Дело № 2-17/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Суксун 15 января 2015 года
Суксунский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
при секретаре Вязовиковой О.Б.,
с участием представителя истца – зам. прокурора Суксунского района Заякина А.Ю.,
представителя ответчика – администрации Суксунского муниципального района, действующего по доверенности Мелентьева А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суксунского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к МО «Суксунское городское поселение» в лице исполнительного органа – администрации Суксунского муниципального района о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,
установил:
Прокурор Суксунского района обратился в суд с иском о признании незаконным бездействие МО «Суксунское городское поселение» в лице исполнительного органа – администрации Суксунского муниципального района по организации ритуальных услуг в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Суксунского городского поселения; возложении обязанности на МО «Суксунское городское поселение» в лице исполнительного органа – администрации Суксунского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и в тот же срок правовым актом органа местного самоуправления определить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела. В обоснование заявления прокурор указал, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле: на территории Суксунского городского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Положениями ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Гарантированный перечень услуг по погребению установлен п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В силу п. 2 Указа Президента РФ от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Согласно информации главы МО «Суксунское городское поселение» Ш. специализированные службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Суксунское городское поселение» не создавались, договоры с иными организациями или индивидуальными предпринимателями на проведение работ по погребению умерших и осуществлению иных видов деятельности, которые возлагаются на специализированную службу по похоронному делу, не заключались.
Отсутствие на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц родственников и близких умерших на получение гарантированных услуг по погребению.
В судебном заседании заместитель прокурора на иске настаивал.
Ответчик – представитель МО «Суксунское городское поселение» в лице исполнительного органа – администрации Суксунского муниципального района Мелентьев А.Б. с иском не согласен, пояснил, суду, что в муниципальном образовании утверждены правила содержания мест погребения на территории поселения, то есть определен порядок организации похоронного дела. Создание специализированной службы нецелесообразно, так как за период осуществления администрацией района полномочий администрации городского поселения ни один гражданин не обратился за предоставлением услуг, указанных в гарантированном перечне по погребению. Положения ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" позволяют местному самоуправлению реализовать свои полномочия путем осуществления закупок с проведением конкурсных процедур (в частности, возможностью заключения договоров с индивидуальным предпринимателем).
Суд, заслушав мнение представителя истца, ответчика, исследовав документы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, неопределенного круга лиц.
В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе осуществляют специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления согласно части 2 статьи 25 указанного Закона.
В силу ст. 12 названного Закона на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего.
Согласно п. 2 ст. 1, ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ № 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, а именно
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Пунктом 2 данной статьи установлено, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В силу ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению в пределах размера социального пособия на погребение, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Таким образом, приведенные выше нормы закона предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения.
Как следует из материалов дела решением Думы Суксунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила содержания мест погребения на территории Суксунского городского поселения (далее по тексту – Правила) (л.д.12).
Согласно п. 2.1 Правил органом местного самоуправления городского поселения создается специализированная служба по вопросам похоронного дела или заключаются договоры с иными организациями или индивидуальными предпринимателями на проведение работ по погребению умерших, по устройству и содержанию мест погребений (л.д. 12-15).
Постановлением Думы Суксунского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Методика по формированию тарифов (цен) на ритуальные услуги прейскурант тарифов (цен) на ритуальные услуги, оказываемые на территории Суксунского городского поселения (л.д.16-20).
Решением Думы Суксунского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена стоимость гарантированного перечня услуг по погребению, оказываемых на территории МО «Суксунское городское поселение» (л.д.21-23).
Однако, до настоящего времени специализированная служба на территории Суксунского городского поселения не создана, каким-либо иным образом вопросы, связанные с организации ритуальных услуг на территории администрацией муниципального образования не решены. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Доводы ответчика о том, что органом местного самоуправления приняты соответствующие нормативные акты, регулирующие вопросы организации похоронного дела, являются необоснованными, так как доказательств реализации принятых решений и исполнения обязанности по организации ритуальных услуг на территории поселения, в материалах дела не имеется. Принятие данных правовых актов не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В соответствии с указанным выше действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям; положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе и ст. 17 указанного Закона, как на то ссылается ответчик, не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
Довод ответчика о нецелесообразности создания специализированной службы в связи с отсутствием обращений граждан за предоставлением услуг, указанных в гарантированном перечне за период исполнения ответчиком обязанностей администрации городского поселения, основанием для отказа в иске не является, так как создание специализированной службы органом местного самоуправления не поставлено в зависимость от наличии либо отсутствия таковых обращений граждан за определенный временной промежуток.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о допущенном МО «Суксунское городское поселение» незаконном бездействии, выразившемся в неисполнении обязанности по организации ритуальных услуг в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Суксунского городского поселения.
В связи с чем, на ответчика должна быть возложена обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Суксунского городского поселения срок до ДД.ММ.ГГГГ г., который суд считает разумным, с утверждением порядка деятельности таковой службы путем издания соответствующего правового акта в силу положений ст.25 Федерального Закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Суксунское городское поселение» в лице исполнительного органа – администрации Суксунского муниципального района в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Суксунского городского поселения.
Обязать муниципальное образование «Суксунское городское поселение» в лице исполнительного органа – администрации Суксунского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать специализированную службу по вопросам похоронного дела с утверждением порядка ее деятельности путем издания соответствующего правового акта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение составлено 20 января 2015 года.