Дело № 2-291/2017
Решение
Именем Российской Федерации
20 июля 2017 года г. Красный Кут
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Букревой А.В.,
с участием представителя истца Русанова О.Н.,
представителя ответчика Абросимовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лукьянова В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснокутском районе Саратовской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности назначить ему досрочно пенсию по старости,
установил:
Лукьянов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснокутском районе Саратовской области с учетом уточнения исковых требований о признании решения №133 от 10.05.2017г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, возложении на ответчика обязанности включить ему в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (за выслугу лет) в связи с особыми условиями труда следующие периоды его работы в Федеральном казенном учреждении здравоохранения «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб»: с 09.08.1983 года по 16.08.1983 года и с 01.09.1983 года по 31.12.1986 года в должности инженера, с 01.01.1987 года по 02.01.1990 года в должности старшего инженера, с 03.01.1990 года по 17.04.1990 года и с 21.04.1990 года по 01.10.1991 года в должности ведущего инженера, с 02.10.1991 года по 31.01.1994 года в должности инженера первой категории, с 01.02.1994 года по 31.03.1996 года, с 01.09.1996 года по 30.09.1996 года, с 01.01.1997 года по 28.02.1997 года, с 01.04.1997 года по 18.05.1997 года, с 01.06.1997 года по 31.07.1997 года, с 01.10.1997 года по 30.10.1997 года, с 01.12.1997 года по 02.01.1998 года, с 11.01.1998 года по 16.03.1998 года в должности ведущего инженера. Просил также признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости и возложить на ответчика обязанность назначить Лукьянову В.В. досрочно трудовую пенсию по старости с 11.04.2017 г. Исковые требования мотивированы тем, что институт «Микроб» является учреждением здравоохранения РФ, в связи с чем он обратился в к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием у него необходимого стажа работы в РосНИПЧИ "Микроб". Ответчик, обжалуемым решением отказал истцу в назначении страховой пенсии. Принятое решение ответчик мотивировал тем, что научно-исследовательские противочумные институты не являются учреждениями здравоохранения. Ссылку ответчика на то обстоятельство, что Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" не входит в систему здравоохранения и не подпадает под действие раздела XXIV Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10, считает не законной.
О дате, времени и месте судебного заседания истец Лукьянов В.В. извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Русанов О.Н. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Краснокутском районе Саратовской области Абросимова И.А. представила в суд письменный отзыв на исковое заявление, доводы которого с учетом уточнений истцом исковых требований в судебном заседании поддержала, требования не признала, ссылаясь на соответствие принятого решения действующему пенсионному законодательству и указывая, что "Микроб" РосНИПЧИ не является учреждением здравоохранения, следовательно, у истца отсутствует право на включение спорного периода работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии, просила в удовлетворении исковых требований Лукьянову В.В. отказать в полном объеме.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав в судебном заседании материалы дела, а также отказное пенсионное дело, представленное на запрос суда, суд считает исковое заявление Лукьянова В.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 6 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод", заключенной в г. Риме 04.11.1950г. с изменениями от 13.05.2004г., каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, правосудие является условием, обеспечивающим непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.
Ст. 2 ГПК РФ обозначает задачи гражданского судопроизводства, одной из которых является защита нарушенных или оспоренных прав, а также способствование укреплению законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, судебной защите подлежит лишь нарушенное право или оспариваемый интерес.
Согласно ч.1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
На основании ст. 39 (часть 1) Конституции РФ – каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, дл воспитании детей и в иных случаях, установленных Законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчислении трудовых пенсий.
При этом в силу ст. 15 ч.1 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции и высшей юридической сил ее принципов и норм.
В силу ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, том числе, независимо от рода и места деятельности.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
В настоящее время для подсчета стажа работы с вредными условиями труда в соответствии с пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 должен применяться Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров Союза ССР от 26 января 1991 года № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (с изменениями от 23 июля, 9 августа и 2 октября 1991 года).
Как следует из материалов дела, а также обозревавшегося в судебном заседании пенсионного дела истца, Лукьянов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику ГУ УПФ России в Краснокутском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с в работой учреждении здравоохранения.
Решением ГУ – Управление пенсионного фонда в Краснокутском районе Саратовской области №133 от 10.05.2017 года Лукьянову В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует требуемая продолжительность стажа работы, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (л.д. 18).
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №121 от 10.05.2017г., ответчик не включил спорные периоды работы истца в ФКУЗ РосНИПчИ «Микроб» в стаж на соответствующих видах работ, ни в календарном, ни в льготном исчислении, поскольку право на назначение страховой пенсии по старости по разделу XXIV Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, пользуются работники, занятые в противочумных учреждениях здравоохранения. ФКУЗ РосНИПчИ «Микроб» относится к учреждениям науки, а не к учреждениям здравоохранения, поскольку основным видом деятельности является научная, методическая и консультативная деятельность.
С этим выводом суд не может согласиться по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Лукьянов В.В. работал полный рабочий день в Федеральной казенном учреждении здравоохранения «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» с 09.08.1983 года по 31.12.1986 года в должности инженера, с 01.01.1987 года по 02.01.1990 года в должности старшего инженера, с 03.01.1990 года по 01.10.1991 года в должности ведущего инженера, с 02.10.1991 года по 31.01.1994 года в должности инженера первой категории, с 01.02.1994 года по 16.03.1998 года, в том числе в спорные периоды, в должности ведущего инженера.
Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки Лукьянова В.В. (л.д. 9-15),справкой Федерального казенного учреждения здравоохранения «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» от 21.02.2017г. (л.д. 20).
В подпункте "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым в противочумных учреждениях (раздел XXIV, позиция 2260000-1754а).
При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10.
Работники, занятые в противочумных учреждениях, поименованы разделом 26 "Учреждения здравоохранения" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173.
Согласно разделу XXIV Списка 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (с изменениями от 9 августа 1991 года) правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда имеют работники, занятые в противочумных учреждениях здравоохранения (код 22600000-1754a).
Раздел не содержит перечня наименований учреждений, а значит право на получение досрочной страховой пенсии признается за работниками всех противочумных учреждений Министерства здравоохранения, поэтому для решения вопроса о включении в льготный стаж истца спорных периодов работы, достаточно установить, что учреждения, в которых им осуществлялась деятельность входят в систему здравоохранения.
Как следует из справки Федерального казенного учреждения здравоохранения «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» (л.д. 19), Указом Президента Российской Федерации от 22.01.1992 года №30 Всесоюзный научно-исследовательский пртивочумный институт «Микроб» Министерства здравоохранения СССР переименован в Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Государственного Комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996г. №1217 Российской научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» в связи с ликвидацией Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации подчинен Министерству здравоохранения Российской Федерации.
Согласно выписке из протокола №1 от 22.02.2001г. заседания правительственной комиссии по выдаче разрешений на использование наименований «Россия», «Российская Федерация», постановили: «Согласиться с использованием слова «Российский» в наименовании Федеральное государственное учреждение «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Министерства здравоохранения Российской Федерации» (приказ Минздрава России от 30.03.1992г. №31).
Согласно п. 7 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554 в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля.
Аналогичное указание содержится в п. 8 Постановления Правительства РФ "Вопросы здравоохранения" от 14 октября 1996 года № 1217.
Постановлением Правительства РФ от 8 октября 1993 года № 1002 "О некоторых вопросах оплаты труда работников здравоохранения" и Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 377, работникам Федерального государственного учреждения Российский научно-исследовательский институт "Микроб" были увеличены оклады в порядке и размерах, предусмотренных для работников здравоохранения.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. №314, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2005г. и приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.03.2005г. №273 Федеральное государственное учреждение «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Министерства здравоохранения Российской Федерации переименован в Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 20 мая 2004 года № 649 (с изменениями от 28 июля, 13 сентября, 11 октября, 18 ноября, 1 декабря 2004 года), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека входит в состав Министерства здравоохранения и развития РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" утвержден Перечень федеральных медицинских учреждений.
Пунктом № 231 Перечня Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, находящийся в городе Саратове, отнесен к федеральным специализированным медицинским учреждениям.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" названная служба, а значит и входящие в него структурные подразделения находится в ведении Министерства здравоохранения.
Как следует из содержания распоряжения Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 6 августа 2004 года № 1363/1001 (с изменениями от 23 сентября, 25 октября, 10 декабря 2004 года) Роспотребнадзор является федеральной службой Министерства здравоохранения и социального развития.
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.05.2011г. №508 «Об утверждении устава Федерального казенного учреждения здравоохранения «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», приказом диреткора института от 07.10.2011г. №138-П «Об отнесении института к федеральным казенным учреждениям», Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека переименован в Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Из Устава Российского научно-исследовательского противочумного института "Микроб" следует, что он входит в структуру Министерства здравоохранения и управление его деятельностью осуществляется директором Российского научно-исследовательского противочумного института "Микроб", что прямо отражено в его наименовании.
Изложенное позволяет суду полагать, что Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вопреки доводам ответчика является противочумным учреждением здравоохранения, в связи с чем спорные периоды работы истца в названном учреждении подлежит учету в стаж с тяжелыми условиями труда.
Таким образом решение ответчика №133 от 10.05.2017г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости следует признать незаконным с возложением на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснокутском районе Саратовской области обязанности включить Лукьянову В.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (за выслугу лет) в связи с особыми условиями труда следующие периоды его работы в Федеральном казенном учреждении здравоохранения «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб»: с 09.08.1983 года по 16.08.1983 года и с 01.09.1983 года по 31.12.1986 года в должности инженера, с 01.01.1987 года по 02.01.1990 года в должности старшего инженера, с 03.01.1990 года по 17.04.1990 года и с 21.04.1990 года по 01.10.1991 года в должности ведущего инженера, с 02.10.1991 года по 31.01.1994 года в должности инженера первой категории, с 01.02.1994 года по 31.03.1996 года, с 01.09.1996 года по 30.09.1996 года, с 01.01.1997 года по 28.02.1997 года, с 01.04.1997 года по 18.05.1997 года, с 01.06.1997 года по 31.07.1997 года, с 01.10.1997 года по 30.10.1997 года, с 01.12.1997 года по 02.01.1998 года, с 11.01.1998 года по 16.03.1998 года в должности ведущего инженера (за исключением периодов, которые истцом не оспариваются), признав за Лукьяновым В.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Исходя из ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Федерального Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Ответчиком не оспаривается, что при условии включения в льготный стаж спорных периодов работы, истец приобретает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 11.04.2017г., в связи с чем требование о возложении на ответчика обязанности назначить Лукьянову В.В. с указанной даты пенсию также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Лукьянова В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснокутском районе Саратовской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности назначить ему досрочно пенсию по старости – удовлетворить.
Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснокутском районе Саратовской области №133 от 10.05.2017г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснокутском районе Саратовской области обязанность включить Лукьянову В.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (за выслугу лет) в связи с особыми условиями труда следующие периоды его работы в Федеральном казенном учреждении здравоохранения «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб»:
с 09.08.1983 года по 16.08.1983 года и с 01.09.1983 года по 31.12.1986 года в должности инженера,
с 01.01.1987 года по 02.01.1990 года в должности старшего инженера,
с 03.01.1990 года по 17.04.1990 года и с 21.04.1990 года по 01.10.1991 года в должности ведущего инженера,
с 02.10.1991 года по 31.01.1994 года в должности инженера первой категории,
с 01.02.1994 года по 31.03.1996 года, с 01.09.1996 года по 30.09.1996 года, с 01.01.1997 года по 28.02.1997 года, с 01.04.1997 года по 18.05.1997 года, с 01.06.1997 года по 31.07.1997 года, с 01.10.1997 года по 30.10.1997 года, с 01.12.1997 года по 02.01.1998 года, с 11.01.1998 года по 16.03.1998 года в должности ведущего инженера.
Признать за Лукьяновым В.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости и возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснокутском районе Саратовской области обязанность назначить Лукьянову В.В. досрочно трудовую пенсию по старости с 11.04.2017 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Краснокутский районный суд Саратовской области в течение месяца.
Судья: