Свободный общедомовой (коллективный) прибор учета, своими силами и за счет собственных средств. Акт допуска прибора в эксплуатацию от -- подписан управляющей компанией как представителем потребителей дома --, и сетевой организации - ОАО «РЖД». Прибор учета был установлен в целях определения количества поставленной в данный МКД электроэнергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих ОАО «РЖД» и внутридомовых электрических сетей. ПАО «ДЭК» в ситуации наличия ОДПУ в силу п. 40, 43, 44 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2011 года № 504 не вправе производить начисления по нормативу. Просила суд в исковых требованиях прокурору г.Свободного к ПАО «ДЭК» отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица - ООО «Домсервис», извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не уведомил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель третьего лица - администрации г. Свободного в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, предоставил отзыв на исковое заявление, согласно которому считает, что показания общедомового прибора учета при расчете платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в --, использовать нельзя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОАО «РЖД» извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не уведомил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд распределял бремя доказывания между сторонами и рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам и заявленным истцами требованиям.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 26 марта 2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч.1 ст.540, ч.2 ст.543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. При этом обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 ст.541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу ст. ст. 153, 154 ЖК РФ граждане (арендаторы, наниматели, в том числе по договору социального найма, либо собственники жилых помещений) и организаций обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение (часть 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Порядок расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила № 354) с учетом положений Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон №261-ФЗ).
В силу п.40 Правил №354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 3 ст.539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом №261-ФЗ, целью данного закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ч.2 ст.1 Федерального закона №261-ФЗ).
В соответствии со ст.3 Федерального закона №261-ФЗ законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона №261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
При этом из положений ч.5 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ следует, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Из требований ч.1 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ также следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Однако требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Таким образом, перечисляя все способы организации учета энергоресурсов, законодатель ограничил их распространение на ветхие, аварийные и подлежащие сносу или капитальному ремонту объекты. Поэтому в ветхом, аварийном, непригодном для проживания жилье общедомовые приборы учета для расчета электроэнергии затраченной на общие домовые нужды не должны применяться. Расчеты электроэнергии затраченные на общие домовые нужды должны производится в соответствии с формулой, указанной в п. 17 Приложения 2 Правил № 354.
Сам по себе факт того, что в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке ветхим и аварийном, установлен прибор учета, не является основанием его применения для начисления и расчета электроэнергии затраченной на общие домовые нужды.
Кроме этого, права граждан, проживающих в домах признанных ветхими, аварийными и подлежащими сносу или капитальному ремонту, не могут быть поставлены в зависимость от исполнения соответствующим органом обязанности по своевременному принятию решения о сносе.
Согласно статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ходе судебного разбирательства на основании имеющихся в материалах дела письменных доказательств установлено, что К., -- года рождения, является лицом пожилого возраста, проживает на основании договора социального найма по адресу: --, несёт бремя содержания жилого помещения и внесения платы за коммунальные услуги, в том числе электроэнергию, что не оспаривалось сторонами.
Актом межведомственной комиссии администрации города Свободного об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания от -- жилой -- признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно акту допуска приборов учета в эксплуатацию от --, составленному «Трансэнерго» филиалом ОАО «РЖД» Забайкальская дирекция по энергообеспечению на стене -- установлен прибор учета электрической энергии, который пригоден для эксплуатации и расчета.
Указанный прибор учета установлен силами «Трансэнерго» филиал ОАО «РЖД» Забайкальская дирекция по энергообеспечению. Факт принадлежности прибора учета ОАО «РЖД» не оспаривался.
Также установлено, что в соответствии с письмом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области -- от --, по информации ПАО «ДЭК» от 04.08.2016 года с 01.02.2014 года ПАО «ДЭК» осуществляется начисление за электроэнергию на общедомовые нужды жителям многоквартирного -- в г.Свободном с учетом показаний вышеуказанного коллективного (общедомового) прибора учета.
Таким образом, перечисляя все способы организации учета энергоресурсов, законодатель ограничил их распространение на ветхие, аварийные и подлежащие сносу или капитальному ремонту объекты. Поэтому в ветхом, аварийном, непригодном для проживания жилье общедомовые приборы учета для расчета электроэнергии затраченной на общие домовые нужды не должны применяться. Расчеты электроэнергии, затраченные на общие домовые нужды должны, производится в соответствии с формулой, указанной в п. 17 Приложения 2 Правил № 504.
Сам по себе факт, того, что на многоквартирном доме, признанном в установленном порядке ветхим и аварийном, установлен прибор учета, в данном случае не является основанием его применения для начисления и расчета электроэнергии затраченной на общие домовые нужды.
Суд соглашается с доводом прокурора о том, что права граждан, проживающих в домах признанных ветхими, аварийными и подлежащими сносу или капитальному ремонту, не могут быть поставлены в зависимость от исполнения соответствующим органом обязанности по своевременному принятию решения о сносе.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства ПАО «ДЭК» в лице филиала - «Амурэнергосбыт» Свободненское отделение в период с 01.02.2014 года по 30.06.2016 года производились расчет и начисление потребляемой энергии по адресу: --, с учетом общедомового прибора учета, в том числе с К., что признаётся ответчиком.
Исследовав имеющиеся в деле материалы прокурорской проверки, в том числе обращение К., послужившее основанием её проведения, суд находит обоснованным предъявление прокурором настоящего иска в интересах К., поскольку последний в силу возраста не может лично отстаивать в суде свои права.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что ПАО «ДЭК» производило расчет потребляемой энергии с учетом общедомового прибора учета, что в настоящем случае являлось нарушением действующих норм, то суд находит требования прокурора г.Свободного, действующего в интересах К. к ПАО «ДЭК» в лице филиала – «Амурэнергосбыт» Свободненское отделение о признании незаконным расчета платы ПАО «ДЭК» за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета электроэнергии и обязании ПАО «ДЭК» произвести перерасчет платы за потребленную электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета энергии за период с 01.02.2014 года по 30 июня 2016 года по нормативам, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным установить ответчику ПАО «ДЭК» срок в части произвести перерасчет платы за электроэнергию - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора г.Свободного Амурской области удовлетворить.
Признать незаконным расчёт платы Публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» за потребляемую электрическую энергию с учётом общедомового прибора учета энергии К., проживающему по адресу: --.
Обязать Публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» Свободненское отделение произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию с учётом общедомового прибора учета энергии К., проживающему по адресу: --, по нормативам за период с 01.02.2014 г. по 30.06.2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Т.
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме 18 октября 2016 года. Судья Свободненского городского суда Амурской области Т.______________