Дело № 2-475/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2022 года город Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Лапина С.Д.,
при секретаре – Зайтулаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Керчи гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, -
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с иском (уточненным в процессе производства по делу в ред. от 31.03.2022 г.) к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> Крым о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии и возложении обязанности совершить определенные действия (л.д.79).
Исковые требования мотивированы тем, что 29.11.2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости, согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», полагая, что она имеет право на установление такой пенсии, так как более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность. Решением пенсионного органа от 26.12.2019 г. истцу отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимых 25 лет стажа работы.
С данным решением истец не согласна, что послужило основанием для обращения в суд с требованиями о признании решения незаконным и понуждении зачесть в льготный стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей:
- с 01.09.1990г. по 31.12.1992г. в должности концертмейстера в Средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств;
- с 01.01.1993г. по 31.08.1994г. в должности концертмейстера в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств»;
- с 01.09.1994г. по 31.08.2000г. в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств»;
- с 01.09.2000г. по 22.07.2002г., с 23.07.2002 г. по 13.01.2005г., 14.01.2005г. по 18.04.2005г., 19.04.2005г. по 25.05.2011г., 26.05.2011г. по 23.06.2014г., 24.06.2014г. по 31.12.2014г., с. 01.01.2015г. по 28.11.2019г. в должности концертмейстера в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении РК «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств;
- с 12.06.2006г. по 24.06.2006г., с 06.06.2011г. по 17.06.2011г., 09.06.2016г. по 24.06.2016г.,03.06.2019г., с 05.06.2019г. по 07.06.2019г., 10.06.2019г. по 11.06.2019г., с 13.06.2019г. по 14.06.2019г., с 18.06.2019г. по 19.06.2019г. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации;
- 18.03.2018г., 09.04.2018г., 28.05.2018г., 15.06.2018г., 21.08.2018г., 18.03.2019г., 28.04.2019г., 04.06.2019г., 16.06.2019г., 12.08.2019г. – нерабочие праздничные дни на территории РК. Просила досрочно назначить страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный фонд, а именно с 29.11.2019 года.
Представитель истца в судебное заседание не явился, подал заявление о рассмотрении дела без его участия, настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель ответчика Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в судебное заседание не явился, подал письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, просил принять во внимание письменные возражения (л.д.31-36), суть которых сводится к тому, что стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ №400 составляет менее 25 лет, поскольку должность концертмейстера разделом 1 Списка №781 не предусмотрена.
Изучив доводы искового заявления, огласив возражения ответчика, исследовав материалы гражданского дела №2-475/2022, в том числе подлинник пенсионного дела ФИО2, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Частями 1, 5 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Согласно п. 19 ч. 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Роосийской Федерации»).
Положениями п. п. 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" регламентировано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенно сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речи идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Судом установлено, что ФИО2, 29.11.2019 года обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым (правопреемником которого является Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым) за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
26.12.2019 г. Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым своим решением (регистрационный номер заявления - №828048/19) отказало истцу в установлении досрочной страховой пенсии по старости, ссылаясь на отсутствие у нее установленных законодательством необходимых 25 лет стажа педагогической деятельности, общий стаж работы с учетом периода обучения – 32 года 6 месяцев 7 дней. Отсутствие стажа работы по состоянию на 01.01.2001 год менее 16 лет 8 месяцев в должностях указанных в Списке №781(л.д.9-12).
При этом, ответчиком к учету в стаж работы в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях образования для детей не приняты следующие периоды работы:
- с 01.09.1990г. по 31.12.1992г. в должности концертмейстера в Средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств;
- с 01.01.1993г. по 31.08.1994г. в должности концертмейстера в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств»;
- с 01.09.1994г. по 31.08.2000г. в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств»;
- с 01.09.2000г. по 22.07.2002г., с 23.07.2002 г. по 13.01.2005г., 14.01.2005г. по 18.04.2005г., 19.04.2005г. по 25.05.2011г., 26.05.2011г. по 23.06.2014г., 24.06.2014г. по 31.12.2014г., с. 01.01.2015г. по 28.11.2019г. в должности концертмейстера в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении РК «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств;
- с 12.06.2006г. по 24.06.2006г., с 06.06.2011г. по 17.06.2011г., 09.06.2016г. по 24.06.2016г.,03.06.2019г., с 05.06.2019г. по 07.06.2019г., 10.06.2019г. по 11.06.2019г., с 13.06.2019г. по 14.06.2019г., с 18.06.2019г. по 19.06.2019г. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации;
- 18.03.2018г., 09.04.2018г., 28.05.2018г., 15.06.2018г., 21.08.2018г., 18.03.2019г., 28.04.2019г., 04.06.2019г., 16.06.2019г., 12.08.2019г. – нерабочие праздничные дни на территории РК.
Так, согласно трудовой книжки ФИО2 с 01.09.1990г. принята на должность концертмейстера в Средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств (Пр. №236 от 29.08.90г.); 01.09.94 года переведена на должность преподавателя по классу фортепиано в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств» (Пр. №366 от 05.09.94 года); 01.09.2000 года переведена на должность концертмейстера в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении РК «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств (Пр. 256 от. 01.09.2000)- /л.д.51об.-52/. 31.12.2014 года трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией учреждения п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (л.д.53об.). С 01.01.2015 года принята в должности концертмейстера (Пр. №03-к от 31.12.2014 года) - /л.д.53об./
В соответствии с Подп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») – для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Между тем, в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г., а также в ранее действовавших Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, отсутствует наименование должности концертмейстер.
Трудовую деятельность ФИО2 осуществляла в должности концертмейстера в Средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств в период с 01.09.1990г. по 31.12.1992г., в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств» в период с 01.01.1993г. по 31.08.1994г., в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении РК «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств период с 01.09.2000г. по 22.07.2002г., с 23.07.2002 г. по 13.01.2005г., 14.01.2005г. по 18.04.2005г., 19.04.2005г. по 25.05.2011г., 26.05.2011г. по 23.06.2014г., 24.06.2014г. по 31.12.2014г., когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В п. «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» и Перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года № 909 предусмотрено, что право на пенсию по выслуге лет имеют, в частности, работники образования независимо от возраста при наличия специального стажа работы 25 лет в соответствующих учебных заведениях любой формы собственности или ведомственной принадлежности. Исчерпывающий перечень должностей в соответствующих учебных заведениях, пребывание на которых засчитывается в стаж работы, которая дает право на пенсию по выслуге лет, представлен в разделе «1.Образование» Перечня, где должность концертмейстера не предусмотрена.
Должность концертмейстера являются самостоятельной и предусмотрена Единым тарифно-квалификационным справочником и при этом никогда не включались в специальный список должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
На основании изложенного, периоды работы ФИО2 в должности концертмейстера с 01.09.1990 по 31.12.1992г., с 01.01.1993 по 31.08.1994г., с 01.09.2000 по 22.07.2002г., с 23.07.2002 по 13.01.2005г., с 14.01.2005 по 18.04.2005г., с 19.04.2005 по 25.05.2011г., с 26.05.2011 по 23.06.2014г., с 24.06.2014г. по 31.12.2014г., с 01.01.2015 по 28.11.2019г. не подлежат включению в специальный стаж.
Относительно включения в специальный стаж периода работы истца с 01.09.1994 года по 31.08.2000 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств», суд приходит к следующим выводам.
Данный период педагогической деятельности подтверждается справкой № 154/11-13 от 11.12.2019 года, выданной ГБОУ Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств», уточняющей периоды работы, необходимые для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью (л.д.55об.-56).
Из исторической справки №159/11-13 от 11.12.2019 года следует, что школа интернат №2 г. Керчи с 15.08.1990 года была переименована в Среднеобщеобразовательную школу-интернат-лицей искусств, затем в результате неоднократного переименования создано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств» (л.д.58).
Согласно предоставленных в материалы дела Уставов данного учебного заведения, основным предметом деятельности образовательного учреждения была реализация общеобразовательных программ основного общего и среднего образования и музыкально-эстетического воспитания.
В данном образовательном учреждении реализуются основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, программы музыкальнохореографического образования.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что данное учреждение является образовательным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, действовавшим на дату оценки пенсионных прав истца, утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно пункту 1.1 раздела "Наименование учреждений" право на досрочное пенсионное обеспечение установлено для педагогических работников, работающих в образовательных учреждениях: школах всех наименований, лицеев, гимназий, центров образования.
Т.е. наименование образовательного учреждения предусмотрено указанным Списком.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Из справки № 154/11-13 от 11.12.2019 года, уточняющей периоды работы необходимые для назначения досрочной страховой пенсии, выданной ГБОУ Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс интернат-лицей искусств» истец с 1990 года выполняет норму педагогической нагрузки более чем на одну ставку.
При этом, законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым до 01.01.2015 года, не предусматривало нормирование педагогической нагрузки и необходимость выработки полной ставки, а лишь предусматривало занятие должностей, предусмотренных Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 №909, а также не предусматривало условий, указанных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В связи с этим истец, работая в указанные периоды в вышеуказанных должностях, предполагала получение льготы, а именно досрочный выход на пенсию после отработки положенного для этого количества лет.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научнопедагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Вместе с тем, в указанный период работы с 01.09.1994 по 31.08.2000 гг., ФИО2 находилась в отпуске по беременности и радам с 06.01.1997 по 11.05.1997 гг., в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 12.05.1997 по 19.03.2000 гг., в отпуске по уходу за ребенком до 4 лет с 19.05.2000 по 10.05.2001 гг. (л.д.56об.)
В силу положений части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 №6-ФКЗ, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным положениям корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июня 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 255 трудового кодекса РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости) – ч. 5 ст. 256 ТК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 КЗоТ РСФСР (действовавшей с 06.10.1992 до 01.02.2002 г.) отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
В разъяснениях, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
В тоже время отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж в том случае, если период работы, в котором эти отпуска предоставлялись, также был включен в специальный стаж.
Не смотря на то, что отпуск по беременности и родам, а так же отпуска по уходу за ребенком, были предоставлены истцу в период выполнения работы дающей право досрочное назначение страховой пенсии, но после 06.10.1992 года, суд, с учетом вышеназванных норм закона, приходит к выводу о включении в специальный стаж ФИО2 периода работы с 01.09.1994 по 31.08.2000 гг. в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств» (за исключением периода нахождения в отпуске периода по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до 3-х и до 4-х лет).
Требования о включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 12.06.2006 по 24.06.2006г., с 06.06.2011 по 17.06.2011г., 09.06.2016 по 24.06.2016г., 03.06.2019г., с 05.06.2019 по 07.06.2019г., 10.06.2019 по 11.06.2019г., с 13.06.2019 по 14.06.2019г., с 18.06.2019 по 19.06.2019г. не подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Обязанность по прохождению курсов повышения квалификации была предусмотрена абзацем 5 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013, а после этой даты - ст. ст. 46, 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Т.е. по общему правилу, периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, поэтому они подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Материалами дела подтверждается, что ФИО2 направлялась на курсы повышения квалификации в связи с ее трудовой деятельностью, за данные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата (л.д.57).
В связи с этим время прохождение обучения на курсах должно расцениваться как продолжение профессиональной деятельности истца и включаться в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
Между тем, заявленные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, имели место в период работы истца в должности концертмейстера в ГБОУ РК «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств», который не подлежит зачету в специальный стаж, как следствие, не подлежат включению в льготный стаж и периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.
По этим же основаниям не подлежат включению в специальный стаж ФИО2 нерабочие праздничные дни на территории Республики Крым - 18.03.2018г., 09.04.2018г., 28.05.2018г., 15.06.2018г., 21.08.2018г., 18.03.2019г., 28.04.2019г., 04.06.2019г., 16.06.2019г., 12.08.2019г.
Проанализировав данные о стаже истца, находящиеся в пенсионном деле (л.д.37-66), с учетом периодов подлежащих включению в педагогический стаж по решению суда, суд приходит к выводу, что специальный стаж ФИО2 на момент обращения в пенсионный фонд 29.11.2019 года составлял менее 25 лет, как следствие, право на пенсию у истца с учетом положений ФЗ от 03.10.2018 №350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» (при возникновении права на стразовую пенсию в 2021 году, пенсия назначается не ранее чем через 36 месяцев), в настоящее время еще не возникло.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
р е ш и л:
Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 26.12.2019 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии незаконным в части не включения в стаж работы ФИО2 дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периода:
- с 01.09.1994г. по 31.08.2000г. в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств» (без учета дней отпуска по беременности и родам с 06.01.1997 по 11.05.1997 гг., дней отпуска по уходу за ребенком до 3 лет с 12.05.1997 по 19.03.2000 гг., дней отпуска по уходу за ребенком до 4 лет с 19.05.2000 по 10.05.2001 гг.).
Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в стаж работы дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей период работы ФИО2:
- с 01.09.1994г. по 31.08.2000г. в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств» (без учета дней отпуска по беременности и родам с 06.01.1997 по 11.05.1997 гг., дней отпуска по уходу за ребенком до 3 лет с 12.05.1997 по 19.03.2000 гг., дней отпуска по уходу за ребенком до 4 лет с 19.05.2000 по 10.05.2001 гг.).
ФИО2 в удовлетворении остальной части требований о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности зачесть в стаж работы за осуществление деятельности в должности концертмейстера в Средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств, в должности концертмейстера в Керченском учебно-воспитательном комплексе-интернате «Лицей искусств», в должности концертмейстера в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении РК «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, нерабочих праздничных дней на территории Республики Крым, и назначении досрочно страховой пенсии по старости – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) С.Д.Лапин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 мая 2022 года.
Судья (подпись) С.Д.Лапин