Дело № 2-193/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верховажье 16 июля 2019 года
Верховажский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Жуковой С.Ю.
при секретаре Стуловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верховажского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Верховажского сельского поселения о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности,
при участии представителя истца – заместителя прокурора Верховажского района Соловьевой Т.А., представителя ответчика – главы администрации Верховажского сельского поселения Макаровского А.В.,
установил:
прокурор Верховажского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Верховажского сельского поселения, в котором просил возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно: в соответствии со статьями 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктом 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, провести ремонт водоемов, расположенных у дома № 7 по улице Октябрьской села Верховажье, у дома № 1 по улице Молодежной села Верховажье, у дома № 9 по улице Советской Армии села Верховажье, у дома № 2 по улице Полевой села Верховажье, обеспечить подъезд к водоемам, расположенным у дома № 7 по улице Октябрьской села Верховажье, у дома № 9 по улице Советской Армии села Верховажье.
Требования мотивированы тем, что в результате проверки исполнения администрацией Верховажского сельского поселения законодательства о пожарной безопасности, проведенной прокуратурой района с привлечением специалиста-сотрудника ОНД и ПР по Сямженскому и Верховажскому районам, установлено, что пожарные водоемы в селе Верховажье не отвечают требованиям пожарной безопасности: не обеспечены подъезды к водоемам, неисправны настилы, в водоеме отсутствует вода либо низкий уровень воды, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Верховажского района Соловьева Т.А. исковые требования просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Верховажского сельского поселения глава администрации Верховажского сельского поселения Макаровский А.В. иск признал, о чем представил суду письменное заявление.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, исковые требования прокурора удовлетворяет в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 3, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу статьи 10 Закона № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
На основании статьи 2 Закона № 131-ФЗ муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) установлено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно - питьевые, хозяйственные и противопожарные).
На территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым в том числе относятся водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 68 Закона № 123-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, согласно пункту 16 которых на территории поселений обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии с пунктом 80 указанных Правил органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем поддержания источников наружного противопожарного водоснабжения в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации поселения от 03.06.2019 № 73 «О противопожарном водоснабжении на территории Верховажского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области» утвержден перечень источников наружного водоснабжения на территории поселения, в том числе пожарных водоемов (л.д. 11-14).
В соответствии с Законом Вологодской области от 20.07.2009 № 2060-ОЗ «О внесении изменений в закон области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между сельскими поселениями и Верховажским муниципальным районом, в состав которого они входят» в муниципальную собственность Верховажского сельского поселения переданы пожарные водоемы (металлические емкости) в количестве 17 штук, пирс на р. Ваге.
Кроме того, согласно информации администрации Верховажского сельского поселения дополнительно на баланс приняты пожарные водоемы в количестве 7 штук (л.д. 10).
В ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в части содержания пожарных водоемов на территории Верховажского сельского поселения были установлены нарушения требований пожарной безопасности. На момент проверки технического состояния противопожарного водоснабжения 17.05.2019 и осмотра 11.06.2019 выявлены нарушения противопожарных требований, выразившиеся в неисправности пожарных водоемов: у дома № 1 по улице Молодежной – не герметичен, у дома № 7 по улице Октябрьской – отсутствует подъезд, обвалился настил, у дома № 2 по улице Полевой – требуется замена настила, у дома № 9 по улице Советской Армии – низкий уровень воды, требуется оборудование подъездных путей (л.д. 15-19, 20).
Указанные недостатки нарушают права неопределенного круга лиц, так как могут повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни при пожаре вследствие несвоевременной его локализации и тушения.
Принимая во внимание приведенные нормы права, а также установленные по делу обстоятельства, учитывая признание иска представителем ответчика, которому были разъяснены и понятны последствия его признания в виде вынесения решения об удовлетворении исковых требований, добровольность признания иска, понимание представителем ответчика последствий признания иска, не нарушение признанием иска прав и законных интересов других лиц, суд принимает признание иска ответчиком и, исходя из того, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности, при этом администрация сельского поселения как муниципальный орган является собственником муниципального имущества и обязана в силу перечисленных выше норм права обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах поселения, приходит к выводу о возложении на администрацию Верховажского сельского поселения обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Верховажского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Верховажского сельского поселения о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию Верховажского сельского поселения обязанность провести ремонт водоемов, расположенных у дома № 7 по улице Октябрьской села Верховажье, у дома № 1 по улице Молодежной села Верховажье, у дома № 9 по улице Советской Армии села Верховажье, у дома № 2 по улице Полевой села Верховажье, обеспечить подъезд к водоемам, расположенным у дома № 7 по улице Октябрьской села Верховажье, у дома № 9 по улице Советской Армии села Верховажье.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Ю. Жукова
Мотивированное решение составлено 16.07.2019.