24 июля 2019 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Королевой Е.В., при секретаре судебного заседания Осиповой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой А.С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности по приобретению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова А.С. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности по приобретению жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом начальника Управления социальной политики по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 27.04.2018 ***-о Кузнецова А.С. принята на учёт для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Согласно сведений об очередности детей-сирот на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилищного фонда Свердловской области по данным на *** истец числится под № 393 на территории муниципального образования «город Екатеринбург». Таким образом, на момент обращения с исковым заявлением истец достигла возраста 18 лет, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, однако жилое помещение так и не предоставлено, что нарушает конституционное право истца на жилье.
На основании изложенного просит возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность приобрести благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, жилой площадью не менее 16 кв.м., находящееся в черте города Екатеринбурга и отвечающее санитарным правилам и нормам, и распределить приобретенное (построенное) жилое помещение истцу для заключения с ней договора найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании Кузнецова А.С. на удовлетворении исковых требований по основанию, предмету и доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала. Пояснила, что ее мать на протяжении длительного времени по настоящий момент отбывает наказание в виде лишения свободы, отец – Б умер в *** году, в 2018 году поставлена на учет, однако жилое помещение ей не предоставлено.
Представитель истца – Ложкина Н.И., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, поддержала исковое заявление, настаивала на удовлетворении требований, пояснила, что является соседкой истца, на протяжении 5 лет была ее опекуном, в настоящий момент Кузнецова А.С. зарегистрирована в квартире, где проживают еще 5 человек.
Представитель ответчика – Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, СерковаИ.Ю. в суд не явилась, направила письменный отзыв на иск, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование отзыва указала, что Министерством принимались все возможные меры, необходимые для исполнения обязательства о приобретении (строительстве) жилого помещения для Кузнецовой А.С. Министерство лишено иных источников средств для приобретения жилых помещений детям-сиротам, нежели предусмотренные на данные цели средства бюджета Свердловской области. Министерством освоены все доведенные бюджетные лимиты для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории Свердловской области, свободные жилые помещения отсутствуют. Предоставление жилого помещения Кузнецовой А.С. обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка. Таким образом, действия Министерства не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, длительность исполнения обязательства вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли заявителя и ответчика.
Представитель третьего лица – Государственного казённого учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, Кочурин Е.А. в суд не явился, направил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование отзыва указал, что по состоянию на 01.07.2019 в списке детей-сирот, состоящих на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, на территории муниципального образования «город Екатеринбург» числится 1003 человека. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории муниципального образования «город Екатеринбург», Кузнецова А.С. числится под номером 399. По контрактам предыдущего года на территории города Екатеринбурга для детей-сирот ведется строительство 179 квартир со сроком ввода в эксплуатацию 30.10.2019. Для обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, в том числе Кузнецовой А.С., учреждением будет продолжена работа по объявлению электронных аукционов на строительство (приобретение) жилых помещений в пределах выделенных лимитов на эти цели. Полагает, что нарушений прав истца со стороны третьего лица не имеется, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение данных лиц жилыми помещениями во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований в первоочередном порядке, вне установленного списка, будут нарушены права детей-сирот, у которых право на приобретение жилого помещения возникло ранее, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований. На основании изложенного, просит отказать Кузнецовой А.С. в удовлетворении исковых требований в полном объёме. В случае удовлетворения исковых требований просит предоставить разумный срок для исполнения возложенных судом обязанностей, исходя из объёма предусмотренных на эти цели средств областного бюджета, - IV квартал 2020 года.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Свердловской области, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, Ефремов Д.Ю. в суд не явился, направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. В обоснование отзыва указал, что предоставление детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется путем принятия их на учет в порядке, предусмотренным действующим законодательством, без предоставления жилых помещений во внеочередном порядке.
Представитель третьего лица – Управления социальной политики по Ленинскому району г.Екатеринбурга, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, Савилова Э.В., в суд не явилась, направила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. В обоснование отзыва указала, что Кузнецова А.С. принята на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области в связи с установлением факта невозможности проживания в жилом помещении, площадью *** кв.м., по адресу: ***, где Кузнецова А.С. является членом семьи нанимателя. На момент принятия на учет в указанном жилом помещении было зарегистрировано 6 человек, в результате чего общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что ответчик и третьи лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По смыслу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Кузнецова А.С., *** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца - ***3 отбывает наказание в виде лишения свободы, отец истца – Б умер ***.
Таким образом, судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Кузнецова А.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Сведений о закреплении за Кузнецовой А.С. жилого помещения лицами, участвующими в деле, не представлено.
На основании приказа начальника ТОИОГВ СО - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г.Екатеринбурга от *** ***-о установлен факт невозможности проживания в жилом помещении, площадью *** кв.м., по адресу: ***, где Кузнецова А.С. являлась членом семьи нанимателя. На момент принятия на учет в указанном жилом помещении было зарегистрировано 6 человек, в результате чего общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы. Кузнецова А.С. принята на учёт для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Согласно справке МКУ «ЦМУ», объяснениям истца, данным в судебном заседании, Кузнецова А.С. по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: ***, в указанном жилом помещении зарегистрировано 6 человек, каких-либо прав на данное жилое помещение истец не имеет.
Как следует из ответа на судебный запрос Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО от *** ***1 не является собственником жилых помещений.
Таким образом, судом установлено, что Кузнецова А.С., *** года рождения, на момент рассмотрения настоящего дела достигла возраста 18 лет, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда ***.
Доказательства обратного суду не представлены, об их наличии и истребовании ответчик и третьи лица также не заявили, в связи с чем суд полагает, что таковые отсутствуют.
В силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеются основания для предоставления Кузнецовой А.С. органами исполнительной власти по месту жительства благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленной социальной нормы.
На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие названного конституционного положения статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок приобретения жилых помещений), и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок предоставления жилых помещений).
Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 16.04.2013 №491?ПП Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее – жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
В соответствии с п. п. 2 – 4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, установлена процедура приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых домов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, которой предусмотрено, что после предоставления указанных жилых помещений они в последующем передаются в оперативное управление Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», который является получателем бюджетных средств, а Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – главным распорядителем данных средств.
Согласно п. 7 названного Порядка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, является основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Уполномоченной организацией по заключению договоров является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Свердловской области от 19.12.2012 № 107-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» территориальным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации с 01.01.2013 переданы полномочия по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Согласно п. п. 7, 8 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1998 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Обопределении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти определены:
1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:
по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»;
по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области:
по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;
3) Министерство социальной политики Свердловской области:
по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;
по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.
Суд принимает во внимание, что вышеуказанные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального Закона от 21.12.1998 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обуславливают реализацию права на предоставление жилья специализированного жилищного фонда наличием или отсутствием иных лиц, имеющих право на получение такой жилой площади (в зависимости от номера в соответствующем списке таких лиц). Нет в законодательстве и указания на предоставление жилья в порядке очередности лицам одной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено гражданам, имеющим соответствующее право, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает безусловное обеспечение его жилым помещением.
Согласно п. 2 Постановления Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Обутверждении учетной нормы площади жилого помещения, действующей на территории муниципального образования «город Екатеринбург» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма, установлена в размере 16 кв.м. общей площади на одного человека.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязано приобрести (построить) за счёт средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 16 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в пределах муниципального образования «город Екатеринбург», и предоставить данное жилое помещение Кузнецовой А.С. по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, суд считает исковые требования Кузнецовой А.С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилья по договору специализированного найма жилого помещения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика и третьих лиц о том, что при предоставлении жилого помещения истцу в настоящее время нарушатся интересы граждан данной категории, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее, не имеют юридического значения, поскольку закон не связывает обязанность по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в зависимость от наличия иных лиц по данной категории, от наличия либо отсутствия или недостаточности бюджетных средств на указанные цели, на что также ссылаются ответчики в своих отзывах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кузнецовой А.С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности по приобретению жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) за счёт средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 16кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в пределах муниципального образования «город Екатеринбург», и предоставить данное жилое помещение Кузнецовой А.С., *** года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Королева