ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Чуриной О.Н., при секретаре Уляшовой М.Ю., с участием прокурора Киселева С.Э., представителя ответчика администрации МОГО «Ухта» Дорониной М.С., представителя ответчика МУ «УЖКХ» Фокина А.Н., представителя третьего лица МУП «Ухтаспецавтодор» Куприянова Д.Н., представителя третьего лица Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды Охотниковой С.И., представителя третьего лица МУ «УАГЗ и ООС» администрации МОГО «Ухта» Ющенко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 18 сентября 2014 года гражданское дело по иску прокурора г. Ухты в интересах неопределенного круга лиц к администрации МОГО «Ухта», муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным бездействия в части не осуществления полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, обязании ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Ухты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением к администрации МОГО «Ухта», муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта».
В обоснование заявления указано, что Ухтинским городским комитетом по охране окружающей среды проведены рейдовые мероприятия, в ходе которых в <...> г. году были выявлены .... несанкционированные свалки отходов в водоохраной зоне ....: 1) на площади .... кв.м. с координатами .... на почве обнаружены железобетонные конструкции, отходы рубероида, резиновые и пластиковые трубки, куски поролона, кирпичи, пластиковые и стеклянные бутылки и банки, металлические уголки, каркас детской коляски, мешки с мусором, обгоревшие бревна; 2) на площади .... кв.м. с координатами .... на почву сброшены пластиковые банки и бутылки, обломки кирпичей, штукартурки, кафельной плитки; 3) на площади .... кв.м. с координатами .... имеются обломки шифера, пластиковые банки, бутылки, обрывки целлофановых пакетов, обломки кирпичей, остатки досок и бревен. Ухтинским городским комитетом по охране окружающей среды в администрацию МОГО «Ухта» направлялся акт обследования № .... от <...> г. для принятия мер по их ликвидации. Однако, в ходе обследования территории <...> г. установлено, что перечисленные свалки отходов не ликвидированы, что подтверждается актом № ..... Также, в ходе выездного рейда <...> г. представителями Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды выявлены несанкционированные свалки на земельном участке в .... с правой стороны дороги по ....: 1) на площади .... кв.м. с координатами .... на почве обнаружены: картонные коробки, полиэтиленовые черные мешки с бытовыми отходами, бутылки, сетки для овощей, деревянные ящики; 2) на площади .... кв.м. с координатами .... на почве обнаружены: картонные коробки, пластиковые бутылки, целлофановые мешки, обломки шифера, бытовые отходы. Учитывая, что организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МОГО «Ухта», МУ «УЖКХ» в части неосуществления полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, обязать администрацию МОГО «Ухта», МУ «УЖКХ» исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно до <...> г. ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления на земельных участках в районе: 1) ....: на площади .... кв.м. с координатами ....; на площади .... кв.м. с координатами .... 2) ....: на площади .... кв.м. с координатами ....; на площади .... кв.м. с координатами ....; на площади .... кв.м. с координатами ....
В судебном заседании прокурор Киселев С.Э. заявил об отказе от иска в части требований о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления на земельном участке в районе .... на площади .... кв.м. и на площади .... кв.м. Положения ст.ст. 39, 173, 220, 221 ГПК РФ, последствия отказа от иска и прекращения производства по делу разъяснены и понятны. Отказ от иска в части принят судом, определением от <...> г. производство по делу в этой части прекращено. На остальных требованиях прокурор настаивал в редакции заявления.
Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта» Доронина М.С. в судебном заседании с заявленными требованиями в части признания незаконным бездействия не согласилась. Ранее, в судебном заседании <...> г. г. сообщила, что МУ «УЖКХ» известно местонахождение указанных свалок, на <...> г. запланировано проведение аукционов на заключение муниципальных контрактов по ликвидации несанкционированных свалок. Сообщила, что часть свалок в районе ручья Доманик, указанных в иске, ликвидирована в <...> г..
Представитель ответчика МУ «УЖКХ» Фокин А.Н. в судебном заседании не оспаривал факт наличия несанкционированных объектов размещения отходов производства и потребления, нахождение земельных участков под свалками в муниципальной собственности. Указал на обязанность МУ «УЖКХ» ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов, с учетом наличия бюджетного финансирования данных мероприятий, включая организацию и проведение соответствующих аукционов.
Представитель третьего лица МУП «Ухтаспецавтодор» Куприянов Д.Н. в судебном заседании ранее данные им объяснения поддержал. В судебном заседании <...> г. показал, что МУП «Ухтаспецавтодор» проводит работы по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту объектов внешнего благоустройства в рамках заключенного муниципального контракта. В соответствии с указанным контрактом МУП «Ухтаспецавтодор» осуществляет подборку случайного мусора вдоль дорог, а указанные в иске участки территорий не входят в зону ответственности МУП «Ухтаспецавтодор».
Представитель третьего лица Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды Охотникова С.И. в судебном заседании ранее данное ею объяснение поддержала, указав, что ответчиком администрацией МОГО «Ухта» ликвидирована часть несанкционированных свалок в районе автодороги ...., в указанном районе осталась одна свалка строительных отходов площадью .... кв.м.
Представитель третьего лица МУ «УАГЗ и ООС» администрации МОГО «Ухта» Ющенко И.В. в судебном заседании показала, что две из трех свалок в районе .... были ликвидированы организациями, принявшими участие в акции «Зеленая Россия».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, в результате проведения специалистами Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды проверочных мероприятий в целях осуществления государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды, в <...> г. были выявлены .... несанкционированные свалки отходов в ....: 1) на площади .... кв.м. с координатами .... на почве обнаружены железобетонные конструкции, отходы рубероида, резиновые и пластиковые трубки, куски поролона, кирпичи, пластиковые и стеклянные бутылки и банки, металлические уголки, каркас детской коляски, мешки с мусором, обгоревшие бревна; 2) на площади .... кв.м. с координатами .... на почву сброшены пластиковые банки и бутылки, обломки кирпичей, штукартурки, кафельной плитки; 3) на площади .... кв.м. с координатами .... имеются обломки шифера, пластиковые банки, бутылки, обрывки целлофановых пакетов, обломки кирпичей, остатки досок и бревен. Наличие указанных несанкционированных мест размещения отходов подтверждается комиссионным актом обследования № .... от <...> г. г., актом обследования № .... от <...> г. г., фотоматериалами.
Кроме того, в ходе проведения проверки <...> г. представителями Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды выявлены несанкционированные свалки на земельном участке в .... с правой стороны дороги по ....: 1) на площади .... кв.м. с координатами .... на почве обнаружены: картонные коробки, полиэтиленовые черные мешки с бытовыми отходами, бутылки, сетки для овощей, деревянные ящики; 2) на площади .... кв.м. с координатами .... на почве обнаружены: картонные коробки, пластиковые бутылки, целлофановые мешки, обломки шифера, бытовые отходы. Наличие указанных несанкционированных мест размещения отходов подтверждается комиссионным актом обследования № .... от <...> г. г., фотоматериалами.
В судебном заседании установлено, что несанкционированные свалки отходов производства и потребления в .... на земельных участках: площадью .... кв.м. с координатами .... и площадью .... кв.м. с координатами .... ликвидированы, что подтверждается актом № .... от <...> г. г., составленным представителями Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды с участием представителя МУ «УАГЗ и ООС» администрации МОГО «Ухта».
Наличие несанкционированных объектов размещения отходов на земельных участках: 1) ....: на площади .... кв.м. с координатами ...., на площади .... кв.м. с координатами .... 2) в районе .... на площади .... кв.м. с координатами ...., сторонами не оспаривается, до настоящего времени свалки на указанных земельных участках не ликвидированы.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что факт наличия указанных прокурором нарушений в области соблюдения природоохранного законодательства нашел свое полное подтверждение в судебном заседании.
Доказательств нахождения земельных участков: 1) расположенных ....: площадью .... кв.м. с координатами .... и площадью .... кв.м. с координатами ...., 2) в районе .... площадью .... кв.м. с координатами ....., во временном или постоянном владении иных лиц, ответчиками не предоставлено, в связи с чем, суд считает установленным то обстоятельство, что земельные участки под свалками принадлежат МОГО «Ухта». Кроме того, сторонами не представлено доказательств, свидетельствующих о захламлении земельных участков конкретными лицами, в связи с чем, отходы должны быть удалены собственником земельного участка, на которого законом возложена обязанность следить за принадлежащей ему вещью.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 вышеназванного Федерального закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
К видам негативного воздействия на окружающую среду, согласно ч.2 ст.16 этого же Федерального закона, относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Из содержания ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды» и ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещаются: размещение (захоронение, сброс) отходов в границах населенных пунктов, в границах водоохранных зон, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В части 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» (утверж. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2003г.), не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
Согласно п.п. 1,2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа. Такие же вопросы местного значения городского округа закреплены в подп. 24 п. 1 ст. 10 Устава МОГО «Ухта». Согласно подп. 27 п. 2 ч. 1 ст. 38 Устава МОГО «Ухта» исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе обеспечение проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды; разработка городских экологических программ, находится в компетенции администрации городского округа.
В соответствии с п.7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 №607-ст, источник публикации М., ИПК Издательство стандартов, 2002), следует, что собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации соответствующих властных полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления законом, на всей территории муниципального образования.
Из изложенного следует, что на администрацию МОГО «Ухта» возложены полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Однако, по результатам проведенной прокуратурой г.Ухты проверки установлено, что администрацией МОГО «Ухта» данные полномочия должным образом не выполняются, что является незаконным.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора г. Ухты, заявленных к администрации МОГО «Ухта».
Вместе с тем, суд считает, что обязанность по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов должна быть возложена и на Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта», учитывая, что в соответствии с «Положением о муниципальном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта»», утвержденным решением Совета МОГО «Ухта» от 28.08.2009г. №350, одними из основных задач Управления являются: организация сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов (раздел 2, пункт 1, подпункт 7), организация благоустройства и озеленения, использования территорий, расположенных в границах МОГО «Ухта» (раздел 2, пункт 1, подпункт 8). Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет планирование текущих и капитальных расходов бюджета на жилищное, коммунальное хозяйство, объекты внешнего благоустройства, мест захоронения, объекты утилизации бытовых и промышленных отходов (подпункт 11 пункта 2 раздела 2 вышеназванного Положения о МУ «УЖКХ»). В соответствии с пунктами 2, 5 раздела 1 этого же Положения, Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», входящим в структуру администрации МОГО «Ухта», созданным с целью реализации на территории МОГО «Ухта» законодательства Российской Федерации и Республики Коми, а также полномочий по решению вопросов местного значения в области жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности, благоустройства территории населенных пунктов МОГО «Ухта»; Управление обладает правами юридического лица. Распоряжением и.о. руководителя администрации МОГО «Ухта» от 28.08.2013г. №128-р утвержден регламент взаимодействия МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» и МУ «Управление архитектуры, градостроительства, землепользования и охраны окружающей среды» администрации МОГО «Ухта». Пунктом 3.6 данного регламента определено, что в случае отсутствия информации о лицах, организовавших несанкционированное размещение отходов, и невозможности их установления, МУ «УЖКХ» самостоятельно проводит мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории МОГО «Ухта».
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных положений закона и установленных по делу обстоятельств, учитывая, что на администрацию МОГО "Ухта" возложены полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, однако, по результатам проведенных проверочных мероприятий администрацией МОГО "Ухта" данные полномочия должным образом не выполняются, обязанность исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно: ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления должна быть возложена на администрацию Муниципального образования городского округа "Ухта" и на Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации МОГО "Ухта.
При определении срока, в течение которого ответчикам следует ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления, суд учитывает сезонность выполнения работ по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, и полагает необходимым установить заявленный прокурором срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до <...> г..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Ухты, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации МОГО «Ухта», МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Ухта», выраженное в неосуществлении полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта», муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» в срок до <...> г. ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления, расположенные на земельных участках в ....:
1) с правой стороны дороги по .... г. .... на площади .... кв.м. с координатами ....,
2) с правой стороны дороги по .... г. .... на площади .... кв.м. с координатами ....,
3) в районе .... на площади .... кв.м. с координатами ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Ухтинский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2014 г.
Судья О.Н.Чурина