РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2021 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Н.А.,
с участием помощника прокурора г. Салехард Румянцева Д.А.
при секретаре судебного заседания Красной Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-204/2021 по иску администрации МО г. Салехард к Бочаровой О.А,, действующей в своих интересах, а также в интересах своего несовершеннолетнего ребенка, об изъятии объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрации МО г.Салехард обратилась в суд с иском к Бочаровой О.А,, действующей в своих интересах, а также в интересах своего несовершеннолетнего ребенка, об изъятии объектов недвижимости.
В обоснование требований иска указано, что в соответствии с распоряжением Администрации МО г. Салехард №-р от <дата> <адрес> в г. Салехарде признан аварийным и подлежащим сносу. Бочаровой О.А. было предъявлено требование о сносе жилого помещения с отнесением затрат по сносу дома пропорционально общей площади квартир, находящихся в собственности каждого собственника многоквартирного жилого дома. 18.06.2020 администрацией МО г. Салехард издано постановление № «О выкупе недвижимого имущества». Согласно отчету № от 19.05.2020, составленному ООО «Центр экономического содействия», стоимость недвижимого имущества, принадлежащего ответчику, включая долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, составляет 2 548 000 рублей. 11.06.2020 в адрес ответчика направлено уведомление (с приложением проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, сведений об основных характеристиках объекта недвижимости, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельного участка и жилого помещения) которым предложено направить в адрес управления жилищной политики предложения об изменении размера возмещения с приложением обосновывающих документов. Данным уведомлением ответчику разъяснено, что в случае, если по истечении 90 дней со дня получения проекта соглашения, не будет представлен его подписанный вариант, администрация МО г. Салехард будет вынуждена обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и принадлежащего ответчику жилого помещения. В указанный срок ответчик не предприняла мер об изменении размера возмещения (выкупной цены), а также не представила подписанные экземпляры проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд. На основании изложенного, в соответствии со ст.32 ЖК РФ, ст.56.12 ЗК РФ, просил изъять у ответчика принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости: <адрес>, в <адрес>, в г. Салехарде, Ямало-Ненецкий автономный округ, кадастровый №, а также долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, путем определения выкупной цены 2 548 000 рублей; прекратить право собственности на указанные выше объекты недвижимости и выселить ответчиков Бочарову О.А. и ФИО из указанного жилого помещения, а также снять с регистрационного учета по указанному выше адресу; обязать предоставить в адрес управления жилищной политики банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
Представитель истца Ефимова Ю.А. на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Бочарова О.А., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО, <данные изъяты>., считала требования иска администрации не подлежащими удовлетворению, поскольку полагает, что администрация МО г. Салехард обязана обеспечить ее и ее ребенка другим жилым помещением. Также указала, что организовала и провела оценку стоимости изымаемого имущества, согласно которой стоимость спорного имущества составила 2 744 000 рубля.
Прокурор дала заключение по делу об удовлетворении требований иска администрации МО г. Салехард, но с учетом стоимости спорного имущества, установленной на основании отчета выполненного ООО «Ямальское бюро оценки и экспертизы».
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписки из ЕГРН ответчик Бочарова О.А. является собственником <адрес>, в <адрес> в г. Салехарде.
Распоряжением администрации МО г. Салехард №-р от 01.11.2017 <адрес> в г. Салехарде признан аварийным и подлежащим сносу.
02.11.2017 ответчику направлено уведомление о том, что на основании указанного выше распоряжения <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п.10 ст.32 ЖК РФ ответчику как собственнику жилого помещения <адрес>, в <адрес> в г. Салехард, предъявлено требование в течении 6 месяцев с момента получения настоящего письма произвести собственными силами и за счет собственных средств снос жилого помещения с отнесением затрат по сносу дома пропорционально общей площади квартир, находящихся в собственности каждого собственника данного многоквартирного дома. В случае невыполнения данных требований администрация МО г. Салехард будет вынуждена принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен <адрес>, об изъятии из собственности <адрес>, собственником которой она является, что будет являться основанием для заключения соглашения о выкупе жилого помещения или предъявления иска о понуждении к заключению данного соглашения о выкупе жилого помещения. В данном письме также отражено, что урегулирования возникающих вопросов, ответчикам необходимо обратиться в управление жилищной политики администрации МО г. Салехард, указан адрес нахождения управления и время работы. Данное уведомление получено ответчиком 04.12.2017.
Постановлением администрации МО г. Салехард № от 18.06.2020 «О выкупе недвижимого имущества» у Бочаровой О.А. изъято путем выкупа принадлежащее ей на праве собственности недвижимое имущество: квартира общей площадью 40,5 кв.м, расположенная на 1 этаже, находящаяся по адресу: <адрес>, кадастровый №, а также доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, кадастровый №.
09.06.2020 в адрес ответчика направлено уведомление (с приложением проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, сведений об основных характеристиках объекта недвижимости, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельного участка и жилого помещения) которым предложено направить в адрес управления жилищной политики предложения об изменении размера возмещения с приложением обосновывающих документов. Данным уведомлением ответчику разъяснено, что в случае, если по истечении 90 дней со дня получения проекта соглашения, не будет представлен его подписанный вариант, администрация МО г. Салехард будет вынуждена обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и принадлежащего ответчику жилого помещения.
Согласно отчету №, составленному ООО «Центр экономического содействия», стоимость недвижимого имущества, принадлежащего ответчику, включая долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, составляет 2 548 000 рублей.
В указанный срок ответчик не предприняла мер об изменении размера возмещения (выкупной цены), а также не представила подписанные экземпляры проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, несмотря на его получение.
На основании ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа на основании ч. 6 ст. 32 ЖК РФ определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с ч. 9 названной статьи если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно п.9 ст.56.12 ЗК РФ В случае, если соглашение, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, орган местного самоуправления обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 установлено, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:
а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации);
в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.
Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);
г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
При этом исходя из положений ч. 4 ст. 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения;
д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения;
е) если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (пункт 2 статьи 37, пункт 4 статьи 292 ГК РФ, статья 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Для выявления наличия такого согласия и защиты прав и законных интересов указанных категорий граждан суду необходимо привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу о соответствии соглашения о выкупе жилого помещения (или предоставляемого жилого помещения взамен изымаемого) правам и законным интересам несовершеннолетних или подопечных (статья 47 ГПК РФ);
ж) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор;
з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ);
и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения, а потому доводы ответчика в данной части являются не состоятельными, основанными на неверном толковании норма права, регулирующим спорные правоотношения.
Судом установлено, что процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, органом местного самоуправления, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, более конкретизированных в приведенном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, были полностью соблюдены.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 установлено, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации.
В связи с чем, подлежит прекращению право собственности ответчика на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, а также ее доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок на котором расположен многоквартирный дом. На основании частей 1 и 2 ст. 28.2 Закона ЯНАО от 30.05.2005 «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» № 36-ЗАО выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Соглашение включает в себя обязательство Администрации автономного округа или органа местного самоуправления, принявших решение о сносе жилого помещения, уплатить выкупную цену за жилое помещение, подлежащее сносу.
Рыночная стоимость жилого помещения, подлежащего сносу, определяется в соответствии с отчетом независимого оценщика об оценке выкупаемого жилого помещения.
Ответчик в судебное заседание представила отчет № от 28.09.2020 Об оценке стоимости объекта, выполненный ООО «Ямальское бюро оценки и экспертизы», согласно которому рыночная стоимость изымаемых объектов составила 2 744 000 рублей.
Оснований не доверять вышеуказанному отчету у суда не имеется, отчет является полным и мотивированным.
Суд пришел к выводу о том, что размер выкупной цены изымаемого недвижимого имущества определяется судом для ответчика в соответствии с указанным отчетом.
Другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). С органом местного самоуправления такое соглашение не достигнуто. Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. Но <адрес> в г. Салехарде не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, суд находит денежную компенсацию на изымаемые объекты недвижимости: <адрес>, в г. Салехарде, Ямало-Ненецкий автономный округ, кадастровый №, а также долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 744 000 рублей для собственника Бочаровой О.А., равноценной и соответствующим интересам собственника, и устанавливает указанную цену в качестве выкупной стоимости изымаемых объектов недвижимости.
Прекращение право собственности ответчика на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, предусматривает в том числе и прекращение право пользования данным жилым помещением, в связи с чем требования администрации МО г. Салехард к ответчикам о выселении и снятии их с регистрационного учета по указанному адресу подлежат удовлетворению.
На основании ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В соответствии со ст.333.36 п.19 НК РФ истец администрация МО г. Салехарда был освобожден от уплаты государственной пошлины. Поэтому с ответчика Бочаровой О.А. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования город Салехард к Бочаровой О.А,, действующей в своих интересах, а также в интересах своего несовершеннолетнего ребенка, об изъятии объектов недвижимости, - удовлетворить.
Изъять у Бочаровой О.А, жилое помещение, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, в связи с изъятием земельного участка для нужд МО г. Салехард, с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 2 744 000 рублей.
Прекратить право собственности Бочаровой О.А, на принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости: <адрес>, в г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, кадастровый номер №, а также долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, кадастровый №, после выплаты администрацией МО <адрес> в ее пользу возмещения за указанное жилое помещение.
После прекращения права собственности Бочаровой О.А, на жилое помещение, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, выселить Бочарову О.А,, ФИО из <адрес>, в г. Салехард, Ямало-Ненецкого автономного округа, без предоставления другого жилого помещения.
Настоящее решение суда является основанием для снятия Бочаровой О.А,, ФИО с регистрационного учета по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>.
Возложить на Бочарову О.А, обязанность предоставить в адрес управления жилищной политики администрации муниципального образования город Салехард банковские реквизиты для перечисления денежных средств за изъятые объекты недвижимости в течении 10 дней, с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Бочаровой О.А, в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, прокурором представления, через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова