Решение от 07.08.2020 по делу № 2а-1821/2020 от 26.05.2020

УИД 38RS0031-01-2020-001547-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 августа 2020 года    г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьиСуровцевой Ю.В., при секретаре судебного заседания Чупановой А.Г.,

с участием представителя административного истца Жигунова Л.Е. – Досиной М.В.,

представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Ганиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1821/2020 по административному исковому заявлению Жигунова Л.Е. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения административного ответчика, обязании повторно рассмотреть заявление, предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Жигунов Л.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, которым просил суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании предварительного предоставления земельного участка, изложенной в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от **/**/**** , обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявление от **/**/**** об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду сроком на 20 (двадцать) лет для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование заявленных административных требований указано, административный истец обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Административным истцом в соответствии с требованиями ст. 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением документов, установленных действующим законодательством, включая проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно ответу Министерства, административному истцу было отказано в предоставленном согласовании предоставления земельного участка. Отказ мотивирован тем, что административный истец не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, испрашиваемый земельный участок предположительно находится в границах земель, предоставляемых ФГБОУ «Иркутский государственный аграрный университет имени Е. ».

Жигунов Л.Е. не согласен с принятым решением министерства имущественных отношений Иркутской области от **/**/****, считает его незаконным и необоснованным в связи со следующим.

Положения пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривает возможность заключения без проведения торгов договоров аренды земельного участка с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, как в соответствии с федеральным законодательством РФ, так и законодательством субъекта РФ.

Обращаясь с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании предварительного предоставления земельного участка, административный истец ссылался на положения регионального законодательства - ч. 1 ст.9 Закона Иркутской области от 28.12.2015 № 146-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», которая не обуславливает право инвалида на предоставление в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства необходимостью состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ссылка на ст.17 Закона о социальной защите инвалидов в заявлении административного истца отсутствует.

Таким образом, полагал, что ссылка административного ответчика на ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в обоснование отказа в удовлетворении заявления административного ответчика является необоснованной.

Испрашиваемый земельный участок находится в центре индивидуальной жилой застройки и не граничит с объектами находящимися во владении и пользовании ФГБОУ «Иркутский государственный аграрный университет имени Е. » (о чем свидетельствует публичная кадастровая карата - Приложение №6 к иску); площадь территории, в границах которой подготовлена схема расположения земельного участка гораздо меньше площади земельного участка, предоставленного ФГБОУ «Иркутский государственный аграрный университет имени Е. »; публичная кадастровая карта не содержит информации о принадлежности третьим лицам территории, в пределах которой определены границы испрашиваемого земельного участка.

Кроме того, довод Министерства о том, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах территории принадлежащей ФГБОУ «Иркутский государственный аграрный университет имени Е. » является предположительным, о чем прямо указано в письме Министерства.

Принимая во внимание изложенное, полагал отказ Министерства в удовлетворении заявления административного истца на основании предположения незаконным.

Отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка, по основаниям указанным в письме от **/**/**** , нарушает права и интересы административного истца в связи с препятствием в реализации закрепленного ЗК РФ, Законом Иркутской области от 28 декабря 2015 г. №146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» права на предоставление в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.

Определением суда от **/**/**** к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Иркутской области, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет им. Е. ».

В судебное заседание административный истец Жигунов Л.Е. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Представитель административного истца Д., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их незаконность, необоснованность. Представила суду письменный отзыв на административное исковое заявление. Заявила суду ходатайство об объединении административных дел, находящихся в производстве Кировского районного суда г. Иркутска и Иркутского районного суда Иркутской областив одно производство, в связи с тем, что земельные участки, в отношении которых заявлены права, налагаются друг на друга. Судом заявленное ходатайство оставлено без удовлетворения.

Заинтересованные лица Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Иркутской области, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет им. Е. » извещены надлежащим образом, о причинах неявки представителей суд не известили, возражений против удовлетворения требований суду не представили.

Обсудив причины неявки лиц, участвующих в деле в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со статьей 150 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.

Судом установлено, что административный истец Жигунов Л.Е. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ...., для индивидуального жилищного строительства.

**/**/**** по результатам рассмотрения заявления Министерством имущественных отношений Иркутской области было принято решение, изложенное в письме с указанием на основания пункта 3 статьи 39.15 ЗК РФ в связи с тем, что оно подано в иной уполномоченный орган.

Кроме того, заявителю дополнительно сообщено, что в соответствии в пп. 2 п. 8 ст. 39.15, п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, делая вывод, что у заявителя отсутствует право на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ.

Анализ представленных доказательств позволяет суду сделать вывод, о том, что заявленные административные исковые требования о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Иркутской области частичнообоснованы и подлежат удовлетворению в данной части по следующим основаниям.

Основания к возвращению заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ, согласно которому в течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно подано в иной уполномоченный орган. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как указано в оспариваемом ответе, основанием для возврата заявления Жигунову Л.Е. послужила информация Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о том, что испрашиваемый земельный участок в Иркутском районе предположительно расположен в границах земель предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени Е. ».

Вместе с тем, каких-либо доказательств, объективно подтверждающих расположение испрашиваемого земельного участка в границах земель, предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени Е. », пересечение с границами испрашиваемого земельного участка с землями государственной собственности, материалы дела не содержат и таковых суду не представлено, что свидетельствует о необоснованности, а, следовательно, незаконности оспариваемого решения в данной части.

Кроме того, возвращая заявление Жигунову Л.Е., как поданное в иной уполномоченный орган, Министерство имущественных отношений Иркутской области одновременно ссылается на основания пп. 2 п. 8 ст. 39.15, п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ.

Дополнительно сообщает заявителю, что согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон №181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Указанной статьей предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусматривающем их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, права инвалида на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства не является самостоятельным, а является разновидностью обеспечения инвалида жилым помещением, из чего следует, что для льготного предоставления инвалидам земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Закона №181-ФЗ такой инвалид должен стоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Аналогичная позиция подтверждается судебной практикой.

В соответствии с письмом администрации Кобляковского сельского поселения от **/**/**** Жигунов Л.Е. не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту своей регистрации.

Таким образом, Министерство имущественных отношений Иркутской области пришло к выводу, что у Жигунова Л.Е. отсутствует право на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ

Анализируя представленный ответ в указанной части, суд принимает во внимание следующее.

Подпунктом2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13,14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих условий:

с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Статья 39.14 ЗК РФ в пункте 2 подпункта 14, на который ссылается административный ответчик, не содержит.

Таким образом,суд приходит к выводу, что оспариваемый ответ одновременно содержит два результата рассмотрения заявления - возращение заявителю в связи с обращением в иной уполномоченный орган, при этом вывод основан на предположительных сведениях о правообладателе земельного участка, в отсутствие сведений об органе, уполномоченном его рассматривать, другое основание – оценка представленных документов и выводоб отсутствииправа Жигунова Л.Е. на предоставление земельного участка в аренду, что, по мнению суда, является безусловным основанием к отмене оспариваемого ответа.

На основании установленных обстоятельств суд полагает необходимым административные исковые требования Жигунова Л.Е. удовлетворить в части признания незаконным решенияМинистерства имущественных отношений Иркутской области, выраженного в ответе от **/**/**** исх. , возложения обязанности наМинистерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявление Жигунова Леонида Егоровича от **/**/**** о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ...., для индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем, заявленные требования административного истца об обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду сроком на 20 (двадцать) лет для индивидуального жилищного строительства не подлежат удовлетворению, поскольку в этой части суд соглашается с доводами административного ответчика, приняв во внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации суд не уполномочен возлагать на исполнительный орган обязанность, напрямую вытекающую из исключительной компетенции этого органа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. — ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ **/**/**** .

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ **/**/**** ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ...., ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1821/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Жигунов Леонид Егорович
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Другие
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
ФГБОУ ВО "Иркутский Государственный университет"
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Суровцева Ю.В.
Дело на сайте суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
26.05.2020Регистрация административного искового заявления
26.05.2020Передача материалов судье
28.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2020Подготовка дела (собеседование)
25.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2020Судебное заседание
07.08.2020Судебное заседание
07.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее