Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-131/2022 (2-2777/2021;) ~ М-2595/2021 от 28.09.2021

Дело №57RS0022-01-2021-004504-81                          Производство №2-131/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 г.                                                                                г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Каверина В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марокиной К.С.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Верховцева Сергея Витальевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу о возврате излишне оплаченных страховых взносов,

установил:

Верховцев С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее ГУ ОПФ РФ), Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее ИФНС по г. Орлу) о возврате излишне оплаченных страховых взносов.

В обоснование иска указано, что Верховцев С.В. являлся индивидуальным предпринимателем, в связи с чем производил оплату страховых взносов. Истцу стало известно, что у него имеется переплата по страховым взносам в сумме 134053 руб. В ИФНС России по г. Орлу Верховцеву С.В. было разъяснено о том, что по вопросу возврата излишне уплаченных страховых взносов следует обратиться в пенсионный орган. Истец подал соответствующее заявление в ГУ ОПФ РФ, однако уведомлением от 17.12.2018 истцу отказано в возвращении излишне уплаченных страховых взносов. Верховцев С.В. полагал данный отказ необоснованным, в связи с чем, с учетом уточнения, просил суд взыскать с ответчика ГУ ОПФ РФ в его пользу денежные средства в сумме 134053 руб. и разрешить вопрос о возмещении расходов на оплату государственной пошлины.

Исходя из характера рассматриваемого спора, пояснений сторон, положений действующего законодательства, суд понимает данные требования, как требования об оспаривании решения ответчика об отказе в возвращении излишне уплаченных страховых взносов и соответственно возвращении излишне уплаченных страховых взносов.

В судебном заседании истец Верховцев С.В. и его представитель Никитина Е.П. доводы иска поддержали.

Представитель ответчика по доверенности Зайцева С.А. в судебном заседании иск полагала необоснованным по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ответчика – ИФНС России по г. Орлу в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением от 31.10.2019 №32-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений п. 5 ст. 18, ст.ст. 20 и 21 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», ч. 22 ст. 26 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и п. 6.1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании и во взаимосвязи решается вопрос о возможности возврата страхователю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сведения о которых были учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Конституционный Суд признал оспоренные положения, устанавливающие в их взаимосвязи особенности правовой регламентации отдельных вопросов администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в части возврата сумм переплаты), не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку такие особенности по своему смыслу направлены на выполнение государством обязанности обеспечивать надлежащие условия для реализации пенсионных прав застрахованных лиц.

Оспоренные положения были признаны также не соответствующими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в их взаимосвязи они ограничивают право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения.

Конституционным Судом указано, что впредь до внесения необходимых законодательных изменений при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.

Как указано в постановлении, данные выводы Конституционного Суда Российской Федерации подлежат применению в отношении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относящихся как к периодам до 01.01.2017, так и после указанного периода.

До принятия Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2017, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировались Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно которому плательщиками страховых взносов признавались страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 1 ч. 1 ст. 5). С 01.01.2017 данные вопросы аналогичным образом регулируются главой 34 «Страховые взносы» ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Что касается полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и по привлечению к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (ст. ст. 3, 18 и др.), то до 01.01.2017 их осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

С названной даты согласно ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам, за исключением периодов, истекших до 01.01.2017, - в таких случаях контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ст.ст. 20 и 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ).

В силу Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; при этом плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики (пп. 5 пункта 1 и п. 3 ст. 21). Этому корреспондирует обязанность налогового органа принимать решения о возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет указанных излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в порядке, предусмотренном данным Кодексом (пп. 7 п. 1 и п. 2.1 ст. 32). Излишняя уплата публичного платежа, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога (иного платежа) самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 №173-О).

Аналогичные нормы закреплены в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и в ч. 22 ст. 26 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017.

За периоды до 01.01.2017 порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ).

С 01.01.2017 на основании Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», - полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Ст. 21 названного Закона установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №212-ФЗ).

Ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ предусмотрен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период индивидуальными предпринимателями, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ).

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ).

В п. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона №212-ФЗ было определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 29 Федерального закона №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Ч.ч. 2 и 3 ст. 27 Федерального закона №212-ФЗ предусматривают, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со ст. 26 Федерального закона №212-ФЗ.

Материалами дела установлено, что с 23.01.2009 по 27.02.2018 истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

23.11.2018 Верховцев С.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

ГУ ОПФ РФ при рассмотрении заявления Верховцева С.В. установлено, что последний своевременно и надлежащим образом страховые взносы не оплачивал, в результате чего взыскание взносов производилось в принудительном порядке.

Решением от 13.12.2018 Верховцеву С.В. отказано в возврате излишне уплаченных сумм по мотивам отсутствия таковых.

Аналогичного мнения придерживался представитель ГУ ОПФ РФ при рассмотрении спора судом.

В свою очередь истец и его представитель указали на то, что о наличии переплаты истцу стало известно от налогового органа.

Для уточнения указанной информации судом в адрес налогового органа направлен запрос, в ответе на который сообщено, что по состоянию на 21.03.2022 у истца имеется переплата: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за периоды до 01.01.2013 в сумме 2274,50 руб. (образована 16.02.2018), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды до 01.01.2017 в сумме 1699,48 руб. (образована 12.05.2017), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за периоды до 01.01.2017 в сумме 1546,62 руб. (образована 31.01.2018), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за периоды до 01.01.2017 в сумме 2018,14 руб. (образована 14.11.2017), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из стоимости страхового года, зачисляемым на выплату накопительной пенсии, за периоды до 01.01.2013 в сумме 154,33 руб. (образована 15.05.2017), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2017 в сумме 2145,08 руб. (образована 28.02.2018), пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 в сумме 206,7 руб. (образована 28.02.2018).

Всего сумма переплаты составляет 10440,85 руб.

Учитывая, что в силу вышеприведенных положений закона, полномочиями по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обладает налоговый орган, то оснований сомневаться в правдивости представленной информации у суда не имеется.

Таким образом, суд полагает, что требования истца заявлены обоснованно и подлежат частичному удовлетворению в обозначенной сумме.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб.

Поскольку заявленный истцом иск удовлетворен частично, суд полагает необходимым взыскать с Отделения ПФР по Орловской области в пользу истца судебные расходы в общей сумме 291 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Верховцева Сергея Витальевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу о возврате излишне оплаченных страховых взносов удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области от 13.12.2018 (номер обезличен) об отказе в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в размере 10440,85 руб. по заявлению Верховцева Сергея Витальевича и направить его в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Орлу.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в пользу Верховцева Сергея Витальевича судебные расходы в сумме 291 руб.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 04.04.2022.

Судья                                                                                             В.В. Каверин

2-131/2022 (2-2777/2021;) ~ М-2595/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Верховцев Сергей Витальевич
Ответчики
ГУ-Отделение Пенсионного фонда по Орловской области
ИФНС по г. Орлу
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Каверин Виктор Викторович
Дело на странице суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
28.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2021Передача материалов судье
05.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2021Судебное заседание
18.11.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
20.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Судебное заседание
28.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее