УИД 63RS0039-01-2022-002406-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2022 г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Турбиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2458/2022 по исковому заявлению Токаревой М.В. к ГУ отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с заявленными исковыми требованиями к ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Самарской области, с учетом уточнения, указав, что в период с 2018 по июнь 2021 получала фиксированную выплату к страховой пенсии на основании нахождения ее сына Токарева И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на иждивении, по окончании бакалавриата в Самарском государственном техническом университете Токарев И.В. прекратил получать пенсию по потере кормильца, а истец фиксированную выплату к страховой пенсии, с сентября 2021 ее сын продолжает обучение в магистратуре СамГТУ. Через 4 месяца после подачи заявления в Пенсионный фонд Токареву И.В. пенсию по потере кормильца восстанавливают, в сентябре 2021 истец подала заявление в Пенсионный фонд о восстановлении фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании нахождения на иждивении сына-студента, однако получила отказ, в связи с отсутствием всех документов, подтверждающих нахождение сына у нее на иждивении. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд установить и обязать выплатить с ДД.ММ.ГГГГ повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.3 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, которую истец получала в период с 2018 по июнь 2021.
В судебное заседание Токарева М.В. не явилась, извещалась надлежащим образом, ходатайствовала о проведении судебного заседания в ее отсутствие, ранее заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, дополнив, что помимо страховой пенсии, имеет дополнительный доход от осуществления деятельности по оказанию услуг в качестве няни и помощницы по дому, что подтверждается выписками из представленных банковских карт.
Представитель ответчика Товышева Е.Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 3 года в судебном заседании, согласно представленным письменным возражениям исковые требования не признала, по доводам и основаниям, в них изложенным.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Шиперская Ю.А. суду показала, что Токарева М.В. с марта 2021 осуществляет деятельность по оказанию услуг в качестве няни ее ребенка 2 раза в неделю по договоренности, оплата за оказанные услуги производится путем перечисления денежных средств на банковскую карту в размере 2000 рублей.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Токарев И.В., привлеченный судом в порядке ст. 43 ГПК РФ в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании исковые требования, заявленные истцом поддержал в полном объеме.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания судом извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав пояснения стороны ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий по старости установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ "О накопительной пенсии", Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 названного федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 данного федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в том числе дети, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ члены семьи признаются состоявшими на иждивении, если они находятся на полном содержании или получают помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
По смыслу названных норм Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица, так и получение содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) какого-либо собственного дохода (получение пенсии). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи может. быть установлен в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой гражданином, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи.
Исходя из нормативных положений части 3 статьи 17 и пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ лицу, получающему страховую пенсию по старости либо страховую пенсию по инвалидности, на иждивении которого находится нетрудоспособный член семьи, производится повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Применительно к спорным правоотношениям понятие "иждивение" предполагает как полное содержание нетрудоспособного члена семьи пенсионером, так и получение от него помощи, являющейся для этого нетрудоспособного члена семьи постоянным и основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть иждивение не исключает наличие у нетрудоспособного члена семьи указанного пенсионера какого-либо собственного дохода (получение пенсии и других выплат). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от пенсионера нетрудоспособным членом его семьи может быть установлен в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой пенсионером нетрудоспособному члену семьи, и собственными доходами нетрудоспособного лица, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию нетрудоспособного члена семьи этого пенсионера.
Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 № 1260-0-0.
Из приведенного правового регулирования можно сделать вывод о том, что установленное частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности и перерасчет ее размера связывается с фактом наличия на иждивении у пенсионера нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий. При этом наличие у нетрудоспособного члена семьи собственного дохода не исключает факт нахождения его на иждивении пенсионера, если оказываемая пенсионером нетрудоспособному члену семьи помощь является существенной, что может быть установлено в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой пенсионером нетрудоспособному члену семьи, и собственными доходами нетрудоспособного члена семьи, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию этого нетрудоспособного члена семьи.
Из материалов дела следует, что истица Токарева М.В. является получателем страховой пенсии по старости, среднемесячный размер пенсии составляет 10 258,09 рублей. На момент назначения пенсии у истца на иждивении находился сын Токарев И.В., в связи с чем, по по июнь 20-21 включительно ей выплачивалась доплата к страховой пенсии в виде фиксированной выплаты к страховой пенсии,
Токарев И.В. являлся получателем пенсии по потере кормильца, по окончании бакалавриата в Самарском государственном техническом университете выплата пенсии прекратилась.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, Токарев И.В. является студентом 1 курса очной формы обучения электротехнический факультет Самарского государственного технического университета с ДД.ММ.ГГГГ за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, предполагаемый срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.
Токарев И.В. является получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца и ФСД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на уровне прожиточного минимума в Самарской области, не работает, что подтверждается сведениями персонифицированного учета.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области с заявлением о перерасчете пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца Токарева И.В.
Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку Токарев И.В. является получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, доход иждивенца не ниже прожиточного минимума, иных документов, подтверждающих нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении, заявителем не представлено, как и не установлено, что помощь Токаревой М.В. является основным и постоянным источником средств к существованию для её сына Токарева И.В.
Судом на основании представленных стороной истца документов, а именно выписок из банковских карт, установлено, что помимо страховой пенсии по старости, Токарева М.В. получает дополнительный доход от осуществления деятельности по оказанию услуг в качестве няни и помощницы по дому, совокупный размер которого ежемесячно составляет около 20 000 рублей.
Сын истицы Токарев И.В. является студентом очной формы обучения в университете, получает пенсию по потере кормильца на уровне прожиточного минимума в Самарской области.
Вместе с тем, указанной пенсии не достаточно для несения необходимых расходов, обеспечения его жизненных потребностей.
В силу ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что материальная помощь, оказываемая Токаревой М.В. своему сыну, является для него постоянным и основным источником средств к существованию, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца с 01.10.2021.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Токаревой М.В. к ГУ отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости – удовлетворить.
Обязать ГУ отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области установить Токаревой М.В. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Турбина
Копия верна
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 30 июня 2022