Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2013 года Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском в составе председательствующего судьи – Петровой С.Д.,
с участием представителя истца Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края - Сташкевич Е.А., по доверенности от 04.06.2012 года №70-06/12,
представителя ответчика – администрации Маловского сельсовета, его главы – Куркина В.И.,
представителя третьего лица администрации Ирбейского района – Алексеевой А.А., по доверенности от 14.01.2013 года,
при секретаре - Богруновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования <адрес> в порядке ст. 46 ГПК РФ к администрации Маловского сельсовета о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на территории Маловского сельсовета, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
У С Т А Н О В И Л:
Служба по контролю в сфере природопользования <адрес> обратилась в Ирбейский районный суд с иском о возложении обязанности в двухмесячный срок по ликвидации несанкционированной свалки на территории Маловского сельсовета, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Требования мотивируя тем, что Службой по контролю в сфере природопользования <адрес> в рамках осуществления своих полномочий рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа», действующего на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории <адрес>. На основании предоставленной информации на территории <адрес> был обнаружен следующий объект: с нарушениями организационно-правового характера, с отсутствием разрешающей документации, а именно: сельская свалка <адрес>, географическое расположение объекта: <адрес> – <адрес>. На данном объекте (несанкционированной свалке) до настоящего момента не определён класс опасности отходов, отходы складируются открыто, без тары (навалом, насыпью и пр.) в смеси. Объект расположен на землях муниципального образования, решение об отводе земель отсутствует. Просит суд в двухмесячный срок со дня принятия судебного решения обязать администрацию Маловского сельского совета в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения ликвидировать свалку бытовых отходов, а также организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании представитель истца Службы по контролю в сфере природопользования <адрес> ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика администрации Маловского сельсовета <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал полностью, пояснив, что работа в данном направлении ведется, данная свалка убиралась неоднократно, заключен договор с ООО «Успех» на вывоз мусора.
Представитель третьего лица администрации <адрес> ФИО4 считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
В ст. 150 ГПК РФ закреплено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.
В силу ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
На территории <адрес>, в силу п.3,6 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, на данную Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъяснено, что сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (часть 1 статьи 2 Закона).
Пунктом 18 частью 1 статьи 14 названного Закона предусмотрено правило, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ. №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Часть 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву. Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в числе требований к объектам размещения отходов указывает, что захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого -и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Также статьёй 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами.
В соответствии с ГОСТом 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст) сбор отходов - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест иx образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26 ГOCTa).
Транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения (пункт 5.28 ГОСТа).
Пункт 3 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей ретенцией.
Судом установлено, что на основании предоставленной информации на ДД.ММ.ГГГГ Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа», действующего на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории муниципального образования Маловского сельсовета была обнаружена сельская свалка, <адрес>, ближайший водный объект находится на расстоянии <адрес>. На данном объекте (несанкционированной свалке) до настоящего момента не определён класс опасности отходов, отходы складируются открыто, без тары (навалом, насыпью и пр.) в смеси. Объект расположен на землях сельсовета, решение об отводе земель отсутствует. Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются анкетой, составленной главой Маловского сельсовета, направленной в адрес Государственного центра Природы, где глава указал на наличие свалки, её местонахождение и принадлежность сельсовету. Указанная свалка находится в границах Маловского сельсовета. Сбор и вывоз бытовых отходов с территории сельсовета надлежащим образом не осуществляется.
Администрацией Маловского сельского совета <адрес> Красноярского не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза -(транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, ответчиком не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков или лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе вред природному объекту.
В силу ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрация Маловского сельсовета <адрес> на земельном участке сельскохозяйственного назначения разместила несанкционированную свалку бытовых отходов, т.е. использовала земли сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению, т.е. земельный участок служит не для сельскохозяйственного использования.
Между тем, в соответствии с ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают воздействия на человека.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита его прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.
С учетом изложенного, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, обязать администрацию Маловского сельсовета в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения ликвидировать свалку бытовых отходов, а также организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Маловского сельсовета - удовлетворить.
Обязать администрацию Маловского сельсовета Ирбейского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления данного судебного решения в законную силу, ликвидировать свалку бытовых отходов, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на своей территории.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий С.Д. Петрова